Показать сообщение отдельно
Старый 16.05.2011, 16:43   #231
Govani
Салага
 
Аватар для Govani
 
Регистрация: 16.05.2011
Адрес: Остров Рассвета
Сообщений: 3
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 0
По умолчанию Re: Знаменитые мореплаватели и флотоводцы

Александр Иванович Казарский


Алекса́ндр Ива́нович Каза́рский (16 июня 1797, Дубровно, Оршанский уезд, Белорусская губерния — 16 июня 1833, Николаев) — русский военный моряк, герой русско-турецкой войны 1828—1829 годов, капитан 1-го ранга (1831), кавалер ордена Святого Георгия. В звании флигель-адъютанта состоял в свите императора Николая I. Получил широкую известность после того, как 18-пушечный бриг «Меркурий» под его командованием одержал победу в бою с двумя турецкими линейными кораблями.
Александр Казарский происходил из белорусского шляхетского рода герба «Уж», а его фамилия — от слова «хазар».
Александр Казарский был четвёртым ребёнком в семье Ивана Кузьмича и Татьяны Гавриловны Казарских. У него было три старших сестры: Прасковья, Екатерина, Матрёна и младший брат Николай. Иван Кузьмич был отставным губернским секретарём, управляющим имением князя Любомирского.
В детстве Александр учился в церковно-приходской школе, где священник Дубровненского православного прихода обучал его грамоте, а молодой ксёндз — математике, латыни и французскому языку.
В 1808 году к Казарским приехал крёстный Александра — Василий Семёнович, двоюродный брат Ивана Кузьмича. Незадолго до этого он получил должность в обер-интендантстве Черноморского флота и предложил определить Александра в Черноморское штурманское училище в Николаеве. Отец согласился и, по свидетельству капитан-лейтенанта Ивана Николаевича Сущева, первого биографа Казарского, сказал на прощание: «Честное имя, Саша, — это единственное, что оставлю тебе в наследство».
Александр Казарский поступил волонтёром на флот в 1811 году, став кадедом Николаевского штурманского училища. 30 августа 1813 года он был записан гардемарином в Черноморский флот, а в 1814-м произведён в мичманы. По собственному рапорту он был направлен на Дунайскую флотилию, где его назначили командиром отряда мелких гребных судов в Измаиле. В 1819 году Казарский был произведён в лейтенанты и назначен на фрегат «Евстафий», который отправился в Севастополь. На Черноморском флоте Казарский служил под началом Ивана Семёновича Скаловского, которого считал своим кумиром с юности. В 1828 году, командуя бомбардирским кораблём «Соперник» отличился при взятии Анапы и Варны, за что получил чин капитан-лейтенанта, а за храбрость, проявленную при взятии Варны, Казарский был награждён золотой саблей. За время осады Анапы «Соперник» под командованием Казарского получил шесть пробоин корпуса и два повреждения рангоута.
В 1829 Казарский был назначен командиром 18-пушечного брига «Меркурий», служба на котором прославила его: 14 мая бриг под командованием Казарского вышел победителем в неравном бою с двумя турецкими линейными кораблями. За этот подвиг Казарский был произведён в капитаны 2-го ранга, назначен флигель-адъютантом и награждён орденом святого Георгия 4-й степени.
В 1829 году, с 26 мая по 17 июля Казарский командовал 44-пушечным фрегатом «Поспешный» и принял участие во взятии Месемврии. С 17 июля 1829 по 1830 год он был капитаном 60-пушечного фрегата «Тенедос». До октября 1829 года корабль под командованием Казарского трижды выходил к Босфору. В 1831 году за отличную службу Александр Иванович был произведён в капитаны 1-го ранга, после чего был уволен от командования кораблём и поступил в свиту Николая.
Под командованием капитан-лейтенанта Казарского бриг «Меркурий» совершил один из самых выдающихся подвигов в истории морских сражений. 14 мая 1829 года 18-пушечный бриг был настигнут двумя турецкими кораблями «Селимие» и «Реал-беем», имеющими в сумме десятикратное превосходство в количестве орудий. Приняв неравный бой, экипаж брига под командованием Казарского одержал блестящую победу, нанеся противнику повреждения, принудившие его выйти из боя. Турецкий офицер с «Реал-бея» писал позже:
В продолжение сражения командир русского фрегата говорил мне, что капитан сего брига никогда не сдастся, и если он потеряет всю надежду, то тогда взорвёт бриг свой на воздух. Ежели в великих деяниях древних и наших времён находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми литерами на храме Славы: он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг — «Меркурий».
За свой подвиг Казарский был произведён в капитаны II ранга, награждён орденом Святого Георгия IV класса и назначен флигель-адъютантом. Также в герб Казарского, как символ готовности пожертвовать собой, было внесено изображение тульского пистолета, который Александр Иванович перед боем положил на шпиль у входа в крюйт-камеру для того, чтобы последний из оставшихся в живых офицеров выстрелом взорвал порох.
