Показать сообщение отдельно
Старый 24.01.2015, 21:10   #5
Валькирия -
Администратор
Corsairs-Harbour.Ru WastelandMutants.Ru
Человек года - 2016
Коммодор
Б.Е.С.
Гаваньский саблемахал
 
Аватар для Валькирия
 
Регистрация: 04.06.2011
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 4,410
Нация: Пираты
Пол: Женский
Офицеры Корабли
Репутация: 1177

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Морские музеи мира

Музей корабля «Васа» (Vasa)
Стокгольм, остров Юргорден, Швеция
(Картинки кликабельны)


[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
Музей корабля «Васа»
В Стокгольме есть примечательный музей. Огромный комплекс совсем близко к центру города, на расстоянии меньше километра от королевского дворца. Музей выстроен в конце прошлого века всего для одного экспоната. Но какого…

В начале XVII века Швеция становилась мощной державой. Королевская семья проводила разумную и уверенную политику по увеличению своего влияния в регионе и в континентальной Европе. Как и любой морской державе ей требовался мощный флот. Как сказал король Густав II "Процветание королевства зависит от Бога и нашего флота". Но еще больше королю хотелось иметь флагман флота, способный вселять в души врагов страх и уважение, а гражданам страны прибавлять уверенности в военной мощи королевства. Поэтому он должен был стать самым большим и самым тяжеловооруженным кораблем на Балтике.

Некоторые корабельные верфи когда-то располагались совсем рядом с главным островом города, в Блазиехольмен. И "Васу" строили как раз там.

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться][Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
В музее есть небольшой закуток,
экспозиции которого дают представление о том времени

Васа действительно был очень большим кораблем для своего времени. Новый флагман был заказан голландскому кораблестроителю Хенрику Хюбертссону, о чем 16 января 1625 года был подписан контракт. Целых три года плотники, кузнецы, пильщики, лафетчики, резчики, канатных и парусных дел мастера трудились над будущей гордостью Шведского королевского флота. На его постройку ушло более 1000 дубов. Длинна корабля составила 69 метров, а ширина 11,7 метра. Высота от киля до оконечности грот-мачты 52,5 метра, высота бортов 19,3метра, осадка 4,8 метра, при водоизмещении 1210 тонн.
На вооружение корабля находилось 64 пушки, размещенные на двух орудийных палубах.

Летом 1628 года корабль был спущен на воду и стоял на швартовых напротив королевского замка. Здесь был принят балласт, полностью укомплектована оснастка и были установлены пушки. 10 августа все было готово к первому плаванию. Стояла тихая ясная погода, над заливом дул юго-восточный бриз, и море было спокойным. На борту находилась команда и гости. Предполагалось торжество во всем великолепии.

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться][Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

В гавани собралось множество любопытствующих. У них было достаточно времени для того, чтобы посмотреть на отбытие корабля. Государственный совет в письме королю Густаву, который тогда находился в Пруссии, так описывает это событие: "Когда корабль вышел в открытую бухту Тегельвикена, паруса наполнились более сильным ветром, и вскоре корабль начал крениться на подветренную сторону, но выпрямился немного и дошел до Бекхольмена, где повалился на борт, вода хлынула через пушечные порты, и он медленно пошел на дно с поднятыми парусами, флагами и всем прочим".

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
Порыв ветра накренил и потопил корабль
всего после 1300 метров плавания.
Капитан корабля и часть выжившей команды была тут же арестована, после чего начались допросы и суд. Капитан поклялся что не виновен, балласт и пушки были закреплены, а из команды никто не был пьян. Матросы подтвердили его слова. Судостроитель сказал что строил все "в полном соответствии с чертежами утвержденными самим королем, и Господь Бог знает кто виноват". А король и Бог одинаково непогрешимы.
До конца неизвестно кто был наказан, но капитана вроде посадили. Истинная же причина происшествия крылась в недостаточной продуманности конструкции корабля, не способной обеспечить достаточной устойчивости.

Попытки поднять "Васу" были предприняты в тот же год. Очень многие пытались поднять корабль, но безуспешно. Было и много проходимцем. Самой распространенной идеей было зацепить крюками покоящийся на дне корабль и поднять. Естественно такой способ не оправдал себя.

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
Водолазный костюм
тех времен.
Именно в них и
выполнялись основные
подводные работы.
Предлагали свои услуги люди "умеющие ходить под водой" или в современной интерпретации - водолазы. Тогда самой передовой технологией погружений был "водолазный колокол", действующий по принципу перевернутого стакана опускаемого в воду. Данную технологию предложили швед Альбрехт фон Трейлебен и немец Андреас Пеккелль. "Водолаз был одет полностью в кожаную одежду с двойными кожаными сапогами. Он стоял на платформе из свинца, которая висела под водолазным колоколом" - так описывает снаряжение водолаза итальянский священник Франческо Негри, бывший тогда в Стокгольме проездом.
Несмотря на столь отсталые технологии в понимании современного человека, им удалось совершить настоящий подвиг. Свыше 50 (!) пушек было поднято в течении 1664-65 гг.

Место где затонул корабль находится в самом центре города, практически под стенами королевского дворца. Чтобы было понятнее, то вот сравнительные примеры. Это как в Москве у Крымского моста, в Питере напротив Медного всадника, в Нижнем Новгороде прям между опор Канавинского моста, а для Хабаровска это место возле причала речного вокзала. Т.е. совсем близко или среди берегов, а не в открытом море и без видимых ориентиров. Но даже шведы забыли место катастрофы корабля.
25 августа 1956 года Андерсу Франсену, инженеру и одному из ведущих экспертов Швеции по военно-морской истории, с помощью лично сконструированного пробоотборника, удалось обнаружить место гибели королевского флагмана. Всего на глубине в 35 метра.

