Показать сообщение отдельно
Старый 19.11.2017, 12:33   #29
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Всё самое интересное о музыкальных инструментах



Шофар

Шофар - еврейский ритуальный духовой музыкальный (сигнальный) инструмент, сделанный из рога животного.

Шофар имеет очень древнюю историю и традицию употребления, восходящую к Моисею. В него трубят во время синагогального богослужения на Рош Ха-Шана (еврейский Новый год), Йом-Кипур (Судный день, или День искупления) и в ряде других случаев.

Устройство и изготовление
Шофар изготавливался в глубокой древности и сейчас изготавливается только из натурального рога. Использовались и используются полые внутри рога баранов, козлов, антилоп, газелей, никогда или почти никогда (из-за аллюзий на золотого тельца) бычьи или коровьи рога. Поэтому формы и длины шофаров могут быть самыми разными. Шофар может быть коротким с простым изгибом, как принято у ашкеназов, или он может быть длинным и витым. Последняя разновидность возникла в еврейской общине Йемена. Существует две разновидностей шофара – ашкеназский и сефардский. Ашкеназский шофар обработан снаружи и внутри, ему придают серповидную форму. Сефардские шофары — длинные и витые. Изготовлением шофаров занимаются ремесленники, передающие традицию из поколения в поколение. В одних странах и общинах принято сильно обрабатывать рог, разогревать его паром для придания нужной формы; в других, напротив, принято сводить обработку к минимуму и формы не менять. Кончик рога у шофара срезается или просверливается. Трубящий в шофар использует это отверстие для извлечения звука. Известны случаи, когда кончику рога придавали форму простейшего трубного мундштука.

Трубление в шофар
В древности шофар использовался как сигнальный инструмент для созыва народа и возвещения важных событий, а также во время войны. Использование этого инструмента восходит к магическим обрядам доеврейской эпохи. Звуки шофара (точнее, его разновидности, упоминаемой как "йобел", "юбилейная труба", по Танаху, обрушили стены Иерихона, откуда пошло выражение "иерихонская труба". Шофар - натуральный инструмент. Помимо основного тона из него можно извлечь только первый и второй обертоны, составляющие квинту. Тембр звука у шофара сильно зависит от формы и размера. Короткий "ашкеназский" шофар даёт высокий, плачущий звук. Большие и длинные шофары дают более насыщенный звук, который может быть низким, хрипловатым и торжественным.

Различают следующие виды звуков шофара:
"ткиа́" ("трубление") - начинается на нижней ноте и переходит к верхней ноте с нарастанием звучности;
"швари́м" ("тремоло") - быстрое чередование нижней и верхней ноты;
Три коротких звука, напоминающие вздох, как знак осознания своих ошибок;
"труа́" ("тревога") - серия отрывистых звуков на нижней ноте, заканчивающихся на верхней;
Девять коротких и резких звуков, передающих грусть и тоску;
"ткиа́ гдола́" ("большое трубление") - длится дольше на верхней ноте и всегда финальное;
Символизирует призыв к пробуждению совести и к возвращению к Богу. Четыре основных звука трубления могут быть объединены в серии (последовательности) и имеющие собственные названия.

Спойлер:
Традиции трубления в шофар
Согласно Галахе, в шофар трубят во время синагогального богослужения на Рош Ха-Шана (еврейский Новый год) и Йом-Кипур (Судный день, День искупления). На Рош-Ха Шана обычай требует стократного трубления. Во время синагогальной службы трубление выполняется троекратно. Позднее возник обычай трубить в шофар ежедневно в течение всего месяца элул, предшествующего Новому году. В преддверии Рош Ха-Шана и Йом-Кипур в шофар трубят не только в синагоге, но и в местах скоплениях иудеев, - например, в еврейских школах. В Израиле шофар можно услышать в таких неожиданных местах, как около железнодорожной станции или около торгового центра. Это делается для того, чтобы призвать весь народа Израиля к покаянию.

Еврейские источники о шофаре
Мидраш утверждает, что шофар из левого рога барана, принесённого в жертву Авраамом, звучал на горе Синай, а в шофар из правого рога будут трубить, когда соберутся вместе разрозненные колена Израиля.
В Талмуде разрешается изготовлять шофар из рогов баранов, диких и домашних козлов, антилоп и газелей, но всё же рекомендуется использовать именно рог барана, который ассоциируется с жертвоприношением Исаака. В эти дни в синагогах читается соответствующая глава Торы. Согласно Торе, когда ангел задержал руку Авраама, занесённую с ножом над Исааком, Бог повелел Аврааму вместо сына принести в жертву барана. Тем самым, баран стал символом покаяния. Вместе с тем запрещается применять рога коров, поскольку Сатана может напомнить Всевышнему о грехе золотого тельца и, тем самым, отвратить Бога от прощения нынешних грехов.

В мессианском иудаизме символика шофара прослеживается и в новозаветных книгах Библии. Считается, что именно звук шофара имеется в виду под "последней трубой" в конце дней, о которой несколько раз упоминает апостол Павел.


[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

__________________

Последний раз редактировалось CLIPER; 24.11.2017 в 22:47.
CLIPER вне форума Ответить с цитированием