Показать сообщение отдельно
Старый 28.11.2017, 07:09   #22
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Великие композиторы и музыканты

Модест Петрович Мусоргский



Дата рождения: 21 марта 1839
Место рождения: село Карево, Торопецкий уезд, Псковская губерния Российская империя
Дата смерти: 28 марта 1881 (42 года)
Место смерти: Санкт-Петербург, Российская империя
Страна: Российская империя
Профессии: композитор
Эпоха: романтизма


Модест Петрович Мусоргский - русский композитор, член "Могучей кучки". Один из величайших русских композиторов, чьё творчество повлияло на дальнейшее развитие отечественной музыки.

Мусоргский - один из самых дерзновенных новаторов XIX столетия, гениальный композитор, далеко опередивший свое время и оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства. Он жил в эпоху высочайшего духовного подъема, глубоких социальных сдвигов; это было время, когда русская общественная жизнь активно способствовала пробуждению у художников национального самосознания, когда одно за другим появлялись произведения, от которых веяло свежестью, новизной и, главное, поразительной реальной правдой и поэзией настоящей русской жизни

Биография
Спойлер:
Отец Мусоргского происходил из старинного дворянского рода Мусоргских. До 10-летнего возраста Модест и его старший брат Филарет получали домашнее образование. В 1849 году, переехав в Петербург, братья поступили в немецкое училище Петришуле. В 1852 году, не окончив училища, Модест поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков, где благодаря законоучителю отцу Крупскому "глубоко проник в самую суть" греческой, католической и протестантской церковной музыки. Окончив школу в 1856 году, Мусоргский недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку (в эти годы познакомился с А. С. Даргомыжским), потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.
К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером (свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий) и стремился стать, как он сам выражался, "музыкусом". Балакирев заставил Мусоргского обратить внимание на музыкальные занятия. Под его руководством Мусоргский читал оркестровые партитуры, анализировал гармонию, контрапункт и форму в сочинениях признанных русских и европейских композиторов, развивал в себе навык их критической оценки.
Игре на фортепиано Мусоргский учился (с 1849) у А. А. Герке и стал хорошим пианистом. От природы обладая красивым камерным баритоном, он охотно пел на вечерах в частных музыкальных собраниях. В 1852 г. в Санкт-Петербурге вышла первая публикация композитора - фортепианная полька "Подпрапорщик". В 1858 г. Мусоргский написал два скерцо, из которых одно было инструментовано им для оркестра и в 1860 г. исполнено в концерте Русского музыкального общества, под управлением А. Г. Рубинштейна.
Работу над крупной формой Мусоргский начал с музыки к трагедии Софокла "Эдип", но не окончил её (один хор был исполнен в концерте К. Н. Лядова в 1861 г., а также издан посмертно в числе других произведений композитора). Следующие большие замыслы - оперы по роману Флобера "Саламбо" (другое название - "Ливиец") и на сюжет "Женитьбы" Гоголя - также не были реализованы до конца. Музыку из этих набросков Мусоргский использовал в своих позднейших сочинениях.
Следующий крупный замысел - оперу "Борис Годунов" по одноимённой трагедии А. С. Пушкина - Мусоргский довёл до конца. В октябре 1870 г. окончательные материалы были представлены композитором в дирекцию Императорских театров. 10 февраля 1871 г. репертуарный комитет, состоявший преимущественно из иностранцев, забраковал оперу без объяснения причин; по сообщению Э. Направника (который был членом комитета), причиной отказа от постановки стало отсутствие в опере "женского элемента". Премьера "Бориса" состоялась на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге лишь в 1874 г. на материале второй редакции оперы, в драматургию которой композитор был вынужден внести значительные изменения. Ещё до премьеры, в январе того же года петербургский нотоиздатель В. В. Бессель опубликовал оперу (в клавире).
В 1872 г. Мусоргский задумал драматическую оперу ("народную музыкальную драму") "Хованщина" (по плану В. В. Стасова), одновременно работая и над комической оперой на сюжет "Сорочинской ярмарки" Гоголя. "Хованщина" была почти полностью закончена в клавире, но (за исключением двух фрагментов) не инструментована. При жизни Мусоргского "Хованщина" не издавалась и не ставилась.
Для «Сорочинской ярмарки» Мусоргский сочинил два первых акта, а также для третьего акта несколько сцен: Сон Парубка (где использовал музыку симфонической фантазии "Ночь на Лысой горе", сделанную ранее для неосуществленной коллективной работы - оперы-балета "Млада"), Думку Параси и Гопак.

