Показать сообщение отдельно
Старый 29.11.2017, 07:24   #26
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Великие композиторы и музыканты

Антонин Дворжак



Дата рождения: 8 сентября 1841
Место рождения: Нелагозевес, Австрийская империя
Дата смерти: 1 мая 1904 (62 года)
Место смерти: Прага, Австро-Венгрия
Страна: Австро-Венгрия, Королевство Богемия
Профессии: композитор, скрипач, альтист
Эпоха: романтизм


Антонин Дворжак Леопольд - чешский композитор, представитель романтизма. В его произведениях широко используются мотивы и элементы народной музыки Моравии и Богемии.

В своем последнем инструментальном сочинении - симфонической поэме "Богатырская песнь", написанной в эпических тонах и по праву считающейся самым потрясающим оркестровым произведением А. Дворжака, композитор запечатлел картину своего нелегкого жизненного пути, с. подъемами и срывами, с радостью побед и горечью поражений, с упорной борьбой и конечным триумфом человека, остававшегося, несмотря ни на что, верным национальным идеалам искусства и труда.

Биография
Спойлер:
Родился 8 сентября 1841 года в деревне Нелагозевес близ Праги, первым из восьми детей. В Нелагозевесе он прожил большую часть жизни. Его отец Франтишек Дворжак был мясником, трактирщиком и профессиональным исполнителем на цитре. Родители рано распознали музыкальное дарование ребёнка и решили как можно раньше начать развитие его таланта. С 6 лет Дворжак начал посещать деревенскую музыкальную школу. Его учителем был местный церковный органист. В 1854-1857 годах обучался в Злонице теории музыки, игре на альте, фортепиано и органе. С 1857 по 1858 годы Дворжак учится в Пражской школе органистов, где постепенно становится виртуозным исполнителем на скрипке и альте. В течение 1860-х Дворжак служит альтистом в оркестре Чешского провизионного театра. С 1866 года этот оркестр принимает под управление Бедржих Сметана. Постоянная необходимость в дополнительном заработке оставляла молодому музыканту мало времени, и в 1871 году он покидает оркестр ради написания музыки.
В это время Дворжак влюбляется в одну из своих учениц - Жозефину Чермякову, которой посвящает один из своих вокальных сборников "Кипарисы". После того, как она вышла замуж за другого претендента, Антонин делает предложение её сестре Анне. Антонин и Анна Дворжакова (1854—1931) поженились в 1873 году и прожили в браке 31 год. У них было 9 детей.
В эти годы получает широкое признание композиторский талант Дворжака. Став органистом в церкви св. Адальберта в Праге, он с головой погружается в плодотворную композиторскую работу. В 1875 году он заканчивает работу над вторым струнным квинтетом. В 1877 году критик Эдуард Ганслик сообщил Дворжаку, что его работы привлекли внимание Брамса, с которым они позднее стали друзьями. Именно Брамс решил дать толчок развитию творчества Дворжака, связавшись с музыкальным издателем Ф. Зимроком, который заказал Дворжаку первый сборник "Славянских танцев". Опубликованный в 1878 году, он сразу же стал пользоваться популярностью.
После успеха этого произведения у британских слушателей в 1883 году, Дворжак был приглашен в Лондон, где в 1884 году выступил с большим успехом. Его симфония № 7 была написана специально для британской столицы, где состоялась её премьера в 1885 году. В 1891 году Дворжак получает почетное звание от Кембриджского университета. В этом же году состоялась премьера его Реквиема на музыкальном триеннале в Бирмингеме. С 1892 по 1895 гг. Дворжак является директором Национальной консерватории в Нью-Йорке. Здесь он встречает одного из первых афроамериканских композиторов — Харли Берли, который знакомит Дворжака с американской музыкой в стиле спиричуэл.
В течение зимы и весны 1893 года Дворжак создаёт свою знаменитую Симфонию № 9 "Из Нового света". Летом того же года он посещает чешскую диаспору в Спиллвилле, штат Айова. Здесь, будучи окружённым эмигрировавшими родственниками и земляками, он создаёт 2 струнных квартета и сонатину для фортепиано со скрипкой. В течение трёх месяцев 1895-го года он работает над скрипичным концертом в си-бемоль миноре. Материальная неопределённость, наряду с растущей популярностью в Европе и тоской по дому, подвигли Дворжака вернуться в Чехию.
В последние годы жизни Дворжак сконцентрировался на написании оперной и камерной музыки. В 1896 году он в последний раз посетил Лондон, где присутствовал на премьере своего скрипичного концерта в си-бемоль-миноре. Дворжак сменил Антонина Бенневица на посту директора Пражской консерватории, который и занимал до самой смерти. Член Чешской академии наук и искусства. Шестидесятилетие композитора отмечалось с размахом национального праздника.
Антонин Дворжак скончался в Праге 1 мая 1904 года от сердечного приступа. Похоронен на Вышеградском кладбище. Дворжак оставил множество незаконченных произведений, в том числе концерт для скрипки в ля-мажоре.

Творчество
Спойлер:
Дворжак сочинял произведения самых разных жанров и форм. Девять его симфоний ориентированы на классическую модель, установленную Л. ван Бетховеном, но одновременно с этим он разрабатывал и появившуюся лишь в середине XIX века симфоническую поэму. В некоторых его сочинениях заметно влияние Р. Вагнера.
Музыка Дворжака сочетает в себе элементы венской классики и романтизма с чешскими народными мелодиями и ритмами. Поэтому его собственный стиль складывался долго. Ориентируясь поначалу на Моцарта и Бетховена, после 1873 года он берёт за основу творчества национальную музыку. Далеки от классических образцов два сборника "Славянских танцев", а также песни Дворжака, хотя отголоски народного влияния чувствуются даже в больших произведениях. Этот интерес проявился и в увлечённости композитора Соединёнными штатами и индейской и негритянской культурами, он пытается перенести их черты в свои сочинения. В конце жизни Дворжак сосредоточился на создании программной музыки, прежде всего, оперы. В 1900 году появляется "Русалка", признанный шедевр, который ставится по всему миру и поныне.

Сочинения
Спойлер:
Оперы
Альфред. Героическая опера в трех актах. Текст К. Кернера. 1870.
Op. 14. Король и угольщик. Комическая опера в трех актах. Текст Б. Гульденера. 1871; вторая ред. 1874; третья ред. 1887.
Op. 17. Упрямцы. Комическая опера в одном акте. Текст И. Штольбы. 1874.
Op. 25. Ванда. Трагическая опера в пяти актах. Текст В. Бенеш-Шумавского. 1875.
Op. 37. Хитрый крестьянин. Комическая опера в двух актах. Текст И. Веселого. 1877.
Op. 64. Димитрий. Опера в четырех актах. Текст М. Червинковой-Ригер. 1881–1882.
Op. 84. Якобинец. Опера в трех актах. Текст М. Червинковой-Ригер. 1887–1888.
Op. 112. Черт и Кача. Опера в трех актах. Текст (по чешской народной сказке) А. Венига. 1898–1899.
Op. 114. Русалка. Лирическая сказка в трех актах. Текст Я. Квапила. 1900.
Op. 115. Армида. Опера в четырех актах.

Оратории и кантаты
Op. 30. Гимн ("Наследники Белой горы"). Для смешанного хора и оркестра. Текст В. Галека. 1872.
Op. 69. Свадебные рубашки ("Невеста призрака"). Баллада для солистов, смешанного хора и оркестра. Текст К. Эрбена. 1884.
Op. 71. Святая Людмила. Оратория для солистов, хора и оркестра. Текст Я. Врхлицкого. 1885–1886.
Op. 102. Американский флаг. Кантата для солистов, хора и оркестра. Текст Дж. Дрэйка. 1892.
Op. 113. Праздничная песнь для смешанного хора и оркестра. Текст Я. Врхлицкого. 1900.

Симфонические произведения
Op. 3. Симфония до минор («Колокола Злонице»). 1865.
Op. 4. Симфония си-бемоль мажор. 1865.
Op. 10. Симфония ми-бемоль мажор. 1873.
Op. 13. Симфония ре минор. 1874.
Op. 22. Серенада для струнного оркестра. 1875.
Op. 40. Ноктюрн (си мажор) для струнного оркестра. 1870.
Op. 44. Серенада (ре минор) для двух гобоев, двух кларнетов, двух фаготов, контрафагота, трех валторн, виолончели и контрабаса. 1878.
Op. 45. Славянские рапсодии ре мажор, соль минор и ля-бемоль мажор. 1878.
Op. 46. Славянские танцы (№№ 1–8). 1878.
Op. 60. "Первая" симфония (ре мажор). 1880.
Op. 65. Скерцо каприччиозо. 1883.
Op. 67. Гуситская увертюра. 1883.
Op. 70. "Вторая" симфония (ре минор). 1884–1885.
Op. 72. Славянские танцы (№№ 9—16). 1886.
Op. 76. "Третья" симфония (фа мажор). 1875.
Op. 78. Симфонические вариации на собственную тему. 1877.
Op. 88. "Четвертая" симфония (соль мажор). 1889.
Op. 91. Среди природы. Увертюра. 1891.
Op. 92. Карнавал. Увертюра. 1891.
Op. 93. Отелло. Увертюра. 1891–1892.
Op. 95. "Пятая" симфония. («Из Нового света», ми минор). 1893.
Op. 107. Водяной. Симфоническая поэма. 1896.
Op. 108. Полудница. Симфоническая поэма. 1896.
Op. 109. Золотая прялка. Симфоническая поэма. 1896.
Op. 110. Голубок. Симфоническая поэма. 1896.
Op. 111. Богатырская песнь. Симфоническая поэма. 1897.

Произведения для солирующих инструментов с оркестром
Концерт (ля мажор) для виолончели с оркестром. 1865.
Op. 11. Романс для скрипки с оркестром. 1873.
Op. 33. Концерт (соль минор) для фортепиано с оркестром. 1876.
Op. 49. Мазурка для скрипки с оркестром. 1879.
Op. 53. Концерт (ля минор) для скрипки с оркестром. 1879–1880.
Op. 104. Концерт (си минор) для виолончели с оркестром. 1894–1895.

Камерно-инструментальные ансамбли
Op. 1. Квинтет (ля минор) для двух скрипок, двух альтов и виолончели. 1861.
Op. 2. Струнный квартет ля мажор. 1862.
Op. 9. Струнный квартет ре мажор. 1870.
Op. 10. Струнный квартет ми минор. 1870.
Квинтет (ля мажор) для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели.
Струнный квартет ля минор. 1873.
Струнный квартет фа минор. 1873.
Op. 16. Струнный квартет ля минор. 1874.
Op. 21. Трио (си-бемоль мажор) для фортепиано, скрипки и виолончели. 1875.
Op. 23. Квартет (ре мажор) для фортепиано, скрипки, альта и виолончели. 1875.
Op. 26. Трио (соль минор) для фортепиано, скрипки и виолончели. 1876.
Op. 34. Струнный квартет ре минор. 1877.
Op. 47. Пять багателей для двух скрипок, виолончели и фисгармонии (или фортепиано). 1878.
Op. 48. Секстет (ля мажор) для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей. 1878.
Op. 51. Струнный квартет ми-бемоль мажор. 1878–1879.
Op. 61. Струнный квартет до мажор. 1881.
Op. 65. Трио (фа минор) для фортепиано, скрипки и виолончели. 1883.
Op. 74. Трио для двух скрипок и альта. 1887.
Op. 77. Квинтет (соль мажор) для двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса. 1875.
Op. 80. Струнный квартет ми мажор. 1876.
Op. 81. Квинтет (ля мажор) для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели. 1887.
12 вечерних песен (из "Кипарисов") для струнного квартета. 1887.
Op. 87. Квартет (ми-бемоль мажор) для фортепиано, скрипки, альта и виолончели. 1889.
Op. 90. Думки. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели. 1891.
Op. 96. Струнный квартет фа мажор. 1893.
Op. 97. Квинтет (ми-бемоль мажор) для двух скрипок, двух альтов и виолончели.
Op. 105. Струнный квартет ля-бемоль мажор. 1895.
Op. 106. Струнный квартет соль мажор. 1895.

