Показать сообщение отдельно
Реклама

Зарегистрированным пользователям показывается меньше рекламы!

Старый 25.02.2014, 13:45   #3
Валькирия -
Администратор
Corsairs-Harbour.Ru WastelandMutants.Ru
Человек года - 2016
Коммодор
Б.Е.С.
Гаваньский саблемахал
 
Аватар для Валькирия
 
Регистрация: 04.06.2011
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 4,410
Нация: Пираты
Пол: Женский
Офицеры Корабли
Репутация: 1177

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Великие композиторы и музыканты

Фредерик Франсуа Шопен

Дата рождения: 22 февраля 1810
Место рождения: Желязова-Воля, Варшавское герцогство
Дата смерти: 17 октября 1849 (39 лет)
Место смерти: Париж, Франция
Страна: Польша, Франция
Профессии: композитор, пианист, педагог
Инструменты: Фортепиано


Шопен, Фредерик Францишек (фр. Chopin, Frderic Franois; польск. Szopen, Fryderyk Franciszek) (1810–1849), польский композитор и пианист, долгое время живший и работавший во Франции (поэтому закрепилась французская транскрипция его имени). Шопен – один из немногих композиторов, сочинявших практически только для фортепиано. Он не написал ни оперы, ни симфонии, его не привлекал хор, в его наследии нет ни одного струнного квартета. Но его многочисленные фортепианные пьесы в самых разных формах – мазурки, полонезы, баллады, ноктюрны, этюды, скерцо, вальсы и прочее – это всеми признанные шедевры. Шопен был настоящим новатором, часто отходившим от классических правил и норм. Он создал новый гармонический язык и открыл формы, призванные вместить в себя новое, романтическое содержание.

Биография
Спойлер:
Фридерик Шопен родился в 1810, вероятно, 22 февраля, в Желязовой Воле под Варшавой. Его отец Никол (Миколай) Шопен, французский эмигрант, служил гувернером и школьным учителем; мать воспитывалась в дворянской семье. Уже ребенком Шопен проявил яркие музыкальные способности; в 7 лет его начали учить игре на фортепиано, и в том же году был издан сочиненный им маленький полонез соль минор. Вскоре он стал баловнем всех аристократических салонов Варшавы. В богатых домах польской знати он приобрел вкус к роскоши и подчеркнутую изысканность манер.

В 1823 Шопен поступил в Варшавский лицей, продолжая заниматься музыкой частным образом с Иосифом Эльснером, директором Варшавской консерватории. В 1825 его пригласили выступить перед российским императором Александром I, и после концерта он получил награду – бриллиантовый перстень. В 16 лет Шопен был принят в консерваторию; ее окончание в 1829 формально завершило музыкальное образование Шопена. В том же году, стремясь познакомить со своим искусством издателей и публику, Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения, а дамы – превосходные манеры. В 1830 Шопен сыграл три концерта в Варшаве, а затем отправился в поездку по Западной Европе. Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении польского восстания. Считается, что падение Варшавы стало поводом для сочинения до-минорного этюда, который иногда называют «революционным». Это произошло в 1831, и после этого Шопен никогда не возвращался на родину.

В 1831 Шопен поселился в Париже. Он любил выступать в домах своих друзей и покровителей, хотя нередко отзывался о них с иронией. Его очень ценили как пианиста, особенно когда он исполнял собственную музыку в небольших домашних собраниях. За всю свою жизнь он дал не более трех десятков публичных концертов. Его исполнительский стиль был весьма своеобразен: по отзывам современников, этот стиль отличала необычайная ритмическая свобода – Шопен был, если можно так выразиться, пионером рубато, он с большим вкусом артикулировал музыкальную фразу, продлевая одни звуки за счет сокращения других.

