Показать сообщение отдельно
Старый 29.11.2017, 07:13   #55
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Всё самое интересное о музыкальных инструментах



Йоухикко

Йоухикко (йоухиканнель, йоухикантеле) - древний финский струнный смычковый музыкальный инструмент. Подобен 4-струнному эстонскому хийуканнель.

Интерес к историческим и традиционным музыкальным инструментам в среде ученых и музыкантов существует издавна. Особенно их внимание привлекают к себе исчезнувшие из музыкальной практики и исчезающие инструменты, а также музыкальные орудия не подвергшиеся модернизации и не оставившие наследников в академическом инструментарии. Западноевропейская лучковая лира характеризуется однодеревным долбленым (реже - сборным) корпусом, отсутствием грифа и верхнего порожка, параллельным или веерным расположением равномензурных струн на относительно небольшом расстоянии от верхней деки, обязательным наличием подставки и отверстием в верхней монолитной части корпуса для управления мелодической струной пальцами левой руки, продетыми в него с тыльной стороны инструмента.

История инструмента
Йоухи кантеле – йоухикко – лучковая лира. История этого типа инструмента восходит к раннему Средневековью, к Эпохе викингов VII-X вв. Видимо, именно лира являлась музыкальным инструментом легендарных скальдов и была почитаема наравне с воинским оружием, имевшим помимо утилитарного значения и глубокий сакральный смысл. Один из экземпляров лиры обнаружен британскими археологами в древнескандинавском захоронении в Саттон-Ху наряду с сокровищами и регалиями королевской и военной власти. До XII в. лира была распространена по всему бассейну Балтийского моря, Атлантическому побережью Европы, на Британских островах, в Германии, Франции и на севере Италии, и являлась светским придворным и городским инструментом. В эпоху Крестовых походов лира была постепенно вытеснена из придворного и городского быта более сложными и виртуозными музыкальными инструментами средиземноморской традиции. В XVII-первой половине XX вв. инструменты данного типа все еще сохранялись и были распространены в народном быту на северном и восточном побережье Балтийского моря - на юге Норвегии, Швеции и Финляндии, северо-западе Эстонии, в Карелии и Ингерманландии. Самой простой в изготовлении и, вместе с тем, самой популярной моделью лучковой лиры XIX-XX вв. являлось именно йоухикко карел и ингерманландцев, использовавшееся как для исполнения танцевальных мелодий, так и в качестве инструмента, аккомпанирующего пению. Самобытность, своеобразие тембра этого инструмента, простота техники исполнения и обширный репертуар позволили ему продолжать существовать одновременно с гармониками, гитарами, балалайками, мандолинами и скрипками, пришедшими в крестьянский быт на рубеже XIX-XX вв.

Строение
Йоухикко имеет долблёный берёзовый корпус лодкообразной или другой фигурной формы, закрытый еловой или сосновой декой с резонаторными отверстиями, и боковой вырез, образующий рукоятку. Как правило, струны волосяные или жильные. Смычек для йоухикко изготавливался из кленового или орехового хлыстика и пучка конского волоса. Он должен быть хорошо наканифолен для максимального сцепления со струнами. Струны (две или три), как правило, волосяные ("jouhi" - рус. конский волос, от чего инструмент получил название йоухикко), или жильные, из четырёх или шести прядей натягиваются при помощи колков. В наши дни для йоухикко используют синтетические и металлические струны (альтовые или гитарные). Смычок дугообразный. Изредка в народной традиции канифолились и сами струны, особенно – волосяные, при помощи еловой живицы (жидкой смолы). Строй йоухикко квартовый или квартово-квинтовый.

Техника игры
Йоухикко ставят на колени вертикально или под углом, он упирается нижней лопастью во внутреннюю поверхность правого бедра сидящего музыканта чуть выше колена, и лежит боковой частью корпуса на левом бедре. Большой палец охватывает ручку, а пальцы (кроме большого) левой руки продеты в окно верхней лопасти. Смычок держится за трость, средний и безымянный пальцы просунуты между волосом и тростью, колодкой вверх. Правой рукой водят смычок, извлекая на мелодической струне флажолетные звуки, а на остальных - бурдон. Укорачивание струны производится прижиманием к ней пальцев левой руки. Индивидуальная постановка пальцев определяется опытом игры. Исполнитель поочерёдно прижимает тыльной стороной пальцев струну, извлекая мелодию, остальные струны обертонируют.
Традиционно йоухикко сопровождал пение. С XVII века на нём исполняли танцевальные наигрыши. Инструмент пользуется большой популярностью среди исполнителей финской и карельской фольклорной музыки. Репертуар традиционных исполнителей составляют рунические, песенные и танцевальные мелодии.

Йоухикко в наши дни
В 70-80-е годы XX в. уже почти угасшей традиции игры на йоухикко и изготовления этих инструментов была дана новая жизнь. Академия Сибелиуса и Институт народной музыки (Каустинен, Финляндия) открыли соответствующие с народной традиции курсы обучения игре на йоухикко и изготовления таких инструментов. Йоухикко пользовалось и продолжает пользоваться большой популярностью среди исполнителей финских и карельских ансамблей старинной музыки.


[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

__________________
CLIPER вне форума Ответить с цитированием