Произведения для струнных инструментов и фортепиано
Op. 57. Соната (фа мажор) для скрипки и фортепиано. 1880.
Op. 75. Романтические пьесы (№№ 1–4) для скрипки и фортепиано. 1887.
Op. 100. Сонатина' (соль мажор) для скрипки и фортепиано. 1893.

Фортепианные произведения
А. Для фортепиано в две руки
Op. 8. Силуэты. 12 пьес. 1879.
Op. 12. Думка и фуриант. 1884.
Op. 35. Думка. 1876.
Op. 36. Тема с вариациями. 1876.
Op. 41. Шотландские танцы. 1877.
Op. 42. Два фурианта. 1877.
Op. 53. Полька и галоп. 1861–1862.
Op. 54. Восемь вальсов. 1879–1880.
Op. 56. Шесть мазурок. 1880.
Op. 85. Поэтические картины. 13 пьес. 1889.
Op. 101. Восемь юморесок. 1894.
Б. Для фортепиано в четыре руки
Op. 46. Славянские танцы (№№ 1–8). 1878.
Op. 59. Легенды (№№ 1—10). 1881.
Op. 68. Из чешского леса. Шесть пьес. 1883–1884.
Op. 72. Славянские танцы (№№ 9—16). 1886.

Вокальные произведения
А. Для голоса с сопровождением фортепиано
Кипарисы. Восемнадцать песен на тексты Г. Пфлегер-Моравского. 1885.
Op. 2. Четыре песни (из "Кипарисов" в новой редакции). 1882.
Op. 3. Четыре песни на тексты В. Галека. 1876.
Op. 5. Сирота. Баллада на текст К. Эрбена. 1871.
Op. 6. Четыре песни на сербские народные тексты. 1872.
Op. 7. Шесть песен на тексты из "Краледворской рукописи". 1872.
Op. 9. Четыре песни на тексты Э. Красногорской (№№ 1–2) и В. Галека (№№ 3–4). 1871, 1876.
Op. 31. Пять "Вечерних песен" на тексты В. Галека. 1876.
Op. 50. Три песни на новогреческие тексты (В. Небески) 1878.
Op. 55. "Цыганские мелодии". Семь песен на тексты А. Гейдыка. 1880.
Op. 73. "В народном духе". Четыре песни на тексты чешских народных песен. 1886.
Op. 83. "Песни любви" (Новая редакция восьми песен из "Кипарисов"). 1888.
Op. 99. Десять песен на тексты из "Кралицкой Библии". 1894.
Б. Ансамбли с сопровождением фортепиано
Op. 20. Четыре дуэта на моравские народные тексты. 1875.
Op. 32. Тринадцать дуэтов на тексты моравских народных песен. 1876.
Op. 38. Четыре дуэта на моравские народные тексты. 1877.
В. Хоровые произведения
Op. 27. Пять хоров для мужских голосов на тексты литовских народных песен. 1878.
Op. 28. Гимн чешских крестьян для смешанного хора и оркестра. Текст К. Пиппих. 1885.
Op. 29. Четыре песни для смешанного хора. Тексты А. Гейдыка и народные. 1876.
Op. 43. Три словацкие народные песни для мужского хора и фортепиано в четыре руки. 1877.
Op. 63. Среди природы. Пять смешанных хоров. Тексты В. Галека. 1882.
Чешские и моравские народные песни для мужского хора. Тексты А. Гейдыка. 1877.
Г. Произведения религиозного характера
Op. 58. Stabat mater для солистов, хора и оркестра. 1876–1877.
Op. 79. Псалом 149 для хора и оркестра. 1879 (вариант для мужского хора), 1887 (вариант для смешанного хора).
Op. 86. Месса (ре мажор) для солистов, хора и оркестра. 1887 (инструм. 1892).
Op. 89. Реквием для солистов, хора и оркестра. 1890.


[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

__________________
CLIPER вне форума Ответить с цитированием
2 пользователя(ей) сказали cпасибо:
Zizim (05.12.2017), Валькирия (03.12.2017)