В 1836 Шопен направился в Чехию повидаться с родителями. Находясь в Мариенбаде, он увлекся юной полькой Марией Водзиньской. Однако их помолвка была вскоре расторгнута. Осенью того же года в Париже он познакомился с выдающейся женщиной – баронессой Дюдеван, о жизни которой в Париже ходило немало сплетен и которая приобрела к тому времени широкую литературную известность под псевдонимом Жорж Санд. Шопену было тогда 28 лет, мадам Санд – 34. Их союз продолжался восемь лет, причем большую часть этого времени они провели в семейном поместье писательницы в Ноане. Кошмаром для Шопена, который никогда не отличался крепким здоровьем, стала зима 1838–1839, прожитая с Жорж Санд на Майорке (Балеарские острова). Сочетание плохой погоды с беспорядком в домашнем хозяйстве, по-видимому, губительным образом подействовало на его уже затронутые туберкулезом легкие. В 1847 отношения Шопена с Жорж Санд окончательно испортились в результате вмешательства музыканта в отношения его подруги со своими детьми от первого брака. Это обстоятельство, вместе с прогрессирующей болезнью, повергло Шопена в состояние черной меланхолии. Последний раз он выступил в Париже 16 февраля 1848. Через восемь дней разразилась революция, свергнувшая короля Луи Филиппа. Друзья композитора отвезли его в Англию, где, уже очень больной, он играл у королевы Виктории и дал несколько концертов – последний из них состоялся 16 ноября 1848. Через неделю он вернулся в Париж. Не в силах более давать уроки, Шопен вынужден был принять щедрую помощь от своей шотландской почитательницы Джейн Стирлинг. Ухаживать за больным приехала из Польши сестра композитора, Людвика; не оставляли его вниманием и французские друзья. Шопен умер в своей парижской квартире на Вандомской площади 17 октября 1849. В соответствии с его желанием на отпевании в церкви св. Мадлен прозвучали фрагменты реквиема Моцарта.


Творчество
Спойлер:
Композиторская техника Шопена весьма нетрадиционна и во многом отступает от принятых в его эпоху правил и приемов. Шопен был непревзойденным творцом мелодий, он одним из первых привнес в западную музыку неизвестные ей дотоле славянские ладовые и интонационные элементы и таким образом подорвал незыблемость классической ладогармонической системы, сложившейся к концу 18 в. То же касается ритма: используя формулы польских танцев, Шопен обогатил западную музыку новыми ритмическими рисунками. Он разработал сугубо индивидуальные – лаконичные, замкнутые в себе музыкальные формы, которые наилучшим образом соответствовали природе его столь же самобытного мелодического, гармонического, ритмического языка.

Фортепианные пьесы малых форм. Эти пьесы могут быть условно разделены на две группы: преимущественно «европейские» по мелодике, гармонии, ритму и отчетливо «польские» по колориту. К первой группе относится большинство этюдов, прелюдий, скерцо, ноктюрнов, баллад, экспромтов, рондо и вальсов. Специфически польскими являются мазурки и полонезы.

Шопен сочинил около трех десятков этюдов, цель которых – помочь пианисту в преодолении специфических художественных или технических трудностей (например, в исполнении пассажей параллельными октавами или терциями). Эти упражнения принадлежат к высшим достижениям композитора: подобно баховскому Хорошо темперированному клавиру, этюды Шопена – прежде всего гениальная музыка, притом блестяще раскрывающая возможности инструмента; дидактические задачи уходят здесь на второй план, часто о них и не вспоминают.

Хотя Шопен сначала освоил жанры фортепианной миниатюры, он ими не ограничился. Так, в течение зимы, проведенной на Майорке, им был создан цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Цикл построен по принципу «от малого к большому»: первые прелюдии – лаконичные виньетки, последние – настоящие драмы, диапазон настроений – от полной безмятежности до яростных порывов. Шопен написал 4 скерцо: эти масштабные пьесы, исполненные мужества и энергии, занимают почетное место среди шедевров мировой фортепианной литературы. Его перу принадлежит более двадцати ноктюрнов – прекрасных, мечтательных, поэтичных, глубоко лирических откровений. Шопен – автор нескольких баллад (это единственный у него жанр программного характера), в его творчестве представлены также экспромты, рондо; особой популярностью пользуются его вальсы.

«Польские» жанры. Шопен поразил Париж своими оригинальными мазурками и полонезами – жанрами, в которых нашли отражение славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, типичный для польского фольклора. Эти очаровательные, красочные пьесы впервые привнесли в западноевропейскую музыку славянский элемент, что постепенно, но неотвратимо изменило те гармонические, ритмические и мелодические схемы, которые великие классики 18 в. оставили своим последователям. Шопен сочинил более полусотни мазурок (их прототип – польский танец с трехдольным ритмом, похожий на вальс) – небольших пьес, в которых типичные мелодические и гармонические обороты звучат по-славянски, а иной раз в них слышится и нечто восточное. Как почти все написанное Шопеном, мазурки весьма пианистичны и требуют от исполнителя большого искусства – даже если не содержат явных технических трудностей. Полонезы крупнее мазурок и по протяженности, и по фактуре. Полонеза-фантазии и полонеза, известного под названием «военного», вполне хватило бы, чтобы обеспечить Шопену одно из первых мест в ряду самых оригинальных и искусных авторов фортепианной музыки.

