Показать сообщение отдельно
Старый 01.12.2017, 09:28   #106
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Легенды спорта



Виктор Санеев


Виктор Данилович Санеев (3 октября 1945, Сухуми, Абхазская АССР, Грузинская ССР) - советский легкоатлет, единственный в истории трёхкратный олимпийский чемпион в тройном прыжке. Заслуженный мастер спорта СССР.


Биография:

Спойлер:
Виктор Данилович Санеев родился 3 октября 1945 года в Сухуми. Семья переехала из казачьей станицы Сенгелеевской, расположенной недалеко от Армавира, спасаясь от голода. Вскоре после переезда отец Виктора тяжело заболел и уже не встал с постели до самой своей кончины в 1961 году. Жили они очень скудно, мать подстригала газоны в городских садах и еле сводила концы с концами. На Викторе, однако, это никак не отразилось, он был общительным и очень подвижным мальчиком, и самым трудным для него было усидеть несколько минут на одном месте. И уже тогда, за что бы он ни взялся, он делал это лучше других: лучше соображал, выше прыгал, быстрее бегал.

Начало спортивной карьеры
В 1956 году директор сухумской школы Малыгина попросила тренера легкоатлетов Акопа Самвеловича Керселяна посмотреть на одного из ее школьников. «Уж очень хорош!» — с чисто женской эмоциональностью сказала она. Керселян взглянул и сразу же взял действительно способного парня к себе. Конечно, заполучив такой благодатный материал, Акоп Самвелович связывал с быстро прогрессирующим Виктором определенные планы, но никто из них: ни Санеев, ни сам тренер даже в самых смелых своих мечтах не могли предположить, что из этого в конце концов выйдет... Тогда-то директор школы, проницательная женщина, и обратилась к Керселяну. Акоп Самвелович с удовольствием занимался с мальчиком, который оказался на редкость одаренным, впитывал в себя знания словно губка, и уже наметил специализацию своего способного ученика: прыжки.
Но долго им заниматься не пришлось: семья Виктора переехала в Гантиади, и в местном интернате Виктор провел долгих шесть лет. Он стал заниматься самостоятельно: бегал, прыгал, растягивался и даже сделал себе штангу. Техника техникой, но пока «физика» стояла у него на первом месте. Да и не с кем ему было заниматься этой самой техникой. Впрочем, выход он нашел: на юг то и дело приезжали всевозможные сборные, и Виктор часами внимательно наблюдал за тренировками выдающихся легкоатлетов, а потом повторял увиденные им упражнения. А когда он впервые увидел таких выдающихся звезд мирового спорта, как Валерий Брумель и Игорь Тер-Ованесян, то его восхищению и удивлению не было границ. Так работать, как они, могли только самые настоящие фанатики своего дела!
Вдохновленный увиденным, он налег на заимствованные у звезд упражнения на развитие прыгучести и координации, и уже очень скоро на него стали с интересом посматривать... баскетбольные тренеры. Уж больно хорошо он прыгал. Баскетбол Виктору понравился, и он стал всерьез подумывать о том, чтобы стать баскетболистом, тем более что к тому времени он уже играл в настоящей баскетбольной команде центровым. Когда Виктор вернулся в Сухуми, Акоп Самвелович предложил ему начать серьезные тренировки, и тогда он сообщил ему, что решил «переквалифицироваться» в баскетболисты. Тренер расстроился. Они долго беседовали в тот исторический для обоих вечер, каждый приводил десятки самых что ни на есть убедительных доводов, и в конце концов, к огромной радости Керселяна, блудный сын решил снова вернуться в легкую атлетику.
Тренер вздохнул действительно с облегчением, когда через год Виктор выполнил первые разряды в беге на сто метров, в тройном прыжке и прыжках в длину. Тогда же он окончательно определил и его специализацию, остановившись на тройном прыжке. Виктор не возражал, ему все больше нравился этот вид легкой атлетики, один из самых сложных с технической точки зрения.


Первая победа
Тренировался он упорно и уже в 1962 году занял на Спартакиаде школьников в Волгограде третье место. Но никакой радости не было, стоя на пьедестале почета, он плакал от досады. Да и как было не досадовать, когда он находился всего в каких-то нескольких сантиметрах от первого места и все же уступил. Керселяну настроение его подопечного не понравилось, и он серьезно поговорил с ним об этом. Большой спорт, втолковывал он расстроенному Виктору, это не только победы, но и неизбежные поражения, и у большинства спортсменов их бывает намного больше, нежели успехов. Чтобы побеждать, мало только прекрасной координации и сильных мышц, необходима не менее мощная нервная система, без которой очень сложно стать чемпионом. Блеснуть — да. Но стать лидером на долгие годы со слабыми нервами невозможно.
Виктор принял во внимание слова тренера и в последующем уже не так бурно реагировал на неудачи. Без железной выдержки рекордсменом не стать, а высшая ступенька пьедестала почета манила его к себе, как альпинистов манят еще не покоренные ими вершины. Довольно быстро он стал мастером спорта и... в результате тяжелейшей травмы заполучил деформирующий артроз стопы. С такой неприятной болезнью не то что прыгать, ходить толком и то бывает трудно, и многие спортсмены из-за нее прощались со спортом намного раньше положенного времени. Конечно, Виктор переживал, не раз бывали минуты отчаяния, что вполне понятно в таком состоянии, и кто знает, чем закончилась бы вся эта история, если бы не Акоп Самвелович, который проявил себя в полном блеске.

