Показать сообщение отдельно
Старый 11.11.2017, 10:19   #14
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Всё самое интересное о музыкальных инструментах



Каягым


Каягым - корейский многострунный щипковый музыкальный инструмент.

Общая характеристика.
Один из самых распространённых в Корее струнных инструментов. Появление каягыма в Корее датируется VI веком: после завоевания государством Силла племенного союза Кая местный музыкант У Рык адаптировал китайский гучжэн и написал для него несколько пьес.

Имеет плоский резонаторный корпус удлинённой формы с двумя отверстиями на одном из концов. Число струн может быть различным; наиболее популярен 12-струнный каягым. Каждой струне соответствует особая передвижная подставка («кобылка»), при помощи которой осуществляется настройка инструмента.
Разновидность каягыма — кахёнгым имеет более короткий и более широкий корпус и более высокую тесситуру.
Играют на каягыме сидя. Инструмент используется соло и в сочетании с поперечной флейтой четтэ. Большой популярностью пользуются ансамбли каягымисток.

Сходные инструменты бытуют в Японии (кото), в Китае (цисяньцинь) и во Вьетнаме (данчань).
Каягым - двенадцатиструнная корейская цитра. Наряду с комунго, каягым является одним из наиболее знаковых для корейской музыкальной культуры инструментов. По современной европейской классификации относится к классу длинных цитр.
Его корпус изготавливается из цельного куска дерева павлонии, а двенадцать струн из шёлка-сырца натянуты на зафиксированный деревянный мостик хёнчим, напоминающий форму облаков и повторяющий изогнутую форму корпуса и поддерживаются подвижными мостиками-кобылками анджок из груши или грецкого ореха в форме лапок дикого гуся, скрепленными шелковым шнуром хваксуль ("колено журавля").

Анджок
Передвигая анджок, можно изменять настройку каягыма. Тольгве — колки для регулирования натяжения струн, помещены внутри на обратной стороне корпуса рядом с янъидо ("уши овцы", узел, в которой собраны шнуры, фиксирующие струны), расположенным на левом конце корпуса. У головной части инструмента джадан ("крайний слева"), на которую в паузе исполнитель кладет правую руку, имеется небольшая "талия", подобно китайскому циню. Левый конец корпуса с двенадцатью отверстиями для струн называется бонми ("хвост феникса").

Янъидо - "уши овцы"
В нижней деке имеется несколько резонаторных отверстий: в центре деки - прямоугольное, а по краям - небольшое круглое отверстие и в форме полумесяца, символизирующие солнце и луну, а вместе - космос. Все декоративные элементы и пропорции также имеют определенный символический смысл. Существует две техники исполнения: нажатие на струну левой рукой, а также различные колебательные движения, производящие различные эффекты: встряхивание, изгибание струны или вибрация.

Правая рука используется в технике защипывания струны или удара по струнам. Исполнитель традиционно сидит на полу, скрестив ноги и положив один конец инструмента на правое колено, а другой - на пол. Струны защипывают справа от мостиков большим пальцем правой руки и тремя следующими пальцами, а левой рукой нажимают на струну или натягивают ее слева от мостиков, изгибая ее или производя разнообразные колебания струны (в диапазоне от микротоновых интервалов до кварты) - создавая особый тип широкого вибрато, весьма характерный для корейской музыки.
В то время как на других дальневосточных цитрах (китайском гучжэн, японском кото, монгольском ятга или вьетнамском дане) для извлечения звука используют когти или плектр, каягым отличается вышеупомянутым широким вибрато, создаваемым с помощью нажатия и натягивания струны непосредственно пальцами. Стоит упомянуть, что само натяжение струн слабее, чем, к примеру, на кото, что также позволяет добиваться более тёплого, подвижного, интимного и мягкого звучания, чем на подобных длинных цитрах.
Существует термины для обозначения техники специфического вибрирующего звучания, применительно именно к струнным инструментам: нонхян (буквально "вибрирующие струны"), а также ё-ым (буквально "оставшийся звук"), которые являются ключевыми моментами для понимания эстетики корейской музыки. В соответствии с Самгук Саги ("Исторические записи Трёх государств", 1145 г.), каягым предположительно возник в VI в., и его появление связывают с именем короля Касиля, правителя королевства Кая (отсюда и название "каягым", т.е. "струнный инструмент государства Кая" или "каяко", "струны Кая").
Спойлер:
У такого каягыма меньше расстояние между струнами, и корпус короче, что позволяет исполнителю играть быстрые пассажи, необходимые в заключающих разделах санджо. Санджо каягым имеет около 142 см в длину, 23 см в ширину и 10 см в высоту. В отличие от попгым каягыма, также сделанного из дерева павлонии, санджо каягым имеет вставки по бокам и на задней части из твёрдых пород дерева, например, каштана.
Каягым, вероятно, можно считать наиболее приспособленным для санджо инструментом: мелодические и ритмические модели санджо каягым наиболее сложны по сравнению с другими инструментами, а раздел танмори, очень быстрый чандан, встречается только в санджо каягым. В наши дни санджо каягым — наиболее распространенный вариант, и в современном музыкальном контексте он широко применяется в чанджак гугак (новосочиненной корейской традиционной музыке). Все традиционные каягымы имели шелковые струны, но в конце XX в. стало возможным заменить их на синтетические (нейлоновые). Современные каягымы часто имеют больше струн (до 25 и даже более).




[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

Источник: [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
__________________

Последний раз редактировалось CLIPER; 24.11.2017 в 22:41.
CLIPER вне форума Ответить с цитированием
Пользователь сказал cпасибо:
SkyReg11 (12.11.2017)