Показать сообщение отдельно
Реклама

Зарегистрированным пользователям показывается меньше рекламы!

Старый 14.04.2008, 19:16   #3
BronuiN
Капитан 3-го ранга
Человек года - 2008
 
Аватар для BronuiN
 
Спонсор:
Шевалье Франция
Регистрация: 04.02.2008
Адрес: Пять лет не меняется)))
Сообщений: 4,525
Нация: Франция
Пол: Женский
Офицеры
Репутация: 656

Награды пользователя:

По умолчанию Ответ: Опасные воды

Мыс Доброй Надежды
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
Самый юго-западный мыс Африки веками вызывал у моряков страх, и его романтичное название могло ввести в заблуждение кого угодно, только не их. Даже опытнейшие шкиперы крестились, когда им удавалось благополучно добраться до гавани. И на то были причины: сейчас мало кто знает, что мыс Доброй Надежды поначалу был назван мысом Бурь. Так в 1488 году его окрестил португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш.
Здесь нужно отметить, что многие ошибочно считают мыс Доброй Надежды самой южной точкой Африки. Однако это не так: у этого мыса береговая линия Африканского континента впервые поворачивает на восток, открывая проход из Атлантического океана к Индийскому. Но самая южная точка материка находится на 155 километров восточнее и называется Игольным мысом. Именно там в ясную погоду перед путешественником предстает потрясающее зрелище: глазу становится видна граница между двумя океанами, воды которых отличаются по цвету и температуре!
Именно это столкновение холодных вод Атлантики и теплых вод Индийского океана делает мореплавание у южной оконечности Африки очень опасным. Воды здесь редко бывают спокойными, и даже в самый безоблачный день дуют шквалистые, штормовые ветра. Кстати, шторма в этих местах – длительные, в водах господствуют туманы, а скалы мыса Доброй Надежды – высочайшие прибрежные скалы в мире.
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
Спойлер:
Непокорный и роковой
В конце пятнадцатого века испанские и португальские мореплаватели наперегонки искали заветный путь к сказочным богатствам Индии. Был среди них и португалец Бартоломеу Диаш. Пытаясь обогнуть Африку с юга, он отправился из Лиссабона в заветную «Страну пряностей», снарядив три корабля. Близ 33 градуса южной широты, у залива Святой Елены, поднялся сильный ветер. Боясь, что суда разобьются о прибрежные скалы, Диаш вывел их в открытый океан. Ветер перешел в шторм, и португальцы потеряли берег из виду. Страшная буря трепала корабли, относя их к югу. Когда океан несколько успокоился, Диаш приказал взять курс на восток. На судах начался ропот: потеряв надежду на спасение, моряки требовали возвращения домой. Но Диаш поклялся «всеми дьяволами», что обогнет этот проклятый мыс!
Несколько дней корабли шли на восток, но потерянный берег все не показывался. Тогда Диаш повернул корабли на север, и, достигнув, наконец, широкой открытой бухты, был вознагражден: берег плавно поворачивал на северо-восток. Его корабли все же вошли в Индийский океан, который до той поры считался замкнутым морем!
Измученные долгими скитаниями, матросы все-таки взбунтовались и отказались плыть дальше. Диаш вынужден был уступить. Корабли повернули обратно, так и не добравшись до Индии. Идя на запад вдоль южной оконечности Африки, Диаш увидел далеко выступающий в море мыс. В память о пережитом двухнедельном шторме португальский мореход назвал его Кабо Торментозой - мысом Бурь.
Однако португальский король Жуан (Иоанн) II, выслушав доклад мореплавателя, приказал переименовал его в мыс Доброй Надежды, рассчитывая впоследствии достичь отсюда Индии и не желая отпугивать будущих колонистов.
Судьба же Бартоломео Диаша оказалась поистине трагичной. Согласно летописи, 29 мая 1500 года во время очередной экспедиции, корабль Бартоломео Диаша пропал без вести все у того же мыса Бурь.…
Достигнуть Индии удалось уже Васко да Гаме – через десять лет после трудного плавания Диаша. Он тоже с большим трудом обогнул непокорный мыс. А сам мыс в итоге стал местом промежуточной стоянки на пути на восток: так навсегда изменилась история Южной Африки.
Позднее – весной 1652 года – на мыс Доброй Надежды прибыла экспедиция под руководством голландца Яна ван Рибека. Ее целью было строительство форта - временного пристанища для кораблей, плывущих в Индию. Так был заложен Кейптаун – город мыса.

