Показать сообщение отдельно
Старый 03.12.2017, 07:55   #37
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Великие композиторы и музыканты

Бела Барток



Дата рождения: 25 марта 1881
Место рождения: Надьсентмиклош, Банат, Австро-Венгрия
Дата смерти: 26 сентября 1945 (64 года)
Место смерти: Нью-Йорк, США
Страна: Австро-Венгрия, Венгрия
Профессии: композитор, пианист, музыковед
Эпоха: неоклассицизм


Бела Виктор Янош Барток - венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист.

Самобытность искусства Бартока связана с углубленным изучением и творческой разработкой богатейшего фольклора Венгрии и других народов Восточной Европы. Глубокое погружение в стихию крестьянской жизни, постижение художественных и нравственно-этических сокровищ народного искусства, философское их осмысление во многих отношениях сформировали личность Бартока. Он стал для современников и потомков примером мужественной верности идеалам гуманизма, демократии и интернационализма, непримиримости к невежеству, варварству и насилию. Творчество Бартока отразило мрачные и трагические коллизии своего времени, сложность и противоречивость духовного мира современника, бурный процесс развития художественной культуры своей эпохи.


Биография
Спойлер:
Родился в банатском селе Надьсентмиклош, в семье директора сельскохозяйственного училища, музыканта-любителя (играл в местном оркестре) и учительницы. Барток в детстве рос в атмосфере, насыщенной музыкой, слушал концерты оркестра отца и исполнения матери-пианистки. Уже в четыре года Барток знал множество народных песен и наигрывал их мелодии одним пальцем; а в пять лет получил первый урок игры на фортепиано от матери, а уже через месяц они вместе играли в четыре руки пьесу, приготовленную ими ко дню рождения отца. Детство Бартока было омрачено болезнями, а затем и смертью отца в 1888 году. После смерти отца семья переселяется в Севлюш (ныне город Виноградов Закарпатской области Украины). Там мать, Паула Барток, получает место учителя в начальной школе.
1 марта 1892 года в городе Виноградов на Закарпатье состоялось первое публичное выступление Белы Бартока. Он сыграл на благотворительном концерте первую часть из сонаты № 21 Бетховена, и фортепианную пьесу Течение Дуная, написанную самим Бартоком. Успех концерта имел важное последствие: директор местной школы предоставил матери Бартока годовой отпуск для поездки в Пожонь (Братиславу), где юный Барток получил возможность брать уроки фортепиано и гармонии у Ласло Эркеля, сына Ференца Эркеля. Но уже осенью 1893 года уроки прекратились: мать получила назначение в школу словацкого города Банска-Быстрица.
В январе 1899 года Бартока прослушал в Будапеште профессор Иштван Томан, ученик Листа, в результате чего осенью Барток поступает без экзаменов в столичную музыкальную академию. В академии его преподавателями были Ганс Кёслер (композиция) и Иштван Томан (фортепиано). В академии Барток сразу обратил на себя внимание как одарённый молодой музыкант. Особенно он преуспел в фортепианной игре.
С 1907 года профессор Будапештской музыкальной академии по классу фортепиано. Педагогическую деятельность совмещал с концертированием (особенно часто и с особым блеском исполнял произведения Листа) и изучением крестьянского фольклора (в частности, венгерского, румынского, словацкого, турецкого), вместе с Золтаном Кодаем собрал большое количество песен.
В период Венгерской советской республики 1919 года участвовал в директории музыкантов (вместе с Белой Рейницем, Золтаном Кодаем, Эрнё Донаньи). После поражения революции и начала "белого террора" подумывал об эмиграции, но в итоге остался в стране. В 1920-х годах много путешествовал по Европе и США. В 1929 году Барток побывал с гастролями в СССР, посетив Москву и Ленинград. В 1936 году записывал народные мелодии в Анатолии, где ему помогал Ахмед Аднан Сайгун.
Барток был антифашистом и после прихода нацистов к власти отказался выступать в Германии. После аншлюса вышел из Союза композиторов Австрии и эвакуировал свои записи в Швейцарию. С началом Второй мировой войны в 1940 году эмигрировал в Нью-Йорк, получил американское гражданство в 1945 году, незадолго до смерти (скончался от лейкоза).
Неоконченные Бартоком 3-й фортепианный концерт и Концерт для альта с оркестром завершил Тибор Шерли. В 1988 году прах композитора был перенесён на венгерское кладбище Фаркашрети.

Барток посмертно награждён премией Лайоша Кошута (1948), и Международной премией Мира (1955). В честь Белы Бартока назван кратер на Меркурии. В Париже рядом с площадью Браззавиль в 1981 году разбит Сквер Белы Бартока, в нём установлен памятник композитору работы венгерского скульптора Имре Варги, подаренный столице Франции от имени Будапешта в 1982 году.