Через несколько дней к кораблю спустился водолаз Пер Эдвин Фельтинг. Он подтвердил нахождение корабля и его прекрасно сохранившееся состояние. Здесь требуется пояснение. В Балтийском море не водится червь-точильщик. Эта маленькая ракушка быстро съедает дерево, но из-за низкого содержания соли в воде их нет и дерево может сохраняться в воде даже сотни лет. Поэтому "Васа" смогла прекрасно сохраниться на глубине 35 метров.

В Швеции началась программа по сбору средств на подъем исторической
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
Макет корабля «Васа»
реликвии. Компания "Брустрёмс", имеющая опыт в судопоъемных работах, пообещала все выполнить бесплатно. Флот предоставил персонал и суда. Работа закипела осенью 1957 года.

Несомненными героями операции были водолазы, проводившие в воде по много часов в неделю. Несмотря на развитие технологий, работа водолазов требовала настоящего мужества, так как производилась в темноте и была очень опасной.

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
Моделирование процесса подъема "Васы".
Предлагались различные варианты подъема. Среди них были передовые, трудоемкие и попросту фантастические. В итоге было решено использовать отработанную и верную технологию - промыть под корпусом судна в грунте туннели и завести в них канаты. На поверхности зацепить их за понтоны и после откачки из понтонов воды приподнять корабль со дна.

Работа с туннелями продолжалась два года. Никаких серьезных аварий не произошло, и в августе 1959 года все было готово для первого подъема. Подъемные понтоны заняли свое место над "Васой", тросы были проведены через шесть туннелей, и старый корабль был поднять без проблем.

Но окончательно поднимать корабль было еще рано. Судно отбуксировали на мелководье, где водолазы вновь принялись за работу. Необходимо было укрепить корпус и закрыть все орудийные порты новыми люками. 24 апреля 1961 года все было готово к подъему. После 333 лет на дне "Васа" поднялась на поверхность. Первыми на борт взошли Андерс Франсен и Пер Эдвин Фельтинг.

Состояние корпуса корабля было в столь хорошем состоянии, что буксировка в сухой док производилась без дополнительной поддержки "Васы" на плаву. Были предприняты беспрецедентные меры по консервации и сохранению корабля. Пропитанное водой дерево в течение многих месяцев орошали полиэтиленгликолем. Он способен замещать в дереве воду что и требовалось в тот момент. Мелкие элементы и прочие находки просто опускались в ванну с раствором, а сам корпус судна орошали через систему, напоминающую современную противопожарную в больших зданиях.

Пока корабль находился на консервации и с ним проводились реставрационные работы, был объявлен конкурс на проект музея. Из представленных 384-х предложений было выбрано всего одно. По предложению архитекторов музей был размещен на территории старой верфи (1879г.) с сохранением элементов ее дока.

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
И первое что видит посетитель попадая в музей - вот этот вид.

Время на "Васе" остановилось в пять часов пополудни 10-го августа 1628 года. Когда корабль был поднять на поверхность 333 года спустя, в матросских сундучках по-прежнему лежали упакованными еда, одежда и мелкие личные вещи. В трюме лежали бочонки с мясом, в каюте стоял адмиральский стол, на борту оставались великолепный офицерский обеденный сервис, бронзовые подсвечники и лампы. "Васа" это машина времени, свидетельствующая как о жизни на борту и на суши в начале XVII века.

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться][Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

Сохранность самого корабля и различных вещей на его борту было просто поразительным. Сохранилось все. Корма "Васы". Практически все элементы подлинные, которым более 350 лет. Отличить их легко. Там где дерево светлое и гладкое - это современные вставки. Где дерево темное и неровное - подлинник возрастом в сотни лет.

На повестке дня по-прежнему стоит задача содержания и ухода за «Васой». Его сохранение в решающей степени зависит от поддержания стабильного микроклимата. Пока корабль находился в воде, железные болты проржавели, дубовая древесина почернела. Под конец его части скреплялись только деревянными шпонками. Загрязняющие вещества в воде привели к образованию большого количества серы, которая проникала в дерево. В настоящее время сера вступает в реакцию с кислородом, что приводит к образованию серной кислоты. Кислота разъедает дерево, хотя для посетителей музея она безопасна. Исследования в аспекте выработки технологии длительного сохранения «Васы» продолжаются по сей день.

Среди грязи и отложений на днище «Васы» спасатели нашли шесть парусов, которые не были установлены во время крушения. Это старейшие сохранившиеся паруса в мире, до консервации они были весьма непрочными. Исследование находок продолжается. В рамках музейных выставок демонстрируется много уникальных предметов, которые оживили давно минувший век и людей, живших в то время.

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться][Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
1 Воссоздана часть борта. 2 Фигура льва в прыжке с зажатым в лапах щитом с гербом королевского рода. 3 Макет.

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться][Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

Последний раз редактировалось Валькирия; 24.01.2015 в 22:11.
Валькирия вне форума Ответить с цитированием
13 пользователя(ей) сказали cпасибо:
Alek San Der (07.02.2015), AVEnsis (27.01.2015), Bar (24.01.2015), Captain Flint (24.01.2015), Carassius (25.01.2015), CLIPER (24.01.2015), Henry Morgan (29.01.2015), idealist (30.09.2015), Old Alexander (19.02.2021), pitblood (25.01.2015), SkyReg11 (23.08.2015), Пелагея (24.01.2015), Сеньор Кортес (13.09.2017)