Показать сообщение отдельно
Старый 07.06.2008, 05:18   #20
ComPass
Лейтенант
 
Аватар для ComPass
 
Регистрация: 21.09.2007
Адрес: W.A.S.T`E.
Сообщений: 1,879
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 373

Награды пользователя:

По умолчанию Ответ: Именные корабли

Рассказы о [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] и [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] уже размещены на форуме, а теперь подробнее...

HMS Bounty


Экспедиционный корабль "Баунти"





Среди старинных морских хроник XVIII века с их захватывающими эпизодами, удивительными и нередко драматическими приключениями происшествие с английским военным кораблем «Баунти» занимает особое место.

История

Спойлер:
Корабль Королевского Военно-морского флота "Баунти" стал широко известен благодаря мятежу команды против капитана [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] в 1789 году. "Баунти" был небольшим торговым судном ранее носившим имя "Bethia". Адмиралтейство приобрело его в 1787 году и переоборудовало с целью доставки саженцев хлебного дерева на плантации [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]. Это судно было специально выбрано из-за большой грузоподъемности и достаточно плоского днища, которое должно было предохранить от многочисленных рифов в точке назначения.

«От острова Пасхи возьмите вы такой курс, чтобы усмотреть остров, названный капитаном Картере островом Питкерн... Во время пребывания моего в Англии узнал я, что капитан Стенс нашел на том острове 40 человек, потомков тех матросов, которые, предводительствуемы будучи некоим Крисченом, взбунтовались на корабле «Баунти», бывшем под командою нынешнего адмирала Блая (посланного, как известно, в 1791 году для доставления хлебного дерева в Западную Индию), и, овладев кораблем, высадили начальника».

И. КРУЗЕНШТЕРН

(Из «Мореходной инструкции, данной флота-лейтенанту Коцебу» 16 июля 1815 года)

«В бытность мою на [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться], я бил знаком с господином Фраером (он тогда командовал казенным транспортом «Абонданс»), который в то время был штурманом с Блаем. Он сказывал мне, что Крисчен не показал ни малейшего раскаяния, а, напротив того, во все это время укорял Блая в жестокости и в том, что он его наказал телесно; ибо единственной причиною сего бунта было телесное наказание, которое Блай сделал ему и мичману Гейварду. Надобно знать, что этот самый Блай в 1799 году командовал кораблем «Диктатор» в Северном море и команда его взбунтовалась. Потом был он губернатором в Новом Южном Валлисе, и там произошел бунт от его жестокости».

(Примечание флота капитан-командора В. М. Головкина к его переводу книги Дункена «Описание примечательных кораблекрушений, в разные времена случившихся», том I; СПб, 1832.)

В конце XVIII века, когда происходили описываемые ниже события, восстания команд на британских военных кораблях случались довольно часто. Жестокая дисциплина, издевательства и самоуправство со стороны капитанов и офицеров, а также нечеловеческие условия жизни на парусных кораблях не раз являлись причинами кровавых событий. В те годы дальние океанские плавания неизбежно сопровождались большими потерями в людях, главным образом из-за цинги, с которой тогда не умели бороться. Неограниченная власть отдавала в руки капитанов судьбы и жизни матросов. Наказание линьками и казни были обычными явлениями на кораблях «его величества» английского короля: трупы повешенных матросов раскачивались на ноках реев в устрашение живым. Из-за этого в Англии было мало охотников добровольно служить на кораблях королевского флота и широко процветал насильственный набор матросов: специальные отряды в портовых кабачках ловили матросов торгового флота и скованными доставляли на королевские корабли.

Рассказ о мятеже на «Баунти» следует начать с путешествия капитана Кука в Полинезию, на Таити, где он видел, что «хлеб рос на деревьях». Путевыми заметками Кука о так называемом «хлебном дереве», растении из семейства тутовых, дающем вкусные плоды величиной с кочан капусты, заинтересовались английские плантаторы на островах Вест-Индии. Они быстро поняли, что, если плодами хлебного дереза заменить настоящий хлеб, который они вынуждены были покупать, чтобы им кормить рабов, прибыли с сахарных плантаций увеличатся вдвое.

Петиция плантаторов о хлебном дереве была вручена королю Англии Георгу III, который повелел адмиралтейству снарядить на Таити корабль, чтобы собрать и доставить плантаторам Вест-Индии побеги этого удивительного растения.

Необходимо было подобрать подходящий корабль, на котором, кроме команды и запасов провизии, нашлось бы еще место для сотен цветочных горшков. Однако в составе британского военного флота такого корабля не нашлось, строить же новое судно было бы слишком долго. Тогда адмиралтейство у одного судовладельца купило за 1950 фунтов стерлингов трехмачтовый корабль «Бетиа». После значительных переделок судно, обшитое медью и вооруженное пушками, ввели в состав королевского флота под названием «Баунти» («Щедрость»). Несмотря на сравнительно небольшие размеры (водоизмещение 215 тонн, длина по верхней палубе 27,7 м и ширина 7,4 м), судно отличалось прекрасными мореходными качествами.

Командиром «Баунти» был назначен лейтенант Уильям Блай. Ему было всего 33 года, но за плечами он уже имел плавание в Южных морях на кораблях знаменитого Кука и успел побывать в Полинезии. К тому же Блай хорошо знал и Вест-Индию, куда должен был доставить саженцы хлебного дерева.

