Показать сообщение отдельно
Старый 20.12.2011, 13:34   #312
Сеньор Кортес
VIP
Капитан 3-го ранга
Гаваньский нумизмат
 
Аватар для Сеньор Кортес
 
Филантроп:
Граф Испания
Регистрация: 12.01.2010
Адрес: Virgin Gorda
Сообщений: 4,513
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: Сеньор Кортес отключил(а) отображение уровня репутации

Награды пользователя:

Восклицание Знаменитые мореплаватели и флотоводцы

Джон Мак-Брайд

Джон Мак-Брайд, или Макбрайд (англ. John MacBride, ок. 1735 − 17 февраля 1800) — офицер Королевского флота и политик, впоследствии адмирал, служил в период Семилетней войны, Американской войны за независимость и Французских революционных войн.
Пришел на флот после службы на торговых судах. Отличился в ряде боев во время Семилетней войны, в том числе увел из гавани приватир, что и принесло ему звание полного капитана до конца конфликта. Сыграл важную роль в создании и обеспечении британского поселения на Фолклендских островах в годы мира, а также оказал услугу королевской семье, доставив по назначению сестру короля, Каролину Матильду. По-прежнему, будучи на действительной службе к началу войны с американскими колониями, Мак-Брайд принял командование линейным кораблем и участвовал в боях под началом Кеппеля и Родни. Также был активен в охоте на приватиров, захватил «Comte d’Artois» в жарком бою у берегов Ирландии. Далее следует служба с флотом Паркера против голландцев и с Баррингтоном в Канале.
Мак-Брайд закончил войну службой на берегу в Ирландии, а в 1784 году приступил к политической карьере, став членом Парламента от Плимута. Получил адмиральское звание с началом войны с революционной Францией, командовал эскадрами у вражеских берегов и доставлял войска для поддержки сухопутных операций на континенте. Закончил активную службу в 1795 году, хотя впоследствии был повышен до адмирала, незадолго до своей смерти в 1800 году.
Спойлер:
Джон Мак-Брайд родился в Шотландии около 1735 года, второй сын пресвитерианского священника Роберта Мак-Брайда. Семья переехала в Ирландию вскоре после рождения Джона, когда Роберт получил приход Бэллимани, в графстве Антрим. Брат Джона, Дэвид Мак-Брайд, выдвинулся как автор медицинских текстов. Джон Мак-Брайд впервые пошел в море на торговом судне в 1751 году и поступил в Королевский флот в качестве матроса три года спустя, в 1754 году. Служил в течение нескольких лет на 24-пушечном HMS «Garland» в Вест-Индии, затем вернулся в британские воды, и несколько месяцев служил на борту HMS «Norfolk», флагмана в Даунс.
Мак-Брайд выдержал экзамен на лейтенанта 6 октября 1758 года, и 27 октября получил офицерский патент. Он был переведен на наемный куттер «Grace», с которым в августе 1761 года обнаружил французский корсар на рейде в Дюнкерке. Мак-Брайд связался с фрегатом HMS «Maidsone» и запросил у его капитана четыре вооруженных шлюпки с людьми. Капитан «Maidsone» с готовностью согласился, и в 10 часов вечера шлюпки, приглушив ветошью весла, отошли от британских кораблей и сблизились с корсаром. Они пришли на пистолетный выстрел и окликнули французское судно, а не получив ответа, пошли на абордаж. Британцы атаковали с обоих бортов, и взяли корсар, потеряв двух человек ранеными. Мак-Брайд сам застрелил французского лейтенанта, когда тот наводил пушку на шлюпки. Все французские потери были два человека убитыми и пятеро ранеными. Овладев судном, британцы вывели его в море под пушками французской батареи.
Хорошая служба Мак-Брайда принесла ему продвижение в чин мастера и коммандера 7 апреля 1762 года, и назначение командовать брандером HMS «Grampus». С него он 27 мая 1763 года перешел на шлюп HMS «Cruizer», все еще в чине коммандера. Проведя некоторое время в своих водах, 20 июня 1765 года Мак-Брайд был повышен до полного капитана, и принял в командование 30-пушечный HMS «Renown». За этим в августе 1765 года последовало командование 32-пушечным HMS «Jason», и задание основать колонию на Фолклендских островах.
Мак-Брайд прибыл на острова с HMS «Jason», HMS «Carcass» и транспортом снабжения HMS «Experiment» в январе 1766 года, с приказом обеспечить поселение, а также информировать всех уже имеющихся жителей, что острова являются британским владением. Британцы обстроили Порт-Эгмонт, сделали несколько походов в омывающих острова водах, а в декабре наткнулись на французское поселение. В доброжелательной беседе Мак-Брайд сообщил французскому губернатору мсье де Невилю (фр. de Neville) о британских притязаниях, которые французы вежливо отклонили. Без ведома как де Невиля, так и Мак-Брайда, Луи Антуан де Бугенвиль, который основал французское поселение, согласился продать колонию Испании. В результате напряженность в отношениях между испанскими и британскими властями в 1770 году чуть не привела к войне, но к тому времени Мак-Брайд вернулся домой, доложив о ситуации в правительство. Позже, вероятно в 1770 году, он опубликовал 13-страничную монографию под названием «Журнал ветров и погоды … на Фолклендских островах с 1 февраля 1766 по 19 января 1767 года».