Последние годы
В 1870-е годы Мусоргский болезненно переживал постепенный развал "Могучей кучки" - тенденцию, которую он воспринял как уступку музыкальному конформизму, малодушие, даже измену русской идее. Мучительно было непонимание его творчества в официальной академической среде, как, например, в Мариинском театре, руководимом тогда иностранцами и сочувствующими западной оперной моде соотечественниками. Но во сто крат больнее оказалось неприятие его новаторства со стороны людей, которых он считал близкими друзьями - Балакирева, Кюи, Римского-Корсакова.
Эти переживания непризнанности и "непонятости" получили выражение в "нервной лихорадке", усилившейся во 2-й половине 1870-х годов, и как следствие - в пристрастии к алкоголю. Мусоргский не имел обыкновения делать предварительные наброски, эскизы и черновики. Он подолгу всё обдумывал, сочинял и записывал набело совершенно готовую музыку. Эта особенность его творческого метода, помноженная на нервную болезнь и алкоголизм, и послужила причиной замедлившегося процесса создания музыки в последние годы его жизни. Уволившись из "лесного ведомства" (где с 1872 г. занимал пост младшего столоначальника), он лишился постоянного (хотя и небольшого) источника доходов и довольствовался случайными заработками и незначительной финансовой поддержкой друзей. Последним светлым событием стала устроенная его другом, певицей Д. М. Леоновой, поездка в июле-сентябре 1879 года по югу России. В ходе гастролей Леоновой Мусоргский выступил как её аккомпаниатор, в том числе (и часто) исполнял собственные новаторские сочинения. Характерной чертой его позднего пианизма была вольная и гармонически смелая импровизация. Концерты русских музыкантов, которые были даны в Полтаве, Елизаветграде, Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ростове-на-Дону, Воронеже и других городах, проходили с неизменным успехом, уверившим композитора (хотя и ненадолго), что путь его "к новым берегам" избран верно.
Одно из последних публичных выступлений Мусоргского состоялось на вечере памяти Ф. М. Достоевского в Петербурге, 4 февраля 1881 г. Когда перед публикой вынесли окаймлённый трауром портрет великого писателя, Мусоргский сел за рояль и сымпровизировал похоронный колокольный звон.
Мусоргский умер в Николаевском военном госпитале в Петербурге, куда был помещён 13 февраля после приступа белой горячки. Там же за несколько дней до смерти Илья Репин написал единственный прижизненный портрет композитора. Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В 1935—1937 годах в связи с реконструкцией и перепланировкой так называемого Некрополя мастеров искусств площадь перед лаврой была существенно расширена и соответственно линия Тихвинского кладбища была перенесена. При этом на новое место советская власть переместила только надгробия, могилы же закатали асфальтом, в том числе и могилу Мусоргского. На месте захоронения Модеста Петровича ныне находится автобусная остановка.
В 1972 году в деревне Наумово (Куньинского района Псковской области) в усадьбе Чириковых (материнская линия Мусоргского) открыт Музей-заповедник М.П. Мусоргского. Усадьба Мусоргских в селе Карево (расположенном рядом) не сохранилась.

