Показать сообщение отдельно
Старый 11.06.2008, 21:49   #34
Wolf
Капитан 2-го ранга
 
Аватар для Wolf
 
Регистрация: 05.01.2008
Адрес: Civitas Lunaris
Сообщений: 7,290
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 432

Награды пользователя:

По умолчанию Типы парусных кораблей

Малые парусные суда

Наряду с трёхмачтовыми кораблями, имевшими полное парусное вооружение, в XVIII в. существовало множество судов небольших размеров с упрощённой парусной оснасткой.
Одним из них была [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться], два столетия плававшая в северных морях. Небольшая – до 24 – 26 метров – двухмачтовая шнява несла прямые паруса. Главной особенностью, отличавшей её от множества подобных судов, являлась тонкая трисель-мачта (шняв), стоявшая в деревянном блоке сразу же за грот-мачтой. Гафель новой мачты нёс бизань, которая была так велика, что заполняла весь свободный промежуток до кормы. В вооружении фок- и грот-мачт шнява ничем не отличалась от классических трёхмачтовых судов. Длина шнявы была 20—30 м., ширина 5—7,5 м., водоизмещение около 150 т., экипаж до 80 человек. Военные шнявы вооружались 12—18 пушками малого калибра и использовались для разведки и посыльной службы.Шнявы, зачисленные на военную службу, называли корветами. Эти военные [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] не несли трисель-мачты, а вместо неё от задней стороны топа грот-мачты шёл набитый на палубе трос, к которому крепилась бизань.


Шведская шнява XVII-XVIII вв

Прообразом военного [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] стали целых два судна – малая бригантина и шнява. Оригинальным элементом рангоута брига являлась грот-мачта. Её нижняя часть была вооружена совсем как бизань-мачта, а грот, на удивление, отсутствовал. Косой грот, сменивший обычный грот-рей, имел гафель или гик – точно, как бизань судна с полным вооружением.
В военных флотах популярным становится [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться], впервые применённый французами при обстреле алжирских берегов. Для повышения боевых качеств судна передняя половина кеча оставлялась свободной от мачт. Помимо одной-двух пушек-бомбард, установленных спереди от грот-мачты, кеч длиной 20 – 25 метров вооружался четырьмя мощными 68-фунтовыми и шестью 18-фунтовыми карронадами. На грот-мачте с полным вооружением, кроме прямых парусов, обязательно ставили гафель; позже его стали дополнять грот-триселем. Бизань-мачта иногда имела стеньгу и в этом случае несла марсель. Силуэт кеча был довольно непривычным: слишком сильно выделялся длинный [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] и огромные стаксели, поднимавшиеся в носовой части судна. Как правило, это были два кливера и один фор-стаксель. Схожий с кечем такелаж имела и представительская яхта, обычно использовавшаяся высокопоставленными особами для посольств в сопредельные державы. [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться], который впоследствии начинали эксплуатировать как торговый корабль, получил название гукера. Рыболовный фиш-гукер не многим отличался от большого кеча. Нижняя мачта и стеньга были врезаны друг в друга, соединены болтами и обвязаны так, что образованная ими грот-мачта выглядела как однодеревка. Ванты грот-мачты, несшей 2 – 3 паруса, были задвинуты далеко в корму. Иногда под длинным бушпритом, приютившим до трёх стакселей, красовался дополнительный блинд.


Бомбардирский кеч «Nave Bombarda»

«Полуторамачтовый» галиот, появившийся, как и фиш-гукер, под влиянием голландской культуры судостроения, получает широкое распространение на Балтике. Грот-мачта этого судна в верхней своей части была заметно выгнута вперёд на голландский манер. Она несла два марселя – большой и поменьше, а на гафеле – просторный грот-трисель. Мачта имела 4 – 5 пар вант, а её штаг крепили к форштевню и шпору бушприта. Внешний кливер, который находился на приделанном к бушприту утлегаре, был летучим (его не крепили к штагу, а свободно растягивали между мачтой и бушпритом). Галеас, напоминавший галиот не только по названию, в основном отличался от своего собрата установкой штагов и более коротким бушпритом. Оба кливера галеаса были летучими. Их крепили на грот-мачте, которая не имела брамселя и была лишь слегка изогнута.
Одномачтовый шлюп мог иметь разнообразную парусную оснастку. В отличие от шлюпов с реями, гафельные шлюпы не несли прямых парусов, но зато над гафельным парусом находился треугольный гаф-топсель. Суда с таким вооружением, появившимся только к концу XVIII в., часто использовались для увеселительных морских прогулок. На бушприте ставили только два паруса – фок-стаксель и летучий кливер. Крупные же шлюпы вооружались сильнее и могли нести ещё два кливера.
Относительно большими судами с единственной мачтой и водоизмещением, достигавшим 200 тонн, были тендеры. Их часто использовали контрабандисты для нелегальной торговли в Английском канале. (Кстати тот же самый тип судов применяли и фискальные органы, пытавшиеся бороться с этим незаконным промыслом.) Парусное вооружение тендера напоминало шлюп. Разницу составляли лишь горизонтально выступавший бушприт, который при необходимости можно было втянуть на палубу, да значительные размеры парусов тендера.
Ещё одно торговое судно – голландский билландер – имело необычную форму грота. Этот парус, который несли рю, сохранял очертания бизани XVIII века. Рю, поставленный не вдоль, а поперёк судна, подвешивался на грот-мачте под углом 450, из-за чего нижняя шкаторина паруса почти касалась кормы.
Спойлер:

Билландер

Такелаж шхуны был придуман для маленьких быстрых судёнышек со считанными матросами на борту. Мачты шхуны были наклонены назад, а бушприт стоял почти горизонтально. На передней мачте красовались три паруса – фок, марсель и трисель на гафеле и гике. Грот-мачта несла марсель и трисель. Самые мелкие шхуны нередко обходились без фока и грот-марселя; как правило, на них отсутствовал и гик. Стеньги обычно крепились позади нижних мачт при помощи железных бугелей. Хотя упрощённый вариант шхуны был известен голландцам и англичанам ещё в XVII в., первое настоящее судно этого класса вернулось в Европу в виде трофея, захваченного у американской флотилии. Именно Америка стала той страной, где такелаж шхуны получил максимальное развитие.
У голландских и германских берегов Северного моря в основном ходили суда, вооружённые шпринтовыми парусами. В первую очередь, этот тип вооружения был характерен для большого двухмачтового кофа. Это было судно с круглыми носом и кормой, которое зачастую несло боковые шверты. Когда коф шёл полным ветром, в дополнение к основным парусам поднимали топсель, а на фок-мачте – ещё и брифок (так называли прямой фок, который не был постоянно привязан к рею). В носовой части, как и у галеаса, ставили стаксели.
Спойлер:

Коф

Самым типичным из всех голландских грузовых судов был тьялк вместимостью от 30 до 80 тонн. Благодаря малой осадке и плоскому днищу тьялку удавалось хорошо маневрировать в реках и прибрежных водах Фризландии. Из-за того что это судно было плоскодонным, оно снабжалось боковыми швертами. В большинстве случаев тьялк вооружали единственной, как правило, укладываемой мачтой. И лишь в XIX в. тьялки получают дополнительную небольшую бизань-мачту. Кроме шпринтового грота, тьялк нёс шпринтовый топсель, фок-стаксель и летучий кливер. Позже шпринтовое вооружение тьялков начинают заменять гафельным.

Спойлер:
Самое типичное из всех голландских небольших грузовых судов прибрежного плавания. Широко было распространено в Германии и других странах Балтики. Известно по документам с 1673 года, но первое описание тьялка составлено в 1690 году в энциклопедии Н. Витсена, который писал, что судно имеет фрисландское происхождение.В России тьялки строились при Петре I в большом количестве, как транспорты снабжения флота и армии. За годы Северной войны известно не менее десяти случаев гибели тьялок в Финском заливе и на Ладоге.


Ещё одно детище голландцев – грузовая полуторамачтовая шмака, часто появлявшаяся у немецких берегов Северного и балтийского морей. Шмаки со шпринтовым вооружением имели боковые шверты, а их маленькая бизань-мачта размещалась очень близко к круглой корме. Стеньга грот-мачты, несшей только два паруса (грот и топсель), не опускалась. Особенностью шмаки был высокий кормовой фальшборт с бимсом, который образовывал отверстие над кормой. Через это отверстие проходил румпель руля.
Собирательным названием многочисленных рейнских судов стало слово «аак». Грузовой аак, построенный кельнскими корабелами, представлял собой небольшое плоскодонное судно клинкерной постройки с полукруглой люковой палубой. Аак не имел фор- и ахтерштевней. Плоское днище судна, начиная от шкафутов, поднималось наискосок в носу и корме. Основное вооружение аака составляли простой шпринтовый парус и фок-стаксель, а короткий бушприт позволял нести кливер. На больших ааках устанавливалось две мачты, причём бизань-мачта находилась в задней части рубки.

По материалам сайтов:Эпоха парусников,История парусных судов,Парусники,Морской интернет-клуб,Тайны затанувших кораблей.
__________________
Я-пират,но у меня есть свое понятие о чести и своя честь...или,допустим,остатки от прежней чести.


Wolf вне форума Ответить с цитированием