Крупные формы. Время от времени Шопен обращался к крупным музыкальным формам. Возможно, наивысшим его достижением в этой области следует считать отлично выстроенную и очень убедительную по драматургии фантазию фа минор, сочиненную в 1840–1841. В этом сочинении Шопен нашел модель формы, полностью отвечавшую характеру избранного им тематического материала, и таким образом разрешил задачу, которая оказывалась не под силу многим его современникам. Вместо того чтобы следовать классическим образцам сонатной формы, он позволяет замыслу сочинения, мелодическим, гармоническим, ритмическим особенностям материала определять структуру целого и способы развития. В баркароле, единственном шопеновском произведении данного жанра (1845–1846), прихотливая, гибкая мелодия в размере 6/8, характерном для песен венецианских гондольеров, варьируется на фоне неизменной фигуры сопровождения (в левой руке).

Шопен создал три фортепианных сонаты. Первая, до минор (1827), – юношеское произведение, которое ныне редко исполняется. Вторая, си минор, появилась десятилетие спустя. Ее третья часть – известный во всем мире похоронный марш, а финал – вихрь октав, подобный «ветру, воющему над могилами». Считавшаяся неудачной по форме, Вторая соната в исполнении великих пианистов предстает как поразительно цельное произведение. Последняя шопеновская соната, си-бемоль минор (1844), имеет сквозную структуру, объединяющую ее четыре части, и является одним из высших достижений Шопена.

Другие сочинения. Шопену принадлежит также ряд произведений для фортепиано с оркестром и немногочисленные камерные пьесы. Для фортепиано с оркестром им созданы Andante spianato и полонез ми-бемоль мажор, два концерта (ми минор и фа минор), фантазия на польскую тему, рондо-краковяк, а также вариации на тему Моцарта La ci darem la mano (ария из оперы Дон Жуан). Вместе с виолончелистом О.Ж.Франшоммом он сочинил Большой концертный дуэт для виолончели и фортепиано на темы из оперы Мейербера Роберт-дьявол, сонату соль минор, интродукцию и полонез для того же состава, а также трио соль минор для фортепиано, скрипки и виолончели. Шопеном создан ряд песен для голоса с фортепиано на польские тексты. Во всех сочинениях с оркестром сказывается неопытность автора в области инструментовки, и почти всегда при исполнении в партитуры вносятся изменения.


Интересные факты

Спойлер:
Этот мальчик сошёл с ума!
Маленький Шопен, садясь за фортепьяно, непременно гасил свечи и играл в полной темноте. Он очень полюбил некоторые аккорды, которые его детские пальцы еще не могли брать. Для того чтобы растянуть пальцы, мальчик придумал специальное приспособление, причинявшее довольно сильную боль. Несмотря на это юный пианист носил его постоянно, не снимая даже ночью. Иногда маленький Шопен вскакивал ночью и брал на фортепиано несколько аккордов. Прислуга была совершенно убеждена, что бедный мальчик сошел с ума. В десять лет Шопен сочинил марш, посвященный великому князю Константину, который был напечатан, правда, без имени автора, и даже несколько раз исполнялся военным оркестром.

"я вас вычеркиваю..."
Большой любитель прекрасного пола, Шопен был крайне чувствительным к малейшим оттенкам в отношениях с женщинами.
Одного неловкого слова или жеста было достаточно, чтобы очередная пассия мгновенно перестала его интересовать, уступая место следующей. Как-то Шопен был влюблен в прелестную внучку одного знаменитого музыканта и даже подумывал на ней жениться. Но его чувство подверглось слишком серьезным испытаниям.
Однажды Шопен пришел к девушке в гости вместе с одним приятелем. И надо же было случиться, что девушка предложила приятелю Шопена сесть раньше, чем ему самому. Подобного "оскорбления" для Шопена было вполне достаточно, чтобы навсегда вычеркнуть предполагаемую невесту из своего сердца.

Любовь зла...
Знаменитая писательница Жорж Санд славилась не только своими занимательными романами. Она любила шокировать публику: позволяла себе курить трубку и носить мужское платье. Ни от кого не было секретом и то, что писательница была чрезвычайно влюбчивой, постоянно меняя мужей и любовников. В ее любовном плену побывали Проспер Мериме, Альфред Мюссе и гениальный романтик из Польши - Шопен. Однажды у Листа собрались все литературные французские аристократы, была, естественно, и Жорж Санд, был Шопен. Впервые увидев ее, Шопен сказал:
- Какая малоприятная женщина - эта Санд! Да и женщина ли это вообще, я склонен в этом усомниться!
Однако, влюбившись, композитор провел с этой "малоприятной женщиной" девять лет своей жизни...

Музыкальная дуэль
У чрезвычайно гостеприимной Жорж Санд в Ноане часто собиралось небольшое общество. Однажды в гостях встретились Лист и Шопен. В один из вечеров Лист играл какое-то произведение Шопена и сделал в нем несколько изменений на свой вкус, на что автор очень обиделся:
- Мой дорогой друг, если вы делаете мне честь, играя мои сочинения, то я просил бы вас играть их так, как они написаны, или же играть что-нибудь другое.
Рассерженный Лист встал из-за рояля и предложил Шопену занять его место. Шопен играл так удивительно, что когда закончил, Лист с восторгом произнес:
- Вы были правы. Произведения гения должны быть священны и всякое прикосновение к ним есть профанация. Вы настоящий поэт, и я не могу с вами равняться.
- У каждого из нас свой жанр, - cухо ответил довольный Шопен.
Но самолюбие Листа было задето и он задумал музыкальную месть.
На другой день, когда все собрались в гостиной, Лист попросил Шопена сыграть что-нибудь. Шопен с удовольствием согласился. По своему обыкновению опустил шторы и погасил все лампы, чтобы играть в полной темноте. Но в это время Лист тихо подошел к Шопену, шепнул ему что-то на ухо и сел вместо него за рояль. Полилась божественная шопеновская мелодия. Гости были в восторге и пребывали в полном убеждении, что играет автор. Когда в гостиную внесли свечи, все увидели за роялем Листа.
- Ну, что вы скажете? - обратился исполнитель к побледневшему автору.
- Я скажу то же, что все: я сам думал, что слышу Шопена, - ответил Шопен.
- Вот видите! - победоносно воскликнул Лист, - Лист все-таки может быть Шопеном когда захочет. Но может ли Шопен быть Листом? Я в этом не очень уверен.

Кто сочинил собачий вальс.
У Жорж Санд была собачка, с которой она любила играть. Однажды во время возни с собакой Жорж Санд сказала:
- Если бы у меня был талант, я бы непременно сочинила какое-нибудь произведение в честь этой собаки.
Желание возлюбленной - закон. И Шопен сочинил чудесный вальс (опус № 64), который Друзья и ученики Шопена, зная, кому посвящен вальс, так и называли его: "Вальс маленькой собачки".

Источник: peoples.ru


Произведения
Спойлер:
Для фортепиано с ансамблем или с оркестром
* Трио для фортепиано, скрипки и виолончели Op. 8 g-moll (1829)
* Вариации на тему из оперы «Дон-Жуан» Op. 2 B-dur (1827)
* Rondo a la Krakowiak Op. 14 (1828)
* «Большая фантазия на польские темы» Op. 13 (1829—1830)
* Концерт для фортепиано с оркестром Oр. 11 e-moll (1830)
* Концерт для фортепиано с оркестром Oр. 21 f-moll (1829)
* «Andante spianato» и следующий «Большой блестящий полонез» Ор. 22 (1830—1834)
* Соната для виолончели Op. 65 g-moll (1845—1846)
* Полонез для виолончели Op. 3

Мазурки (58)
* Op. 6 - 4 мазурки: fis-moll, cis-moll, E-dur, es-moll (1830)
* Op. 7 - 5 мазурок: B-dur, a-moll, f-moll, As-dur, C-dur (1830—1831)
* Op. 17 - 4 мазурки: B-dur, e-moll, As-dur, a-moll (1832—1833)
* Op. 24 - 4 мазурки: g-moll, C-dur, A-dur, b-moll
* Op. 30 - 4 мазурки: c-moll, h-moll, Des-dur, cis-moll (1836—1837)
* Op. 33 - 4 мазурки: gis-moll, D-dur, C-dur, h-moll (1837—1838)
* Op. 41 - 4 мазурки: cis-moll, e-moll, H-dur, As-dur
* Op. 50 - 3 мазурки: G-dur, As-dur, cis-moll (1841—1842)
* Op. 56 - 3 мазурки: H-dur, C-dur, c-moll (1843)
* Op. 59 - 3 мазурки: a-moll, As-dur, fis-moll (1845)
* Op. 63 - 3 мазурки: H-dur, f-moll, cis-moll (1846)
* Op. 67 - 4 мазурки: G-dur, g-moll, C-dur, № 4 a-moll 1846 (1848?)
* Op. 68 - 4 мазурки: C-dur, a-moll, F-dur, № 4 f-moll (1849)