Творчество
Спойлер:
В музыкальном творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней и церковной музыкой (в том числе, древнерусской монодией), в мелодике, гармонии (модализмы, линеарность, нестандартная аккордика, в том числе, квартаккорды), ритмике (сложные, «неквадратные» метры, оригинальные ритмоформулы), форме; наконец, в разработке сюжетов, главным образом, из русской жизни. Мусоргский — ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох, которыми он не желал пользоваться (например, у него почти полностью отсутствует имитационно-полифоническая разработка музыкального материала, которая была присуща многим его западным коллегам, особенно в Германии). Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём.
Специальность Мусоргского - музыка вокальная. С одной стороны, он стремился к реализму, с другой стороны, к красочному и выразительному раскрытию слова. В стремлении следовать слову музыковеды усматривают преемственность с творческим методом А. С. Даргомыжского. Любовная лирика как таковая привлекала его мало. Широко проявляется специфическая стилистика Мусоргского в тех случаях, когда он обращается к русской крестьянской жизни. Мусоргский сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, применить новые своеобразные приёмы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни. Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы.

Признание
Спойлер:
За 10 лет "Борис Годунов" был дан в Мариинском театре 15 раз и затем снят с репертуара. Музыка Мусоргского завоевала признание в России и во всём мире уже после смерти композитора.
На большую сцену, концертную эстраду музыку Мусоргского вывел Н. А. Римский-Корсаков, который отдал нескольких лет жизни, чтобы привести в порядок наследие своего покойного друга. Современные музыканты зачастую оценивают редакции Римского-Корсакова как "неаутентичные", поскольку редактор решительно вмешивался не только в инструментовку, но зачастую правил "из лучших побуждений" и гармонию, и ритмику, и форму оригинала.Несмотря на очевидные недостатки редакторского волюнтаризма Римского-Корсакова, историки признают, что именно благодаря его грандиозному труду оперные и оркестровые сочинения Мусоргского были восприняты как законченная и грамотно оформленная музыка, вошли в регулярную исполнительскую практику. Их международному признанию способствовало восхищённое отношение Дебюсси, Равеля, Стравинского, членов так называемой "Шестёрки", а также антрепренёрская деятельность Сергея Дягилева, который впервые за границей поставил оперы в начале XX века.
В XIX веке полномасштабные постановки опер Мусоргского были чрезвычайно редки. Из оркестровых произведений Мусоргского всемирную известность приобрела симфоническая картина "Ночь на Лысой горе". Ныне практикуется исполнение этого сочинения в редакции Н. А. Римского-Корсакова, реже - в авторской редакции. Программность и колорит фортепианных "Картинок с выставки" вдохновили композиторов на создание оркестровых их обработок.
В XX веке композиторы продолжали обрабатывать музыку Мусоргского, в большей или меньшей степени внося в неё элементы собственного стиля, своё "индивидуальное прочтение". Некоторые из композиторских редакций театральной, фортепианной, вокальной музыки стали вполне репертуарными.
Музыка Мусоргского оказала огромное влияние на все последующие поколения композиторов. В его новаторской интерпретации мелодии и особенно в гармонии музыковеды ныне видят предвосхищение некоторых специфических особенностей музыки XX века. Драматургия музыкально-театральных сочинений Мусоргского повлияла на творчество Л. Яначека, И. Ф. Стравинского, Д. Д. Шостаковича, А. Берга, О. Мессиана и многих других. Сочинения Мусоргского оркестровали Э. В. Денисов, Н. С. Корндорф, Е. Ф. Светланов, Д. Д. Шостакович, Р. К. Щедрин и другие известные композиторы.

Сочинения
Спойлер:
Для музыкального театра
Автор всех либретто — М. П. Мусоргский