После возвращения в Англию Мак-Брайд в августе 1767 получил в командование 22-пушечный HMS «Seaford» с задачей крейсировать в Английском канале. Он провел несколько лет на «Seaford», затем был переведен и в марте 1771 года принял командование 32-пушечным HMS «Arethusa», а в августе того же года 32-пушечный HMS «Southampton». Командовал до мая 1772 года, когда получил приказ командовать небольшой эскадрой, с поручением доставить Каролину Матильду, бывшую королеву Дании и Норвегии и сестру короля Георга III, из Эльсинора в Штадт. Эскадру составили «Southampton» и два прошлых корабля Мак-Брайда, «Seaford» и «Cruizer». В апреле 1773 года он принял командование HMS «Orpheus».
С началом войны с американскими колониями, Мак-Брайд 6 ноября 1776 года был назначен командовать 64-пушечным HMS «Bienfaisant». Он присутствовал в адмиральском дивизионе при острове Уэссан 28 июля 1778 года, но в путаной обстановке серьезно в бою не участвовал. В последующих спорах об исходе сражения, Мак-Брайд свидетельствовал в пользу адмирала Кеппеля, что было важным фактором в оправдании того на военно-полевом суде. Сэра Хью Паллисера (англ. Hugh Palliser) Мак-Брайд поддержал меньше. Он продолжал командовать «Bienfaisant», и в декабре присоединился к флоту сэра Джорджа Родни, направленному на снабжение Гибралтара. На переходе британский флот наткнулся на испанский конвой, доставлявший морские припасы из Сан-Себастьяна в Кадис, и принудил его к бою. Британцам удалось захватить конвой, Мак-Брайд проявил себя в дуэли с испанским флагманом «Guipuscoana», который ему и сдался.
16 января флот снова обнаружил испанские корабли, на этот раз у мыса Сент-Винсент. Испанский флот, под командованием адмирала Хуана де Лангара, был принужден к бою, и снова Мак-Брайд был в самой гуще. Он повел свой корабль против «Santo Domingo», причем «Bienfaisant» едва избежал серьезного урона, когда его противник взорвался. Затем продолжал поиск и захватил флагман де Лангара, 80-пушечный «Fenix». Мак-Брайд послал лейтенанта Томаса Луиса (англ. Thomas Louis) овладеть призом но, так как на «Bienfaisant» была вспышка оспы, Макбрайд не предпринял обычного в таких случаях шага, и не перевел часть пленных к себе на борт. Вместо этого он заключил договор с де Лангара, что в случае встречи с французами или испанцами, тот не будет мешать «Fenix» защищаться. Если «Bienfaisant» уйдет, а «Fenix» будет отбит, де Лангара и его люди считают себя по-прежнему военнопленными и не воюют против Британии, но если «Fenix» бежит, а «Bienfaisant» будет взят, то де Лангара и его люди освобождаются. На деле, оба корабля добрались до Гибралтара без приключений, после чего Мак-Брайду была оказана честь доставить донесения Родни обратно в Англию. Он отправился немедленно, но был задержан неблагоприятными ветрами. Соответственно, его депеши прибыли через несколько дней после того, как те же донесения достигли Лондона с капитаном Эдвардом Томпсоном (англ. Edward Thomson), который покинул Родни позже Мак-Брайда, но добрался быстрее.
Флот Родни вернулся в Великобританию в марте, и Мак-Брайд вернулся на «Bienfaisant». В начале августа крупный французский приватир, 64-пушечный «Comte d'Artois», по сведениям, вышел из Бреста в крейсерство к южному побережью Ирландии. Мак-Брайд получил приказ выйти вместе с 44-пушечным HMS «Charon» на перехват. Через несколько дней поисков, рано утром 13 августа показался, наконец, неизвестный парус, в погоне за несколькими кораблями конвоя, вышедшего из Корка. Мак-Брайд сблизился и встал против неопознанного корабля, который поднял английский флаг. Корабли пришли на пистолетный выстрел, и только обменявшись с противником окликами, Мак-Брайд мог удовлетворительно назвать его принадлежность. В это время корабли были так близко, («Bienfaisant» по носу от «Comte d'Artois»), что ни один не мог использовать основное вооружение. Вместо этого оба открыли огонь из мушкетов, пока Мак-Брайд не сманеврировал в сторону, и последовал общий бой. Через час и десять минут французский корабль сдался, имея 21 убитого и 35 раненых, в то время как на «Bienfaisant» было трое убитых и 20 раненых. «Charon» вступил в бой только в конце, и имел одного раненого. Захват имел необычное продолжение, когда чуть более года спустя, и с другим капитаном, «Bienfaisant» захватил другой приватир, на этот раз названный именем графини д'Артуа.
