Показать сообщение отдельно
Старый 30.11.2017, 07:32   #59
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Всё самое интересное о музыкальных инструментах



Бас-кларнет

Бас-кларнет - духовой деревянный музыкальный инструмент, басовая разновидность кларнета, появившаяся во второй четверти XIX века.

Основная сфера применения инструмента - симфонический оркестр, где он исполняет басовые голоса. Техника игры на бас-кларнете практически идентична таковой на обычном кларнете, но бас-кларнет отличается несколько меньшей технической подвижностью. В качестве сольного инструмента используется нечасто (одно из первых сочинений такого рода - Соната для бас-кларнета и фортепиано Отмара Шёка, написанная в 1931 году). Бас-кларнет также используется в ансамблях кларнетов, изредка в джазе.

История инструмента
Попытки создать родственный кларнету инструмент басового регистра предпринимались с середины XVIII века. Самый ранний из сохранившихся инструментов хранится в мюнхенском музее и является работой мастеров из Пассау братьев Антона и Михаэля Майрхоферов начала 1770-х годов. По строению он напоминает бассет-горн, однако обладает дополнительной кроной, позволяющей извлечь нижний звук "до" (при этом клапан для извлечения "ре" отсутствует). Известны бас-кларнеты работы Генриха Грензера 1793 года и его дяди Августа - 1795. Они были настроены in B и обладали диапазоном, расширенным вниз до A1 (ля контроктавы по действительному звучанию), при этом нижняя часть клапанного механизма была диатонической, а не хроматической. Эти инструменты напоминали по форме фаготы и, предположительно, предназначались для замены фаготов в военных оркестрах.
Современный вид бас-кларнет приобрёл в конце 1830-х годов усилиями Адольфа Сакса, который также усовершенствовал систему клапанов, улучшил интонирование и расширил диапазон, создав, таким образом, полноценный инструмент классической музыки. В 1836 бас-кларнет был впервые введён в оркестр, это сделал Джакомо Мейербер в опере "Гугеноты", поручив этому инструменту ответственное соло в пятом действии. Со второй половины XIX века бас-кларнет - почти постоянный участник симфонического оркестра, где он обычно дублирует басовые голоса. Иногда специфический густой, несколько мрачноватый тембр бас-кларнета был востребован композиторами в сольных эпизодах. Отдельными исполнителями бас-кларнет используется в джазе.

Спойлер:
Техника игры на бас-кларнете
Техника игры на бас-кларнете практически идентична таковой на обычном кларнете, но в силу бо?льших размеров и несколько иного строения системы клапанов бас-кларнет отличается меньшей технической подвижностью, хотя есть произведения, требующие от исполнителя большого технического мастерства.
Подобно кларнету, бас-кларнет обладает широкими градациями силы звука: ему доступно как пианиссимо, так и фортиссимо. В последнем такте экспозиции первой части Шестой симфонии Чайковского четыре ноты, написанные для фагота в нюансе pppppp, часто исполняются именно на бас-кларнете, который с лёгкостью может достичь такой динамики.
Бас-кларнет нотируется преимущественно in B (в строе си-бемоль): ноты записываются либо в скрипичном ключе на большую нону выше действительного звучания, либо в басовом ключе на один тон выше. В сочинениях XIX века встречаются партии бас-кларнетов in C и in A, но эти инструменты вышли из употребления, и в настоящее время все подобные партии играются in B.
Применяемый диапазон бас-кларнета по действительному звучанию - от D до b1 (си-бемоль первой октавы). Более высокие звуки используются сольными исполнителями, в то время как в оркестре востребованы обычно только нижний и средний регистры инструмента.

Подобно обыкновенному кларнету и бас-кларнет легко поддаётся любым оттенкам силы звука. Чарующей красотой отличается его несравненное pianissimo, которым широко пользуются теперь все композиторы. Если бы, поэтому, возникло желание противопоставить звучность трёх духовых инструментов в виде уходящего вдаль эхо, то, очевидно, бас-кларнет оказался бы в числе наиболее нежных инструментов. Он прозвучал бы особенно мягко после валторны, которая, в свою очередь, повторила бы в piano звуки фагота. В этом случае фагот оказался бы в числе «зачинателей», тогда как валторна и бас-кларнет - в числе «продолжателей». Но из сказанного, разумеется, ничуть не следует, что бас-кларнету не свойственно ни выразительное forte, ни даже взволнованное fortissimo. Напротив, эти качества вполне ему свойственны, но особой впечатляющей силы достигает бас-кларнет в «приглушённой» звучности, когда с особенной остротой проступают его драматические качества.
Особой силы звука достигает бас-кларнет в сочетании с фаготами. Это соединение встречается особенно часто у современных композиторов, стремящихся подчеркнуть нарочитую полноту и выразительность мелодической линии, расположенной в глубоких октавах оркестрового звукоряда. Наиболее уместным такое объединение инструментов оказывается в полифонической музыке, когда автор хочет с особенной силой подчеркнуть вступление соответствующего голоса, или когда очень важный мелодический узор в силу обстоятельств остаётся на виду.


[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

__________________
CLIPER вне форума Ответить с цитированием