Опера «Борис Годунов» (1869, 2-я ред. 1872)[28]. По мотивам одноимённой трагедии А. С. Пушкина. Премьера (2-я редакция, с купюрами): Петербург, Мариинский театр, 27.1.1874. Критическое издание партитуры и клавира во 2-й редакции: П. А. Ламм (1928). Премьерная постановка оригинальной (так называемой «первой», или «первоначальной») редакции: Москва, Муз. театр Станиславского и Немировича-Данченко в марте 1929 г.[29]; в редакции Е. М. Левашёва — в том же театре, в декабре 1989 (под руководством Е. В. Колобова).
Опера «Хованщина» (ок.1873—1880, не окончена). Подзаголовок: Народная музыкальная драма. В клавире сохранилась вся музыка, кроме окончания 2-го действия (после реплики Шакловитого «И велел сыскать») и некоторых частей 5-го действия (сцена Марфы и Андрея Хованского не гармонизована, утеряно «Любовное отпевание Марфы» и, вероятно, не написана заключительная сцена самосожжения раскольников[30]). В партитуре сохранились два фрагмента 3-го действия (хор стрельцов и песня Марфы). Первая концертная постановка — Музыкально-драматический кружок любителей, Петербург, зал Кононова, 9 февраля 1886 года; на сцене оперного театра — в Русской частной опере (Мамонтова), Москва, 12 ноября 1897 года. Редакции: Н. А. Римского-Корсакова (1883), Б. В. Асафьева (1931), Д. Д. Шостаковича (1958). Критическое издание клавира: П. А. Ламм (1932).
Опера «Женитьба». (1868, не окончена). На текст одноимённой пьесы Н. В. Гоголя. Посвящена В. В. Стасову. Сохранилось I действие в клавире, оригинальный подзаголовок к нему: «Опыт драматической музыки в прозе». Редакции: Н. А. Римскоий-Корсаков (1908, клавир I действия), М. М. Ипполитов-Иванов (1931, дописал II, III, IV действия), П. Ламм (1933, точное воспроизведение авторской рукописи клавира), Г. Н. Рождественский (1985).
Опера «Сорочинская ярмарка» (1874—1880, не окончена). По одноименной повести Н. В. Гоголя. Посвящения: «Думка Параси» — Е. А. Милорадович, «Песня Хиври» — А. Н. Молас. В 1886 г. в авторской редакции были изданы «Песня Хиври», «Думка Параси» и «Гопак веселых паробков». Редакции: Ц. А. Кюи (1917), В. Я. Шебалин (1931).
Опера «Саламбо» (1863—1866, не окончена). Подзаголовок: По роману Г. Флобера «Саламбо», с введением стихов В. А. Жуковского, А. Н. Майкова, А. И. Полежаева. В опере предполагалось четыре действия (семь картин). В клавире написаны: «Песнь балеарца» (1-е действие, 1-я картина). Сцена в храме Таниты в Карфагене (2-е действие, 2-я картина), Сцена перед капищем Молоха (3-е действие, 1-я картина), Сцена в подземелье Акрополиса. Темница в скале. Мато в цепях (4-е действие, 1-я картина), Женский хор (Жрицы утешают Саламбо и одевают её в брачные одежды) (4-е действие, 2-я картина), изд.: 1884 (партитура и клавир Женского хора из 2-й картины 4-го действия в ред. и инструментовке Н. А. Римского-Корсакова), 1939 (авт. ред.). Редакция Золтана Пешко (1979).