В 1833 году Казарский был направлен для проведения ревизии и проверки тыловых контор и складов в черноморских портах, но через короткое время после прибытия в Николаев внезапно скончался от отравления. Для отравления, предположительно, использовался кофе с мышьяком.
Моцкепич, дядя Казарского, оставил ему в наследство 70 тысяч рублей, шкатулка с которыми была разграблена с участием Автомонова, Николаевского полицмейстера. По свидетельству графа Бенкендорфа Казарский собирался непременно отыскать виновного. Бенкендорф утверждал, что Автомонов имел отношения с супругой капитан-командора Михайловой, приятельница которой, Роза Ивановна, имевшая близкое знакомство с неким аптекарем.
Казарский, отобедав у Михайловой, выпил чашку кофе и почувствовал себя плохо. Близкая знакомая Казарских, Елизавета Фаренникова, утверждала, что в последние дни Казарский, заходя к кому-либо, ничего не ел и не пил, так как был предупреждён о возможном покушении. Даже некую немку, у которой остановился в Николаеве, он просил попробовать каждое блюдо, прежче чем самому приступить к еде. Однако, Казарский не смог отказать красавице-дочери хозяина дома, которая поднесла ему роковую чашку кофе. За разговором Александр Иванович незаметно для самого себя выпил всю чашку. По утверждению штабс-лекаря Петрушевского, к которому обратился Казарский, тот постоянно плевал, от чего на полу образовались чёрные пятна, которые не удавалось смыть. Фаренникова утверждает, что и доктор был в сговоре против Казарского, так как вместо того, чтобы дать ему противоядие, усадил его в горячую ванну несмотря на то, что сам Казарский говорил ему, что отравлен. После смерти тело Казарского почернело, голова и грудь раздулись, лицо обвалилось, волосы выпали, глазные яблоки лопнули, а ноги по ступни отвалились в гробу. Эти изменения произошли менее, чем за двое суток и некоторые авторы утверждают, что их причиной стало не отравление, а летняя жара, а причиной смерти стал обыкновенный грипп. В своей записке Бенкендорф говорит, что следствие Грейга по делу о смерти Казарского ничего не открыло и другое следствие вряд ли будет успешным, поскольку Автомонов, участие которого в заговоре против Казарского подозревал граф, является близким родственником генерал-адъютанта Лазарева.
Внешние изменения Казарского после смерти подтверждала и Елизавета Фаренникова, бывшая тому свидетельницей: «голова, лицо распухли до невозможности, почернели, как уголь; руки распухли, почернели аксельбанты, эполеты, всё почернело… когда стали класть в гроб, то волосы упали на подушку». Гибель Казарского Фаренникова связывает с его ревизорской деятельностью и беспорядками и злоупотреблениями, царившими в то время на флоте.
Во время похорон за гробом шло множество людей, среди которых были вдовы и сироты, которым Казарский много помогал. Рыдая, они кричали: «Убили, погубили нашего благодетеля! Отравили нашего отца!».
Казарский был лично знаком с А. С. Пушкиным и К. Далем. Известен «пророческий» рисунок Пушкина, на котором тот изобразил портреты Казарского, Сильво, Фурнье, Даля и Зайцевского (над рисунком сделана подпись заглавных букв фамилий изображённых людей: Q, S, F, D, Z) и топор, касающийся Даля и Казарского, которые после были отравлены в Николаеве
Первым предложил увековечить подвиг брига командующий Черноморской эскадрой адмирал М. П. Лазарев. По его же инициативе проводился сбор средств на сооружение памятника, всего было собрано 12 тысяч рублей. Памятник был заложен к пятилетию подвига брига «Меркурий» — в 1834-м и открыт в 1839 году на Мичманском бульваре Севастополя. Он был выполнен по проекту академика архитектуры А. П. Брюлова. Строительные работы выполнил мастер О. Г. Нюман. Строительство велось на средства, собранные моряками Черноморского и Балтийского флотов.
Памятник сооружен в стиле классицизма. На усеченной пирамиде из крымбальского известняка установлена античная трирема. На подиуме в небольших нишах помещены горельефные изображения А. И. Казарского и античных богов — Ники (богиня победы), Нептуна и Меркурия. На постаменте — два маскарона и военные атрибуты, символизирующие славу и доблесть. В одном из документов Центрального государственного архива в Москве, указано, что надпись «Казарскому. Потомству в пример» велел написать сам Николай I.
Памятник Александру Казарскому стал первым памятником, воздвигнутым в Севастополе.

Википедия
__________________
Морская гладь ломает судьбы...

Лучшая игра пиратской тематики: Корсары

Последний раз редактировалось Flibustier; 16.05.2011 в 23:26. Причина: оформление
Govani вне форума Ответить с цитированием
2 пользователя(ей) сказали cпасибо:
Lejito (01.06.2011), Natali (14.06.2011)