Показать сообщение отдельно
Старый 19.11.2017, 08:01   #28
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Всё самое интересное о музыкальных инструментах



Уду

Уду (udu drum, ибо, абанг мбрэ, Ibo drum) – африканский керамический ударный инструмент, представляющий собой глиняную емкость с двумя отверстиями.

Нигирийский барабан уду (ибо), индийский гатам и маджа. Эти инструменты из разных культур, их разделяют тысячи километров, но они по сути - родственики. И причина состоит в том, что нигирийский уду и индийский гатам с точки зрения физики - резонаторы Гельмгольца. Причем оба эти инструмента очень древние (по некоторым данным более 5000 лет). Именно присутствующий эффект низкого бассового резонанса этих барабанов так понравился создателям ханга, что натолкнул их на мысль воссоздания этого эффекта в новом инструменте.

Классификация
Уду принадлежит к классу идиофонов, т.е инструментов, где источником звука является само тело инструмента. Этот барабан родом из Нигерии (Западная Африка). Традиционно его изготавливали мастера африканской народности Ибо (Игбо) и Хауса. Народные версии инструмента сделаны из глины, как из самого распространенного и доступного материала. Также причиной выбора материала служит некая преемственность. Ведь этот удивительный ударный инструмент с весьма узнаваемым голосом ведет свою родословную от обычной кухонной глиняной утвари, а точнее - от дырявых кувшинов для хранения воды.

Этимология
Глубокие, и весьма необычные звуки этого барабана, казались нигерийцам "голосами предков". В связи с этим уду приписывали священные свойства и сначала его использовали в церемониях культового и религиозного характера.
Этот инструмент некоторые племена считают истинно женским инструментом. Поэтому игра на уду - прерогатива представительниц прекрасной половины человечества.
Единого названия этого инструмента в Африке просто не существует, а слово "уду" является просто одним из многих названий этих барабанов. Племена ибо живут разобщенными и абсолютно самостоятельными группами, каждая из которых называет свой инструмент по своему, в зависимости от региона и церемониального назначения инструмента. Таким же разнообразием изобилуют техники игры на нем. Чаще всего в Нигерии он называется "абанг мбрэ". Это переводится примерно как "горшок для игры".

Спойлер:
Распространение
Распространение название "уду" в Европе и США пошло с легкой подачи нью-йоркского художника Френка Джорджини, который одним из первых, в далеком 1974 году начал изготавливать эти инструменты. Также весьма интересным является то, что Джорджини их делал не только как музыкальные инструменты, а и как художественные керамические изделия – многие из его барабанов уду выставлены в музеях в разделе керамики (например, экспозиция Метрополитен-музея в Нью-Йорке).
В физическом смысле уду – это резонатор Гельмгольца. Прибор подобной конструкции (правда, из металла) способен совершать низкочастотные собственные колебания, длина волны в нем значительно больше размеров резонатора. Этот прибор ученный изготовил в 1850 г и использовал для изучения явления резонанса, а также для анализа акустических сигналов.

Изготовление
Первоначально уду изготавливался из глины. Но сейчас в продаже можно встретить инструменты из стеклопластика и даже из дерева (например, из манговой древесины). Каждый материал придает свои особые нотки в звучании этого инструмента. Также стеклопластик и дерево, более практичные и ударопрочные материалы, чем керамика, хотя многие музыканты сходятся во мнении, что шарм и особый саунд глиняного уду ни чем заменить невозможно.
Постепенно мастера в Европе и США отходят от первоначальной "кувшинной" формы нигерийского уду и начинают активно экспериментировать с формой и размерами инструмента, толщиной стенок, материалом, количеством отверстий и размерами резонаторной камеры. Результатом всех этих экспериментов стало появление разнообразных версий инструмента (уду с несколькими отверстиями и резонаторными камерами, с кожаными мембранами и т.д.) и даже уду - гибридов. Например, кахуду (смеси уду и кахона) и удонго (смесь уду и бонгов) многих, многих других не менее интересных инструментов.

Техника игры
Нет никаких особых техник и "канонических" приемов игры на нигерийском уду. По инструменту можно постукивать кулаком, ладонью, кончиками и костяшками пальцев, его можно тереть, скрести ногтями, а для изменения тона внутрь барабана можно наливать определенное количество воды . Основные звуки на уду – это сухой щелчок по корпусу и низкий бас при закрытии рукой одного из отверстий. Все остальные звуки зависят от вашей фантазии и терпения – уду в этом плане предоставляет своему обладателю огромную свободу звукоизвлечения.

Барабаны, подобные уду, встречаются в этнических ансамблях не только Африканского континента. Например, в Индии издревле существует две очень похожие разновидности таких инструментов. Он называются гатам и маджа. Упоминания о них в индийском фольклоре встречается уже 2 тысячи лет назад.


[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

__________________

Последний раз редактировалось CLIPER; 24.11.2017 в 22:47.
CLIPER вне форума Ответить с цитированием