Очерк творчества
Спойлер:
При том, что Барток не примкнул ни к одному из модных авангардистских течений своего времени (например, к додекафонии и микрохроматике), он признаётся одним из наиболее глубоких и влиятельных новаторов XX века. Ему принадлежат 6 струнных квартетов, одноактная опера Замок герцога Синяя Борода (1918), балеты Чудесный мандарин (1919, был запрещён цензурой за "непристойность"), Деревянный принц (1914—1917), Концерт для оркестра (1942—1945), Музыка для струнных, ударных и челесты, два концерта для скрипки с оркестром, симфоническая поэма Кошут, сюита На вольном воздухе. Масштабный сборник "Микрокосмос" (153 пьесы, объединённые в 6 тетрадей, 1926—1939 гг.) представляет собой школу игры на фортепиано, написанную современным музыкальным языком. Соответственно дидактическому замыслу "Микрокосмоса" пьесы в нём расположены в порядке нарастания технической сложности.
В ряде сочинений Барток опирается на фольклорный материал (оригинальный или авторский стилизованный), причём не только венгерский, но также румынский, болгарский, югославский. "Балканские" танцы (особенно 6 румынских народных танцев) относятся к числу сочинений Бартока, наиболее востребованных широкой аудиторией.
Искусство Бартока поражает сочетанием резко контрастных начал: первозданной силы, раскованности чувств и строгого интеллекта; динамизма, острой экспрессивности и сосредоточенной отрешенности; пылкой фантазии, импульсивности и конструктивной ясности, дисциплинированности в организации музыкального материала. Тяготевшему к конфликтному драматизму, Бартоку далеко не чужда лирика, то преломляющая безыскусственную простоту народной музыки, то тяготеющая к утонченной созерцательности, философской углубленности. Барток-исполнитель оставил яркий след в пианистической культуре XX в. Его игра захватывала слушателей энергией, вместе с тем ее страстность и накал всегда находились в подчинении воли и интеллекта. Просветительские идеи и педагогические принципы Бартока, как и особенности его пианизма, отчетливо и полно проявились в произведениях для детей и юношества, составивших немалую часть его творческого наследия.

Музыкальные сочинения
Спойлер:
Соната для двух фортепиано и ударных BB 15
Скерцо из симфонии ми-бемоль мажор BB 25
Дуэт для двух скрипок (1902) BB 26
Анданте ля минор для скрипки и фортепиано BB 26
4 пьесы для фортепиано BB 27
Соната для скрипки и фортепиано ми минор BB 28
Кошут-Симфония BB 31
Квинтет для фортепиано и струнного квартета BB 33
Скерцо (бурлеска) для фортепиано с оркестром op.2 BB 35
Рапсодия для фортепиано op.1 BB 36a
Рапсодия для фортепиано с оркестром BB 36b
Сюита для оркестра № 1 op.3 (версия 1905г) BB 39
Сюита для оркестра № 2 op.4 (версия 1943г) BB 40
3 венгерские народные песни области Чик BB 45b
Концерт для скрипки с оркестром № 1 BB 48a
2 портрета BB 48b
2 элегии для фортепиано op.8b BB 49
14 багателей для фортепиано op.6 BB 50
10 лёгких пьес BB 51
Струнный квартет № 1 BB 52
«Для детей», фортепианный цикл, том 1 BB 53
«Для детей», фортепианный цикл, том 2 BB 53
7 скетчей (Vázlatok) для фортепиано op.9b BB 54
3 бурлески BB 55
2 румынских народных танца для фортепиано BB 56
4 плача для фортепиано op.9a BB 58
2 картины BB 59
Румынский танец для оркестра BB 61
Опера «Замок герцога Синяя Борода» BB 62
Аллегро барбаро BB 63
4 пьесы для оркестра BB 64
Румынские рождественские гимны BB 67
6 румынских народных танцев BB 68
Сюита для фортепиано BB 70
Балет «Деревянный принц» BB 74
Струнный квартет № 2 BB 75
Румынские народные танцы для фортепиано Sz. 56, BB 68 (1915), версия для оркестра Sz. 68, BB 76 (1917).
15 венгерских народных песен BB 79
3 венгерские народные мелодии BB 80b
3 этюда для фортепиано, ор.18 BB 81
«Чудесный мандарин», балетная сюита для симфонического оркестра BB 82
Балет «Чудесный мандарин» BB 82
Импровизации на темы венгерских народных песен BB 83
Соната для скрипки и фортепиано № 1 BB 84
Соната для скрипки и фортепиано № 2 BB 85
Танцевальная сюита для оркестра BB 86 (1923)
Танцевальная сюита BB 86a
3 деревенские сцены для женского хора и камерного ансамбля BB 87b
Соната для фортепиано (1926) BB 88
«Out of Doors» для фортепиано (1926) BB 89
9 маленьких пьес BB 90
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 BB 91
Струнный квартет № 3 BB 93
Рапсодия № 1 для скрипки и фортепиано BB 94
Рапсодия № 1 для скрипки с оркестром, (1928-29) BB 94b
Струнный квартет № 4 BB 95
Рапсодия № 2 для скрипки с оркестром BB 96
Рапсодия № 2 для скрипки и фортепиано (1928 версия 1945) BB 96b
Светская кантата (Cantata Profana) BB100
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 BB101
Сонатина для фортепиано BB102a
Трансильванские танцы для оркестра BB102b
Венгерские пьесы BB103
44 дуэта для двух скрипок BB104
«Микрокосмос» BB105
Венгерские крестьянские песни для оркестра BB107
Венгерские народные песни для скрипки и фортепиано BB109
Струнный квартет № 5 BB110
Маленькая сюита BB113
Музыка для струнных, ударных и челесты BB114
«Контрасты», трио для скрипки, кларнета и фортепиано BB116
Концерт для скрипки с оркестром № 2 BB117
Дивертисмент для струнного оркестра BB118
Струнный квартет № 6 BB119
Концерт для двух фортепиано, ударных и оркестра BB121
Концерт для оркестра BB123
Соната для скрипки соло BB124
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 BB127
Концерт для альта с оркестром BB128
Транскрипции для фортепиано
Румынские танцы для фортепиано



[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

__________________
CLIPER вне форума Ответить с цитированием
2 пользователя(ей) сказали cпасибо:
Zizim (05.12.2017), Валькирия (03.12.2017)