29 ноября 1787 года «Баунти» с командой в 48 человек покинул Англию. По инструкции адмиралтейства он должен был пересечь Атлантический океан, обогнуть [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] и, выйдя в Тихий океан, идти на остров Таити. Обратный путь он должен был проделать, продолжая путь на запад, через Индийский океан, мимо мыса Доброй Надежды и вновь пересекая Атлантический океан, следовать к острову [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]. Все плавание было рассчитано на два года.

Из-за задержки по вине адмиралтейства корабль отправился в плавание с опозданием, когда наступила уже зима, у мыса Горн свирепствовали жестокие штормы и противные ветры, которые не позволили обогнуть этот коварный мыс. После длительной и изнурительной борьбы с противным ветром Блай вынужден был повернуть на 16 румбов и идти к мысу Доброй Надежды, пересекая Атлантику в бурных южных широтах. Пройдя южную оконечность Африки, «Баунти» впервые в истории мореплавания пересек Индийский океан в «Ревущих сороковых» и благополучно достиг острова Тасмания.

Продолжая путь к намеченной цели, «Баунти» без приключений достиг острова Таити — цели . своего плавания. На протяжении пяти месяцев «Баунти» оставался на Таити, где команда готовила саженцы хлебного дерева для длительной перевозки на остров Ямайка.

За время трудного и опасного плавания капитан Блай проявил себя как грубый и неуравновешенный человек. «Мерзавец», «негодяй», «подлый вор», «собака» — таковы были эпитеты, которыми он награждал членов своей команды, нередко применяя наказания линьками. Его несдержанность и жестокость глубоко оскорбляли команду, зарождая в ней ненависть и озлобление к своему капитану. И вот на обратном пути вскоре после того, как корабль покинул Таити, на борту «Баунти» вспыхнул мятеж, во главе которого стал младший офицер Флетчер Крисчен, к которому капитан Блай проявлял особую неприязнь. Хотя остальные офицеры корабля остались на стороне капитана, но проявили себя трусливо: они даже не пытались противостоять мятежникам. Восставшие матросы посадили Блая вместе с его 18 сторонниками в барказ, снабдили водой, продовольствием и холодным оружием и оставили в море в виду острова Коту...

Сначала мятежники блуждали по океану. Затем зашли на остров Таити, где некоторые из них пожелали остаться на постоянное жительство. Но те, кто понимая, что на Таити рано или поздно придут английские корабли во главе с Крисченом отправились на «Баунти» искать более надежного места. В январе 1790 года на затерянный в безбрежных просторах Тихого океана необитаемый остров высадилось девять мятежников, двенадцать таитянок и шесть полинезийцев с Таити, Раиатэа и Тупуаи. Пройдя на барказе 3700 миль, Блай же со своими спутниками достиг голландской колонии на одном из островов Индонезии и оттуда вернулся в Англию. По прибытии его в Англию на розыски мятежников был снаряжен военный корабль «Пандора». Когда она прибыла на Таити, его капитан Эдварс арестовал и заковал в цепи тех из них, кто решил обосноваться на этом острове. Затем «Пандора» продолжала поиск остальных мятежников на соседних островах, но до острова Питнерн не дошла и ,отправилась в обратный путь. Однако этому злополучному кораблю но удалось достичь Англии, и он погиб на Большом Барьерном рифе у берегов Австралии. Большей части его экипажа удалось спастись, как и части арестованных на Таити мятежников, которые были доставлены в Англию и судимы военным судом. Трое из них были приговорены к смертной казни и повешены на ноках реев линейного корабля «Брунсвик».

Капитан Блай продолжал службу на флоте. Вскоре он был вторично послан за злополучными саженцами хлебного дерева и привез их на остров Ямайка, где эти деревья быстро прижились, размножились и стали плодоносить. Но негры-рабы отказались есть плоды этого дерева.

Таким образом, затея, плантаторов Вест-Индии с хлебным деревом оказалась напрасной, как и само трагическое, плавание «Баунти».

Что же касается тех, кто обосновался на необитаемом острове Питкерн, то их история первые десять лет была связана с распрями, которые, как правило, заканчивались убийством. Потом на острове воцарился мир, и колония стала процветать. Она существует и поныне, сейчас на Питкерне живет более ста человек.

Наиболее подробное исследование истории мятежа на «Баунти» было опубликовано шведским ученым, участником знаменитого плавания на «Кон-Тики» — Бенгтом Даниельссоном. Его книга «На «Баунти» в Южные моря» была издана на русском языке издательством «Наука» в 1966 году.

Свою замечательную книгу о «Баунти» Бенгт Даниельссон закончил словами: «Питкерн в наши дни населен почти исключительно потомками мятежников; их отличительные качества — миролюбие, высокая нравственность и благочестие».


Современность

В настоящее время существуют две реплики "Баунти" построенные в 1960 и 1978 годах. Обе они были построены для съемок художественных фильмов (1960 и 1984 годов соответственно), рассказывающих о знаменитом мятеже. Первая из них в данный момент находится в Массачусетсе (США), а вторая - в Сиднее (Австралия).

Спойлер:




[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

Приключенческий роман "Бунт на "Баунти" можно прочитать в разделе "Литература", пройдя по ссылке вот [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
__________________


Последний раз редактировалось BronuiN; 18.12.2010 в 14:26. Причина: добавлена ссылка
ComPass вне форума Ответить с цитированием