Для голоса с фортепиано
Юные годы. Сборник романсов и песен (1857—1866)
Где ты, звёздочка? Песня (слова Н. П. Грекова). Оркестровая редакция (1858)
Веселый час. Застольная песнь (слова А. В. Кольцова)
Листья шумели уныло (слова А. Н. Плещеева; вар. назв.: «Музыкальный рассказ»)
Много есть у меня теремов и садов. Романс (слова А. В. Кольцова)
Молитва («Я, Матерь Божия»; слова М. Ю. Лермонтова)
Отчего, скажи, душа-девица. Романс (слова неизвестного автора)
Что вам слова любви. Романс (слова А. Н. Аммосова)
Дуют ветры, ветры буйные. Песня (слова А. В. Кольцова)
Расстались гордо мы. Романс (вар. назв.: «Но если бы с тобою я встретиться могла»; слова В. С. Курочкина)
Ах, зачем твои глазки порою (вар. назв.: «Малютка»; слова А. Н. Плещеева)
Песнь старца (слова И. В. Гете из «Вильгельма Мейстера»; рус. перевод, вероятно, Мусоргского)
Песнь Саула перед боем (слова Дж. Г. Байрона, пер. П.А Козлова; две редакции; вар. назв.: «Царь Саул»)
Ночь. Фантазия («Мой голос для тебя»…; свободная обработка Мусоргским текста А. С. Пушкина; две редакции). Оркестровая редакция (1868)
Калистрат (слова Н. А. Некрасова; вар. назв.: «Калистратушка»)
Отверженная (слова И. И. Гольц-Миллера)
Спи, усни, крестьянский сын. Колыбельная песня (слова из пьесы А. Н. Островского «Воевода»; две редакции; ; вар. назв.: Колыбельная песня из «Воеводы» Островского)
Песнь Балеарца на пиру в садах Гамилькара (из оперы «Ливиец»/«Саламбо»; слова Мусоргского по роману Г. Флобера)
Canto popolare toscano (Ogni sabato avrete; вар. назв.: Тосканская песня) народная тосканская песня, аранжировка Мусоргского на два голоса
Детская. Эпизоды из детской жизни. Вокальный цикл на слова композитора (1870)
С няней (1868; посв. «великому учителю музыкальной правды А. С. Даргомыжскому»; вар. назв.: Дитя)
В углу (1870; посв. В. А. Гартману)
Жук (1870; посв. В. В. Стасову)
С куклой (1870; посв. «Танюшке и Гоге Мусоргским»; вар. назв: Колыбельная)
Поехал на палочке (посв. «Д. В. и П. С. Стасовым»)
Кот Матрос
На сон грядущий (1870; посв. «Саше Кюи»)
«Без солнца». Вокальный цикл на стихи А. А. Голенищева-Кутузова (1874)
В четырёх стенах
Меня в толпе ты не узнала
Окончен праздный шумный день
Скучай. В альбом светской барышне
Элегия
Над рекой
Песни и пляски смерти. Вокальный цикл на стихи А. А. Голенищева-Кутузова (1877)
Трепак. Посвящается О. Петрову
Колыбельная. Посвящается А. Воробьевой-Петровой
Серенада. Посвящается Л. Глинке-Шестаковой
Полководец. Посвящается А. Голенищеву-Кутузову. Оркестровки: Э. В. Денисова, Н. С. Корндорфа, Д. Д. Шостаковича.
Романсы и песни (по алфавиту; подзаголовки принадлежат автору, если не указано иное):
Ах, ты, пьяная тетеря. Из похождений Пахомыча (слова Мусоргского)
Вечерняя песенка (слова А. Н. Плещеева)
Видение (слова А. А. Голенищева-Кутузова)
Владыко дней моих (слова А. С. Пушкина)
Гопак (слова из поэмы «Гайдамаки» Т. Г. Шевченко, в переводе Л. А. Мея; ремарка М.: «Старик поет и подплясывает»; вар. назв.: «Кобзарь»). Оркестровая редакция (1868)
Горними тихо летела душа небесами (слова А. К. Толстого)
Детская песенка (слова Л. А. Мея)
Еврейская песня (слова Л. А. Мея; поэтич. обр-ка отрывка из Песни Песней Соломона)
Желание (слова Г. Гейне, перевод Л. А. Мея; посв. «Н. П. Опочининой, в память ее суда надо мной»)
Желание сердца (автор текста неизвестен)
Забытый (баллада; слова А. А. Голенищева-Кутузова)
Из слёз моих выросло много (стихи Г. Гейне в переводе М. Михайлова)
Классик (слова Мусоргского)
Козёл (слова Мусоргского; заголовок Стасова, оригинальный заголовок: «Светская сказочка»)
Колыбельная Ерёмушки (слова Н. А. Некрасова; две редакции; вар. назв.: Песня Еремушке)
Кот Матрос (слова Мусоргского; из неосуществленного вокального цикла «На даче», 1872)
На Днепре (слова из поэмы «Гайдамаки» Т. Г. Шевченко)
Не Божиим громом горе ударило (слова А. К. Толстого; вар. назв.: Не Божиим громом ударило)
Непонятная (слова Мусоргского; ремарка М.: «барыньке на елку»)
Озорник (слова Мусоргского)
Ой, честь ли то молодцу лён трясти (слова А. К. Толстого)
Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха (др. названия: «Блоха», «Песня о блохе», «Песнь Мефистофеля в погребке Ауэрбаха о блохе»; слова из «Фауста» И. В. Гете в переводе А. Н. Струговщикова)
Пирушка. Рассказ (слова А. В. Кольцова; вар. назв.: Крестьянская пирушка)
По грибы (слова Л. А. Мея)
Поехал на палочке (слова Мусоргского; из неосуществленного вокального цикла «На даче», 1872)[35]
По-над Доном сад цветёт (слова А. В. Кольцова)
Раёк. Музыкальная шутка (слова Мусоргского)
Рассевается, расступается (слова А. К. Толстого)
Сиротка (слова Мусоргского). Две авторские редакции: в первой песня посвящена Е. С. Бородиной, во второй — певице А. Я. Воробьёвой-Петровой. Автограф 2-й редакции содержит приписку: «Я — враг транспозиций. Ваш гений покорил меня, и я транспонировал».
Семинарист. Картинка с натуры (слова Мусоргского; две редакции); по цензурным соображениям песня в России была запрещена
Светик Савишна. Песенка дурачка (слова Мусоргского)
Спесь (слова А. К. Толстого)[36]
Странник (слова Ф. Рюккерта, рус. перевод А. Н. Плещеева)
Стрекотунья-белобока. Шутка (слова А. С. Пушкина из двух стихотворений: «Стрекотунья-белобока» и «Колокольчики звенят»)
Meines Herzens Sehnsucht (автор текста неизвестен; 1858)
Переложения вокальных номеров из опер «Женитьба», «Борис Годунов», «Сорочинская ярмарка», «Хованщина» для голоса и фортепиано
Неоконченные песни и романсы[править | править вики-текст]
Крапивная гора. Небывальщина (слова Мусоргского; вар. назв: Между небом и землею)
Надгробное письмо (слова Мусоргского; вар. назв: «Злая судьба», «Злая смерть»; на смерть Н. П. Опочининой). Ныне исполняется в ред. В. Г. Каратыгина