По еще одному совпадению, в январе 1781 года Мак-Брайд получил в командование 40-пушечный HMS «Artois», бывший французский корабль, захваченный в 1780 году HMS «Romney». Мак-Брайд служил в Северном море с флотом сэра Хайд-Паркера, и сражался против голландцев в при Доггер-банке 5 августа 1781 года. После битвы Паркер временно перевел Мак-Брайда на 80-пушечный HMS «Princess Amelia», чей капитан Джон Мак-Картни (англ. John MacCartney), был убит в бою. Мак-Брайд вернулся к командованию «Artois» после возвращения флота в порт и продолжил крейсерство в Северном море. 3 декабря он вступил в бой и захватил два больших 24-пушечных голландских приватира - «Hercules «и «Mars». На «Mars» 9 человек были убиты и 15 ранены, а на «Hercules» 13 убиты и 20 ранены. На «Artois» один человек был убит и шесть ранены.
В начале 1782 года Мак-Брайд действовал в Канале, а в апреле был в качестве дозора впереди главных сил под командованием адмирала Самуэля Баррингтона, направленного на перехват французской эскадры, вышедшей из Бреста в Ост-Индию. Он обнаружил противника 20 апреля и предупредил Баррингтона. В этот день британцы пошли на перехват, а на следующий захватили более половины французов. После этого успеха Мак-Брайд был в июне назначен на ирландскую станцию, где занимался прессом на берегу, в то время как Artois крейсировал под командованием первого лейтенанта.
В конце войны с Америкой Мак-Брайд оставил командование HMS «Artois», но в июне сумел получить 32-пушечный HMS «Druid». Командовал до конца года, после чего в его службе в море наступил временный перерыв. Мак-Брайд воспользовался этой возможностью, чтобы заняться политикой, и в 1784 году был избран в Парламент от Плимута. Сохранял мандат до 1790 года. Сделал несколько выступлений по военно-морским вопросам, и заседал в комиссии герцога Ричмонда по обороне Портсмута и Плимута между 1785 и 1786 годами. Он выступил против плана укрепления военно-морских верфей, как на комиссии, так и в Парламенте. В 1788 году вернулся к активной службе, хотя и не в море; принял брандвахтенный корабль в Плимуте, 74-пушечный HMS «Cumberland». В 1790 году, в связи с угрозой, так называемого Испанского Вооружения, Мак-Брайд повел HMS «Cumberland» в Торбей, чтобы присоединиться к собранному там флоту лорда Хоува.
Мак-Брайд был произведен в контр-адмиралы 1 февраля 1793 года, в порядке общего повышения офицеров с началом войны. Стал командующим в Даунс, командуя эскадрой фрегатов, держал флаг на HMS «Cumberland», затем перенес его на 32-пушечный HMS «Quebec». Овладел Остенде после французского отступления в начале 1793 года, а в октябре перевозил подкрепления под командованием генерала сэра Чарльза Грея, чтобы помочь в обороне Дюнкерка. В конце года принял командование 36-пушечной HMS «Flora» и 1 декабря вышел из Портсмута. Доставил армию под командованием эрла Мойра для поддержки французских роялистов в Бретани и Нормандии.
После этого похода он принял командование небольшой эскадрой на Западных подходах, держал флаг на нескольких кораблях, в их числе шлюп HMS «Echo», 74-пушечный HMS «Minotaur» и 64-пушечный HMS «Sceptre». Эскадра не добилась существенных успехов, а Мак-Брайд имел несчастье сломать ногу, садясь на лошадь, что вынудило его временно отказаться от своих обязанностей. Он был произведен в контр-адмиралы красной эскадры 11 апреля, а 4 июля в вице-адмиралы синей. Став вице-адмиралом белой эскадры 1 июня 1795 года, Мак-Брайд командовал эскадрой в Северном море, назначенной следить за голландским флотом в Текселе, держал флаг на 74-пушечном HMS «Russell». Он ушел в отставку в конце 1795 года, и больше в море не ходил. Однако 14 февраля 1799 года был повышен до адмирала синей эскадры. Адмирал Джон Мак-Брайд умер 17 февраля 1800 года от приступа паралича в кофейне Спринг-гарден, в Лондоне.

Мак-Брайд женился в начале своей карьеры, но никаких подробностей об этом не сохранилось, кроме того, что его жена была дочерью флотского офицера. Она, предположительно, умерла, так как 14 июля 1774 года Мак-Брайд женился на Урсуле Фолкс (англ. Folkes), старшей дочери Уильяма Фолкса из Хиллингтон-Холл, Норфолк. Их сын, Джон Дэвид Мак-Брайд, стал директором Магдален Холл, Оксфорд. Дочь Мак-Брайда, Шарлотта, в 1795 году вышла замуж за адмирала Томаса Уиллоби Лейка.

В его честь назван мыс Мак-Брайд-Хед на Фолклендских островах.
В Плимуте на Барбикане сохранился традиционный английский трактир «Адмирал Мак-Брайд», основанный в 1790-х годах.

источник:
Википедия
Сеньор Кортес вне форума Ответить с цитированием
2 пользователя(ей) сказали cпасибо:
Natali (20.12.2011), Шустрый Игорёк (14.05.2012)