Показать сообщение отдельно
Старый 22.11.2017, 08:40   #39
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Всё самое интересное о музыкальных инструментах



Саринда

Саринда - струнный смычковый инструмент, распространенный в традиционном и классическом музицировании южно-азиатского региона (Индия, Пакистан, Афганистан, Непал, Бутан) и является формой народной скрипки очень схожей с саранги.
По индийской традиции классифицируется как инструмент группы тата-вадья и имеет также ряд региональных традиционных разновидностей.

Нет единого мнения, является ли этот инструмент самобытным, или это просто еще одна вариация саранги. Возможно саринда имеет восточно-персидское, происхождение (прослеживается по крайней мере с 15 в.) и сходен с такими иранскими, белуджистанскими (Сев. Пакистан) и пуштунскими (Афганистан) инструментами, как гей-чак (кейчек, гиджак) саринда входит в группу инструментов, характерных для северных регионов Индостана. Аналогами ее являются саранги, чикара, камайча (штаты Раджастхан, Гуджарат), додро банам (инструмент этнической группы санталов Восточной и Центральной Индии), соруд или сооруз (Пакистан), непальская саринда.

Саринда выполняет главным образом мелодические функции и имеет высокий, насыщенный тембр звучания. Широко используется в качестве солирующего в составе инструментального ансамбля, исполняющего как собственно инструментальную музыку, так и аккомпанирующего пению (странствующие и уличные музыканты, религиозные проповедники) и танцам (манипури).
Звучит она во время различных церемоний (обрезания, свадьбы, погребения) и религиозных празднеств. саринда - преимущественно мужской инструмент. Используется в практике музицирования специальных каст и групп музыкантов: гайне (непальские пев-цы-рассказчики), баулы (Бенгалия), саринда ланга (Раджастхан) и др.

Конструкция
Конструкция, настройка и функциональное предназначение инструмента в различных регионах варьируются. Корпус-резонатор саринды изготавливается из цельного куска дерева твердых темных пород (в частности, из железного дерева). Имеет широкую шейку и в целом овально-трапециевидную форму, приблизительно от 30 до 60 см в длину с закруглением в нижней части и большими выемками по обоим бокам, как бы делящими его на две части (нижняя часть обычно закрывается кожей, и на неё ставится подставка) удобными для движений руки со смычком. По периметру корпус нередко украшается инкрустацией. Длина шейки примерно пропорциональна длине корпуса. Количество и функции струн (тар) варьируются. В самой простой своей форме саринда имеет одну струну. Но обычная разновидность насчитывает 4 жильные струны (в некоторых региональных разновидностях 3 струны), имеющие кварто-квинтовую настройку (например C-G-C-G в непальской разновидности, в других может быть G-C-C-G). Первая струна (называемая "Baj Tar") выполняет основную мелодическую роль, в то время как остальные могут расширять регистр инструмента вниз или выполнять бурдонную функцию. Ныне струны изготавливаются из нейлона или металла. Колки для крепления струн располагаются симметрично по два с обеих сторон шейки. Некоторые региональные виды саринды имеют также некоторое количество симпатических струн (что является отличительной особенностью струнных инструментовтов региона). Смычок (Gaz) сильно варьирует. В своей простейшей, это всего лишь кусок дерева, который согнут в дугу c нанизанным на него конским волосом. Иногда он имеет более сложную конструкцию. Встречаются и более крупные версии этого инструмента, как правило, их называют "саранг" вместо саринда или саранги.

Спойлер:
В Индии традиционно разные части музыкальных инструментов называют по аналогии с человеческими частями тела. Так, индийская саранги (sarangi) имеет голову (колковая коробка), шею (шейка грифа), уши-это колки для настройки, а грудь- собственно корпус саранги. В Непале музыканты называют струны четырёхструнной саранги в честь членов семьи: отец, сын, дочь и мать.

Игра настройка саринды
Играют на саринде в манере, обычной для данного региона: сидя, поддерживая инструмент, располагаемый вертикально, ногами. Техника левой руки заметно не отличается от игры на саранге. Струну не прижимают к грифу, но вместо этого играют ногтем, прижимая внешнюю сторону руки к струне, и двигая ноготь вдоль неё. Правой рукой играют смычком.
Настройка саринды сопоставима с саранги. Высота строя относительна, выделяются три регистра: нижний (мандра), средний (мадхья) и верхний (тара). Струны настраиваются сверху вниз: IV или V ступень среднего регистра, I ступень среднего регистра и V ступень нижнего регистра. Резонансовые струны настраиваются в соответствии
со звукорядом (тхата) раги (являющейся основой развёртывания каждой композиции), либо по ступеням так называеморго ачала тхата - условного звукоряда, объемлющего все натуральные и альтерированные ступени. Звуковысотное положение основного тона выбирается каждый раз в соответствие с рагой.

Исполнительская традиция
Используется как аккомпанирующий и сольный инструмент, для сопровождения танцев и театрализованных представлений. Несомненна связь саранги с индомусульманскими вокальными и танцевальными традициями; собственно сольное исполнительство на нём выросло из развёрнутого сопровождения вокальных композиций (кхайял, тхумри) и танца в стиле катхак. Среди выдающихся исполнителей на саранги в XX веке следует назвать Бунду Хана (Пакистан) и Рама Нарайяна (Индия).

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
__________________

Последний раз редактировалось CLIPER; 24.11.2017 в 22:50.
CLIPER вне форума Ответить с цитированием