Для фортепиано
Картинки с выставки, цикл пьес (1874); оркестровки различных композиторов, в том числе Мориса Равеля, Сергея Горчакова (1955), Лоренса Леонарда, Кита Эмерсона и пр.
Полька «Подпрапорщик» (1852)
Интермеццо. Посв. А. Бородину (1861)
Экспромт «Воспоминание о Бельтове и Любе»[37] (1865)
Няня и я. Из воспоминаний детства (1865)
Скерцо «Швея» (1871)
Слеза (1880)
В деревне. Quasi fantasia (1880). Посв. И. Горбунову.
Каприччио «Близ южного берега Крыма. Гхурзуф у Аю-дага» (1880)
На южном берегу Крыма. Из путевых заметок (1879), посв. Дарье Михайловне Леоновой, изд. 1880
Дума. Пьеса на тему В. А. Логинова, соч. 1865, посв. В. А. Логинову, изд. 1911 (в редакции В. Г. Каратыгина)
Ein Kinderscherz (Детская шалость); др. названия: «Детские игры», «Уголки», соч. 1859 и 1860, посв. Николаю Александровичу Левашову (ред. 1859), изд. 1873
La capricieuse (Шалунья), пьеса на тему Л. Гейдена, соч. 1865, посв. Надежде Петровне Опочининой, изд. 1939
Meditation (feuillet d’album) (Размышление. Листок из альбома), соч. 1880, изд. 1880
Скерцо cis-moll, соч. 1858, посв. Любови Михайловне Бубе, изд. 1911 (в редакции В. Г. Каратыгина), 1939 (издание авторской редакции, два варианта)

