Показать сообщение отдельно
Старый 07.08.2010, 11:25   #16
Дон С.
Мичман
 
Регистрация: 31.05.2010
Адрес: Morlaw, CO
Сообщений: 786
Нация: Испания
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 295

Награды пользователя:

По умолчанию Ответ: Корабелы: мастера, инженеры, конструкторы

Александр Попов

Александр Андреевич Попов родился в 1786 году в Астрахани, в семье прапорщика корпуса флотских штурманов Андрея Даниловича Попова.
С малых лет Саша Попов любил мастерить модели кораблей, проявлял исключительные способности к математике и рисованию. Когда ему исполнилось 11 лет, его определили в Петербургское училище корабельной архитектуры. Преподавателем корабельной архитектуры в старших классах был уже известный тогда корабел Иван Петрович Амосов. Иван Петрович обратил внимание на выдающиеся способности Саши Попова и сделал его своим помощником в чтении курса. 2 января 1805 года был произведен первый выпуск училища. Были выпущены два самых способных и наиболее подготовленных воспитанника — 19-летний Александр Попов и 24-летний Иван Курочкин. Курочкина направили на Астраханскую судоверфь, где он построил много первоклассных кораблей.
Попова по рекомендации И. П. Амосова оставили в училище преподавать корабельную архитектуру. Он любил преподавательскую работу, и все же не оставлял мечты самому проектировать и строить корабли. В 1809 году он был командирован в распоряжение директора Главного адмиралтейства — Василия Сарычева. В результате наблюдений и изучения опыта Попов заметил, что каждый мастер по-своему организует порядок работы при постройке корабля. Впоследствии он разработал 5 технических схем, на которых была расписана последовательность всех операций по сооружению 74-пушечного корабля, начиная с подготовительных работ и кончая спуском его на воду. Это дало возможность вести строительство по графику, что сократило сроки пребывания корабля на стапеле, улучшило качество и снизило его стоимость. Схемы эти были первой попыткой в истории мирового кораблестроения ввести строгую технологию при постройке судов. За них Александр Андреевич был награжден бриллиантовым перстнем. В тот же год ему поручают разработать и построить 44-пушечный фрегат «Архимед» для официальных походов царя Александра I. И с этим заданием Попов справился блестяще. Он не только разработал проект фрегата, но и подготовил технологические схемы его строительства. Позже под руководством выдающегося корабельного мастера Г. С. Исакова Попов построил 74-пушечный корабль «Юпитер», а в 1813 году 110-пушечный линкор «Лейпциг».
Неожиданно его назначают инженером Астраханского порта, где после смерти Петра I строительство кораблей резко сократилось, верфи, в сущности, бездействовали и приходили в состояние непригодности. Перед Поповым была поставлена задача возродить Каспийскую флотилию, отремонтировать корабли и построить новые.
И когда в 1820 году Попова отозвали в Петербург на новую должность, а на его место прибыл молодой кораблестроитель Степан Бурачек, Астраханская верфь успешно сооружала и ремонтировала корабли. В 1821 году Попова назначают директором Охтинской судоверфи. Здесь вместе со своим заместителем, полковником Корпуса корабельных инженеров Вениамином Стоке он проектирует и строит целую серию боевых парусных кораблей: 24-пушечный быстроходный бомбардирский корвет «Гремящий», 36-пушечный фрегат «Кастор», 64-пушечный линейный корабль «Эммануил» и другие.
В 1824 году А. А. Попова назначают управляющим Новым адмиралтейством в Санкт-Петербурге. Под его руководством верфь перестраивается для выпуска крупных кораблей и становится самой мощной и технически оснащенной в стране.
Александр Андреевич внес большой вклад и в теоретические вопросы строительства кораблей. Его работы «Опыт спуска кораблей», а также «Математическое исследование кривой прогрессики и обоснование ее использования для вычерчивания теоретических чертежей корабля» были рассмотрены в 1836 году Кораблестроительным и Ученым комитетом, который записал, что Попов «в обоих сих произведениях трудов его доказал отличные познания в высшей теории великой науки кораблестроения». Попова привлекали в различные авторитетные комиссии, а затем он был назначен членом Морского ученого комитета. Александр Андреевич продолжал заниматься любимым делом. Он спроектировал целую серию кораблей, в том числе 120-пушечный линкор «Россия».
Таких мощных кораблей в стране еще не строилось. Поэтому Попов особенно тщательно разрабатывал все детали. Во-первых, он потребовал на постройку этого корабля сухой, выдержанный 3—4 года в закрытом помещении лес. Чтобы уберечь лес от преждевременного гниения, его пропитывали рыбьим жиром. Все щели и соединения деталей были тщательно прошпаклеваны и смазаны специальной мастикой. Трюм был покрыт смолой, смешанной с толченым мелом. За успешное окончание строительства «России» в 1839 году А. А. Попову присваивают звание генерал-майора корпуса корабельных инженеров. Вся его деятельность оказалась на высшем взлете волны парусного флота, когда следующий шаг в судостроении привел к качественно новым кораблям железа и пара.

Скончался Александр Попов в 1859 г. в Санкт-Петербурге.

Википедия
shiphistory.ru
Дон С. вне форума Ответить с цитированием
Пользователь сказал cпасибо: