Показать сообщение отдельно
Старый 06.04.2008, 18:53   #4
BronuiN
Капитан 3-го ранга
Человек года - 2008
 
Аватар для BronuiN
 
Спонсор:
Шевалье Франция
Регистрация: 04.02.2008
Адрес: Пять лет не меняется)))
Сообщений: 4,526
Нация: Франция
Пол: Женский
Офицеры Корабли
Репутация: 656

Награды пользователя:

По умолчанию Спуск корабля на воду

Судовой колокол и песочные часы
С судовым колоколом связано большое количество предрассудков. Так же, как и носовую фигуру, его зачастую берегли гораздо тщательнее, чем само судно. Даже если колокол был заблаговременно тщательно закреплен, он мог как голос рока предвещать [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться].
Поэтому, чтобы «смягчить» звук судового колокола, в ванну, где плавился металл, часто добавляли золото и серебро. Например, в металл колокола корабля ВМФ Великобритании «Малайя», построенного в 1916 году, были добавлены не только золотые соверены, но и серебряные малайские доллары. В наше время колокола отливают из специального «колокольного металла»: сплава меди, олова и цинка. От того, в какой пропорции они заложены в сплав, зависит «голос» колокола.
Моряки с давних пор с почтением относились к колоколу. Считалось, что его звон отпугивает злые силы, населяющие моря и океаны. Кроме того, уже на заре мореплавания кормчие поняли, что колокол им необходим для предупреждения столкновений с другими судами. Других средств оповещения о себе тогда не было. Тифонов и гудков еще не придумали, тусклый свет судовых фонарей, заправленных маслом, заметить было трудно даже в ясную ночь. Все время жечь факел не будешь, а колокол - он всегда готов к действию, и его звон трудно спутать с чем-либо другим. Он разносится далеко окрест и днем и ночью, да и звук его не вязнет даже в густом тумане. Неудивительно, что именно судовой колокол приспособили, чтобы «отбивать склянки».
Спойлер:
Рассказывают, что на одном корнуэльском кладбище похоронен утонувший капитан, у могилы которого якобы можно было услышать бой призрачных склянок. Если на могилу приходил не верящий в это матрос, он слышал звук склянок и погибал в следующем же рейсе.
Если же дома у моряка или в кают-компании вдруг начинала звенеть посуда, это, как и корабельный колокол, предвещало гибель судна. Считалось, что если звон посуды быстро прекратить, то «дьявол заберет к себе вместо судна только двоих матросов». Если же кто-нибудь, отбивая склянки, по ошибке ударит неверное число раз, нужно немедленно заглушить звук и ударить в колокол «в ответ», чтобы разрушить возникшие злые силы.
Корабли, сменившие название или флаг, моряки узнают по колоколу, на котором очень редко гравируется новое название. Когда в 1946 году Великобритания передала авианосец «Колоссес» Франции, ему присвоили новое имя «Арроманш», но французы, верные обычаю, колокол менять не стали. На нем так и стояло название «Колоссес», когда много лет спустя в знак союза двух флотов его вернули Англии в качестве «музейного экспоната».
Некий морской офицер рассказывал автору книги «Чайные клипера» (1914) Безилу Лаббоку, как он в 1913 году в Новом Орлеане узнал по колоколу [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться], которая ходила тогда под португальским флагом и называлась «Ферейра». Хотя команда и любила судно, ласково называя его «Эль Пекина Камизола» («Короткая Рубашка»), оно было сильно запущено и размалевано кричащими красками. Морской офицер поскреб перочинным ножом колокол, покрашенный серебряной краской, и увидел надпись «Катти Сарк», 1869». «Я тихонько ударил ножом по колоколу и вновь услышал сочный звук, который во всех морях, в тропиках и ревущих сороковых, в течение почти полувека возвещал о восходе солнца и наступлении темноты».