Для оркестра и хора
Марш Шамиля, для четырёхголосного мужского хора и солистов (тенора и баса) с оркестром (1859)[38]. Посв. А. Арсеньеву.
Ночь на Лысой горе («Иванова ночь на Лысой горе») (1867), симфоническая картина; изд.: 1886 (в ред. Н. А. Римского-Корсакова).
Intermezzo in modo classico (для оркестра, 1867). Посв. Александру Порфирьевичу Бородину; изд. 1883 (в редакции Н. А. Римского-Корсакова).
Взятие Карса. Торжественный марш для большого оркестра (1880); изд.: 1883 (в ред. и инструментовке Н. А. Римского-Корсакова).
Скерцо B-dur для оркестра; соч.: 1858; посв.: А. С. Гуссаковскому; изд.: 1860.
Иисус Навин, для солистов, хора и фортепиано (1866; 1877, вторая ред. Надежде Николаевне Римской-Корсаковой; 1883, издание в редакции и инструментовке Н. А. Римского-Корсакова).
Поражение Сеннахериба, для хора с оркестром на слова Дж. Г. Байрона из «Еврейских мелодий» (1867; 1874 — вторая ред., с припиской Мусоргского «Второе изложение, улучшенное по замечаниям Владимира Васильевича Стасова»; 1871 — издание, для хора с фортепиано).
Alla marcia notturna. Маленький марш для оркестра (в характере ночного шествия) (1861).

Несохранившиеся и/или утраченные сочинения
Буря на Чёрном море. Большая музыкальная картина для фортепиано.
Вокализы для трех женских голосов: Andante cantabile, Largo, Andante giusto (1880).
Соната до мажор для фп. в 4 руки (1861).

Память
Спойлер:
Населённые пункты с улицами, названными в честь Мусоргского
Алматы, Барнаул, Бердск, Бишкек, Брест, Владивосток, Владимир, Екатеринбург, Знаменка, Калининград, Каменск-Уральский, Краматорск, Краснодар, Красноярск, Красный Луч, Кривой Рог, Курган, Липецк, Магнитогорск, Москва, Нелидово, Пенза, Рязань, Самара, София, Ставрополь, Стерлитамак, Суворов, Тверь, Торопец, Тюмень, Уфа, Харьков (переулок Мусоргского), Чебоксары, Черновцы.

Памятники
Псков
Санкт-Петербург
Москва
Екатеринбург
село Карево
Великие Луки

Другие объекты
Airbus A321 (номер VP-BWP) авиакомпании Аэрофлот «М. Мусоргский»
Музей-заповедник М.П. Мусоргского
Уральская государственная консерватория в Екатеринбурге с 1939 г.
Михайловский театр в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М. П. Мусоргского.
Малая планета 1059 Mussorgskia.
В честь Мусоргского назван кратер на Меркурии.
Астраханское музыкальное училище имени М. П. Мусоргского.
Музыкальный колледж имени Мусоргского в Твери.
Паром «Композитор Мусоргский».
Самолет Airbus A321 (номер VP-BWP) авиакомпании Аэрофлот
Музыкальная школа имени М.П Мусоргского в Твери.
Детская музыкальная школа № 7 им. М. П. Мусоргского в Харькове.
Детская музыкальная школа им. М. П. Мусоргского в г. Великие Луки
Детская музыкальная школа им. М. П. Мусоргского в г. Зеленоград (Москва)
Детская школа искусств им. М. П. Мусоргского в Ясногорске (Тульская область)

Мусоргский в кино и в театре
Художественный фильм «Мусоргский» (1950, режиссёр Г. Рошаль).
Телевизионный спектакль «К новым берегам» (1969, режиссёр Ю. Богатыренко).


[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

__________________
CLIPER вне форума Ответить с цитированием
2 пользователя(ей) сказали cпасибо:
Zizim (05.12.2017), Валькирия (03.12.2017)