Полонезы (16)
* Op. 26 № 1 cis-moll; № 2 es-moll(1833—1835)
* Op. 40 № 1 A-dur (1838); № 2 c-moll (1836—1839)
* Op. 44 fis-moll (1840—1841)
* Op. 53 As-dur (Героический) (1842)
* Op. 61 As-dur, «Полонез-фантазия» (1845—1846)
* WoO. № 1 d-moll (1827); № 2 B-dur (1828); № 3 f-moll (1829)

Ноктюрны (всего 21)
* Op. 9 b-moll, Es-dur, H-dur (1829—1830)
* Op. 15 F-dur, Fis-dur (1830—1831), g-moll (1833)
* Op. 27 cis-moll, Des-dur (1834—1835)
* Op. 32 As-dur (1836—1837)
* Op. 37 № 2 G-dur (1839)
* Op. 48 c-moll, fis-moll (1841)
* Op. 55 f-moll, Es-dur (1843)
* Op. 62 № 1 H-dur,№ 2 E-dur (1846)
* Op. 72 e-moll (1827)
* Op. posth. cis-moll (1830), c-moll

Вальсы (17)
* Op. 18 «Большой блестящий вальс» Es-dur (1831)
* Op. 34 № 1 «Блестящий вальс» As-dur (1835)
* Op. 34 № 2 a-moll (1831)
* Op. 34 № 3 «Блестящий вальс» F-dur
* Op. 42 «Большой вальс» As-dur
* Op. 64 № 1 Des-dur (1847)
*Op. 64 № 2 cis-moll (1846—1847)
* Op. 64 № 3 As-dur
* Op. 69 № 1 As-dur
* Op. 69 №прпрпнрl
* Op. 70 № 1 Ges-dur
* Op. 70 № 2 f-moll
* Op. 70 № 2 Des-dur
* Op. posth. e-moll, E-dur, a-moll

Прелюдии (всего 25)
* 24 прелюдии Op. 28 (1836—1839)
* Прелюдия cis-moll op','45 (1841)

Экспромты (всего 4)
* Op. 29 As-dur (около 1837)
* Op, 36 Fis-dur (1839)
* Op. 51 Ges-dur (1842)
* Op. 66 «Фантазия-экспромт» cis-moll (1834)

Этюды (всего 27)
* Op. 10 C-dur, a-moll, E-dur, cis-moll, Ges-dur, es-moll, C-dur, F-dur, f-moll, As-dur, Es-dur, c-moll (1828—1832)
* Op. 25 As-dur, f-moll, F-dur, a-moll, e-moll, gis-moll, cis-moll, Des-dur, Ges-dur, h-moll, a-moll, c-moll (1831—1836)

Скерцо (всего 4)
* Op. 20 h-moll (1831—1832)
* Op. 31 b-moll (1837)
* Op. 39 cis-moll (1838—1839)
* Op. 54 E-dur (1841—1842)

Баллады (всего 4)
* Ор. 23 g-moll (1831—1835)
* Op. 38 F-dur (1836—1839)
* Op. 47 As-dur (1840—1841)
* Op. 52 f-moll (1842)

Сонаты для фортепиано (всего 3)
* Op. 4 № 1, c-moll
* Op. 35 № 2 b-moll (1837—1839).
* Oр. 58 № 3 h-moll (1844)

Другие
* Фантазия Op. 49 f-moll (1840—1841)
* Баркарола Op. 60 Fis-dur (1845—1846)
* Колыбельная Op. 57 Des-dur (1843)
* Концертное Allegro Op. 46 A-dur
* Тарантелла Op. 43 As-dur
* Болеро Op. 19 C-dur

Источник: Википедия


Фотографии

Спойлер:



Шопен, 1835


Портрет Шопена работы Эжена Делакруа, 1838


Памятник Шопену в Варшаве
Валькирия вне форума Ответить с цитированием
16 пользователя(ей) сказали cпасибо:
AVEnsis (24.05.2014), Captain Flint (21.03.2014), Carassius (25.02.2014), CLIPER (25.02.2014), Henry Morgan (25.02.2014), Mephistopheles (25.02.2014), Natali (22.08.2014), Oldbarel (24.05.2014), Zizim (05.12.2017), Армеец (25.02.2014), Буйвол (25.02.2014), де росс (25.02.2014), Королёв (22.08.2014), Пелагея (23.03.2014), Шепот (26.02.2014), Эдвин Тилль (15.12.2015)