Волны-убийцы
Южная оконечность Африки славится сильными штормами, во время которых суда кренятся на тридцать-сорок градусов, черпая сразу по нескольку десятков тонн воды. Но это еще полбеды. Помимо прочего, эти воды славятся аномально высокими волнами, которые возникают при сильном встречном течении. Дело в том, что вдоль юго-восточного побережья материка проходит сильное течение мыса Игольного. И в то же время этот район отличается интенсивным мореплаванием: именно там было отмечено более десятка случаев встреч кораблей с аномальными волнами, что и привлекло внимание к проблеме.
Волны-убийцы у южной оконечности Африки назвали «кейпроллерами». Какими же страшными они были для парусных кораблей, если в 1974 году волна высотой в четырнадцать метров переломила днище большого английского сухогруза?! А несколькими годами раньше подобная волна разломила пополам один из первых в мире супертанкеров с громким названием «Уорлд глори» («Всемирная слава»). После того, как в 1984 году с такой волной встретился танкер «Таганрогский Залив», они стали объектом для изучения.
Было выдвинуто предположение о решающей роли встречного течения, из-за которого волны тормозятся, «блокируются» течением, их энергия скапливается, что в итоге может привести к значительному усилению волн. В ходе исследования особое значение отводилось форме волны: сначала с длинным пологим спуском, а затем – с высоким крутым гребнем (нечто похожее описывал и капитан корабля «Birmingham», инцидент с которым произошел примерно в том же месте).
На схеме показано, как судно зарылось в крутую волну после спуска по предшествующему пологому склону. Стрелки слева – течение мыса Игольного, стрелка справа – направление движения волн.
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
Климат
Климат южной Африки уникален, хотя его сравнивают со средиземноморским, нигде в мире такого нет. В летний период (с октября по март) - 20-40 градусов тепла. Кроме того, лето здесь - период дождей. В зимнее время (с апреля по сентябрь) прохладнее: 5-25 градусов, но бывает и около 0, а ночью иногда случаются заморозки. Зато зимой много солнца, нет малярийных комаров и дождей.
Если же говорить о мысе Доброй Надежды, то он насквозь продувается всеми ветрами, а самую высокую гору – под названием Столовая – жители Кейптауна прозвали местным кондиционером.
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
География
Мыс Доброй Надежды (англ. Саре of Good Hope) или мыс Бурь (португ. Cabo das Tormentas) представляет собой высокую крутую скалу. Он расположен на юге Африки, в ЮАР, на Капском полуострове южнее Кейптауна (34°21’ южной широты и 18°30’ восточной долготы). В то же время самой южной точкой Капского полуострова является не мыс Доброй Надежды, а мыс Кейп Пойнт.
На мыс из Кейптауна можно отправиться по берегу Фальшивого залива, названного так потому, что многие мореплаватели принимали его за портовый. Наверху, на скале расположен старинный маяк. Стоять рядом с ним можно только под углом, иначе сдует ветром. Когда-то маяк помогал морякам, но однажды был скрыт облаками, из-за чего некие португальцы угодили на камни. Теперь внизу у скал стоит другой маяк - один из мощнейших в мире, а старый остался как память о прежних временах.
Спойлер:
На «стыке» океанов
В начале апреля 2008 года стало известно, что консорциум российских компаний стал победителем тендера на строительство, владение и эксплуатацию первой на африканском континенте геотермальной электростанции. Расположенная на мысе Доброй Надежды электростанция будет вырабатывать электроэнергию за счет разницы температур вод Индийского и Атлантического океанов. Проект стоимостью около 500 миллионов евро является уникальным как по техническим решениям, так и по срокам.
В мае 2008 года российский консорциум планирует принять участие в тендере на проектирование и строительство перепадной геотермальной станции на [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться], соединяющем Атлантический океан с Тихим. В перспективе не исключается строительство аналогичной электростанции на территории России, например, на полуострове Таймыр - на «стыке» моря Лаптевых и Карского моря.

В результате плаваний [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] и [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] карта мира изменилась. Атлантический и Индийский океаны оказались соединенными, был нанесен на карту остров Мадагаскар, уточнены контуры Африки и установлено, что африканские берега населены на всем своем протяжении.
Открытие морского пути в Индию считается началом эпохи Великих географических открытий. Но к тому моменту [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] уже успел открыть Америку, которую, впрочем, считал западной Индией.
И тут возникает интересный вопрос: если бы не непреодолимый мыс Бурь, стали бы испанские монархи спонсировать экспедицию безумца, утверждавшего, что он может достичь Индии с другой стороны? Вряд ли. И тогда Америку открыл бы уж точно не Колумб....
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
По материалам Википедии, club.foto.ru, lilu.my1.ru, rosbalt.biz, kkovalev.ru, edukids.narod.ru, fiz.1september.ru, vokrugsveta.ru

О Бартоломеу Диаше читайте также [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
__________________
Если вас никто не критикует – значит успеха вы еще не добились.
(Малькольм Форбс)

BronuiN вне форума Ответить с цитированием
Пользователь сказал cпасибо:
DiamondWind (25.09.2013)