Что значит «бить склянки»?
Когда по небесным светилам нельзя было определить время, его узнавали при помощи песочных «счетчиков времени», которые на российских судах назывались «склянками». Количество песка и диаметр узкого канала часов рассчитывались так, чтобы время, необходимое на полную пересыпку песка из верхней колбы в нижнюю, равнялось получасу. Каждые полчаса, при переворачивании «склянки», били в колокол. Отсюда, собственно, и пошло выражение – «бить склянки».
Для моряков получасовой счет времени удобнее обычного, так как он подходит к издавна сложившемуся разделению службы на судах на четырехчасовые вахты. Под вопросом «Которая склянка?» (то есть «Который получас?») следовало понимать: «Сколько времени прошло с начала вахты?».
На вахту к [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] становился юнга или матрос, который всякий раз, переворачивая склянку и ударяя в судовой колокол, бежал на палубу и громко кричал: «Один час прошел, в два поворота и больше пройдет, если будет Господня воля. Помолимся Богу дать нам хороший поход и Ей, Матери Божией, Защитнице нашей, уберечь нас от откачивания воды помпами и других несчастий. Впереди - Агой». Вахта на носу повторяла то, что он сказал, и приказывала ему прочесть «Отче наш».
Матрос – «хранитель времени» настороженно караулил момент, когда опорожнится верхний резервуар песочных часов. Предельного внимания и бдительности требовала эта операция. Не каждому такую службу можно было доверить. Недаром в те времена во флоте бытовало выражение «сдать под склянку», что означало «сдать под надежную охрану». Принять вахту одновременно с последним ударом четырехчасовой склянки во флоте всегда считалось признаком хорошего тона и высокой морской культуры. Это и понятно - время на кораблях всегда умели ценить и уважать!
Хлопотно и дорого было хранить время на корабле. Для этого приходилось содержать специальных людей. В России по петровскому указу, старшим над ними был «скляночный мастер», отвечавший за исправное обслуживание часов. Все эти люди не сидели без дела. Каждые полчаса нужно было переворачивать одни часы, каждый час - другие и каждые четыре часа - третьи. А чтобы все на корабле знали, что за ходом времени следят неусыпно и бдительно, точно проделывая все операции, экипаж оповещался ударами в судовой колокол.
Самих «склянок», разумеется, никто не бил. Наоборот, как зеницу ока берегли моряки свои хрупкие стеклянные часы, особенно в шторм. Зная суровый норов океана, они заранее найтовили (то есть прочно крепили) все предметы, которые могли сдвинуться с места и повредить их. Сами часы заботливо вставлялись в специальные гнезда, обшитые мягким войлоком.
Спойлер:
О часах, достаточно удобных, не слишком тяжелых, сравнительно точных и надежных, моряки мечтали столетиями. Хотя люди уже давно умели измерять время, на море от традиционных на тот момент способов измерения не было никакого толку.
Самые древние - солнечные часы морякам не годились. Во-первых, они «работали» только днем, да притом лишь в ясную погоду. Во-вторых, солнечные часы были стационарным указателем времени, показывавшим, как говорим мы сейчас, лишь «местное время», а корабли-то, как известно, на месте не стоят.
Во II тысячелетии до н. э., кто-то в Риме обратил внимание на равномерность падения капель жидкости из прохудившегося сосуда. Цепкий человеческий ум тут же ухватился за это явление, и вскоре появились водяные часы-клепсидра. Хоть точность их была невелика, но по тем временам она оказалась достаточной. Однако морякам и водяные часы не годились. Стоило чуть-чуть наклонить клепсидру, и она начинала безбожно врать. Ну, а мыслимо ли представить себе судно, палуба которого не качается?
Когда на корабли пришли песочные часы, во время качки они вели себя куда более устойчиво. Их можно было закрыть герметически, но показания часов от этого не менялись. И моряков они в ту пору вполне устраивали. Первое упоминание о песочных часах относится к 1339 году: в Париже было обнаружено датируемое этим годом описание подобных часов с содержимым в виде порошка из черного мрамора, вываренного в вине. Совершенствование технологии производства стекла позволило выпускать колбы с гладкими внутренними стенками, что дало возможность песку максимально равномерно перетекать из верхней части в нижнюю. Ведь точность «хода» часов зависела от песка.
Песочные часы стали на судах незаменимыми. И все-таки, прослужив неполных 300 лет (до XVII века), они навсегда ушли «в отставку», когда появился [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]. Впрочем, песочные часы послужили такую великую службу мореходам, что до сих пор на кораблях их вспоминают каждые полчаса.

Почему «рында»?
Когда где-нибудь на Ла-Манше непроглядный туман внезапно упадет на море, на мостик выходит вахтенный офицер и подает команду: «Ring the bell»! Между прочим, именно с этой фразы и пошло название, которым российские моряки «окрестили» судовой колокол.
Создавая регулярный флот, Петр I начал заимствовать термины и команды у иноязычных флотов, «занял» он и «Ring the bell»! («Бить в колокол!»). Офицеры подавали команду по-английски, а матросы, не задумываясь о значении слов, очень скоро на свой лад переделали чужеземную команду в «Рынду бей!». Так она и привилась во флоте и дается, кстати, строго в полдень.
Кстати сказать, с петровских времен русские моряки начали применять так называемое морское счисление, в котором сутки начинались с полудня предшествующего дня по гражданскому календарю. Таким образом, морское счисление опережало гражданский календарь на 12 часов!
Спойлер:
Выражения «бить склянки», «восемь бить» употребляются на судах и поныне. Каждому повороту получасовой склянки соответствует один удар в колокол. Отсчет времени ведется по четырехчасовым вахтам: таким образом, максимальное число ударов в судовой колокол составляет восемь - они приходились на 4 и 8 часов утра, полдень (рында), 4 часа пополудни, 8 часов вечера и полночь.
Последняя дневная вахта с четырех до восьми вечера делится на две двухчасовые полувахты, называемые «собачьими», или просто «собаками». Такое деление введено для того, чтобы люди могли чередоваться и не нести службу в одни и те же часы. Таким образом, отбивая склянки после четырех дня, следуют общему правилу первые два часа, кончая их четырьмя ударами, затем опять начинают с одного удара, приходящегося на 18.30, но кончают вахту в восемь вечера восемью склянками.
Введено это было в английском флоте также и потому, что начало одного бунта было назначено в «пять склянок», а своевременное изменение счета ударов парализовало сигнал общего восстания, и бунт был предотвращен.

Судовой колокол не утратил своего значения и в наше время. Традиция отбивать склянки на кораблях ВМФ живет до сих пор. Корабельный колокол по-прежнему необходим для подачи сигналов в туман при стоянке на якоре, при подъеме якоря и пожарной тревоги.
По материалам stugna.kiev.ua, randewy.narod.ru, edit.muh.ru, teri-shop.narod.ru
__________________
Если вас никто не критикует – значит успеха вы еще не добились.
(Малькольм Форбс)

BronuiN вне форума Ответить с цитированием