Звездный час
Чуть ли не каждый день в течение долгих двух лет он не только убеждал Виктора, что ничто еще не потеряно, но и с удивительной настойчивостью пробовал на нем всевозможные методы лечения тяжелой болезни. Одно из них дало положительные результаты, и Виктор, сразу же воспрянувший духом и истосковавшийся по спорту, показал блестящий результат. Он улетел на пятнадцать метров семьдесят восемь сантиметров, и отвечавший за тройной прыжок в сборной Витольд Анатольевич Креер занес его в список кандидатов на поездку на Олимпийские игры в Мехико. На первых же крупных соревнованиях 1967 года "прыгун от Бога" установил личный рекорд, прыгнув на шестнадцать метров тридцать два сантиметра и, так сказать, узаконил свое место в сборной.
Олимпийские играх в Мехико, 1968 год. Соперники были сильны и честолюбивы. Со всех концов света прилетели они за олимпийскими лаврами. Юзеф Шмидт прибыл в ранге мирового рекордсмена. С 1960 года он оставался единственным в мире прыгуном, покорившим 17-метровый рубеж в тройном прыжке. На третью золотую медаль претендовала Бразилия в лице легконогого Нельсона Пруденсио. После победы Виктор отправился обратно в Москву, несмотря на весьма соблазнительное предложение отдохнуть на Кубе. И только здесь он по-настоящему понял, что такое слава. Встречи, интервью, почитание, уважение, застолья... Особенно отличился в этом его родной Сухуми, жители которого буквально носили на руках своего единственного олимпийского чемпиона. Да что там говорить, соблазнов хватало, но Виктор с честью выдержал испытание медными трубами и был намерен еще раз послушать их приятное пение. И тем не менее в 1971 году он уступил звание чемпиона Европы немцу Иоргу Дремелю, а мировым рекордсменом стал кубинец Педро Дуэнас, прыгнувший на семнадцать сорок. А когда до очередных Олимпийских игр оставалось всего ничего, обострилась старая травма, и Виктор проиграл всесоюзное первенство.
В Монреале Виктор оказался единственным из тех, кто был четыре года назад в Мехико, и теперь его окружала талантливая молодежь во главе с ди Оливейрой, уже успевшим почти на полметра улучшить свой собственный мировой рекорд.
Отступать было некуда, и Виктор решил сражаться до конца. И все же поначалу прыжки не пошли, сказалась духота на крытом стадионе, сковывавшая движения. Вопреки всем ожиданиям, лидером стал американец Баттс, прыгнувший на семнадцать метров восемнадцать сантиметров. Все решили, что вопрос о чемпионстве снят.
Трудно сказать, о чем думал перед своим последним прыжком Виктор, но он сумел собрать в кулак все свои силы и волю и улетел на одиннадцать сантиметров дальше американца. Стоя в третий раз на высшей ступеньке самого высокого в мире пьедестала, Виктор с иронией посматривал на тех, кто совсем еще недавно, пусть в шутливой форме, но весьма прозрачно намекал ему, что до та-кого возраста в спорте не остаются. Вернувшись домой, Виктору стал усиленно готовиться к московской Олимпиаде: победа у себя дома стала бы великолепным венцом его блестящей карьеры. В это уже мало кто верил. И дело было даже не в возрасте Виктора и то и дело обострявшихся травмах, а в том, что у него появилось много новых забот. Подрастал сын Сандрик, Виктор учился в аспирантуре и вел большую тренерскую работу. Но он все же снова вышел в сектор для прыжков и сумел завоевать "серебро".

Передача опыта
Ушел Виктор Данилович с дорожки в 35 лет. Наступил грустный час расставания с большим спортом. Переехавший к тому времени в Тбилиси, Виктор стал работать в "Динамо" и дослужился до подполковника внутренней службы. Да, он не стал генералом, но, откровенно говоря, ему это вряд ли было нужно. Он был и по сей день остается одним из самых уважаемых спортсменов в мире и настоящим королем тройного прыжка. И конечно, трижды была права та самая учительница, которая много лет назад произнесла пророческие слова: "Из него получится толк".
После распада СССР уехал работать тренером в Австралию, где и проживает в настоящее время.

Достижения и награды:

Спойлер:
Трёхкратный олимпийский чемпион в тройном прыжке (1968, 1972, 1976).
Серебряный призёр Олимпийских Игр 1980.
Двукратный чемпион Европы (1969, 1974).
Шестикратный чемпион Европы в помещениях (1970-72, 1975-77).
Восьмикратный чемпион СССР (1968—1971, 1973-75, 1978).
Трижды бил мировой рекорд в тройном прыжке (17,23 м, 17,39 м, 17,44 м).
__________________
CLIPER вне форума Ответить с цитированием
Пользователь сказал cпасибо: