Показать сообщение отдельно
Старый 04.12.2017, 07:57   #70
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Всё самое интересное о музыкальных инструментах



Гонг

Гонг - традиционный древнекитайский самозвучащий ударный музыкальный инструмент, принадлежит к металлическим идиофонам с неопределённой высотой звучания, обладает мрачным, грозным, зловещим тембром.

Изготавливается из сплава, близкого бронзе. Инструмент обладает способностью долго вибрировать после удара, давая многократные волны нарастания и удаления звука и создавая таким образом впечатление колоссальной звуковой массы. Он занимает очень важное место в оркестре национальных инструментов, и применяют его чрезвычайно широко, гонг также является главным инструментом в ансамблях народных музыкальных инструментов, присутствует в исполнении оперы; удары гонга служат в качестве аккомпанемента для танцев, кроме того, его используют в канун праздника "Дуаньу", когда на юге Китая проходят соревнования на драконовых лодках.

Изобретение
Согласно историческим данным, ударный музыкальный инструмент гонг был изобретён в районе проживания национальных меньшинств на юго-западе Китая на острове Ява. Со II века до н. э., благодаря укреплению этнических культурных контактов, медный гонг постепенно приобрёл популярность в масштабах всей страны. В те времена под звуки гонга полководец вёл свою армию сражаться с врагом. В древности гонг был преимущественно военным музыкальным инструментом.
Вследствие своего длительного развития, а также для удовлетворения разнообразных нужд в настоящее время существует более 30 разновидностей гонгов, среди которых наиболее популярны большой гонг и малый гонг.

Конструкция гонга
Представляющий собой свободно подвешенный на опоре вогнутый диск сравнительно большого размера. Изготавливают из металла, предпочтительно из меди, бамбука и других материалов. Удары колотушкой по корпусу гонга, приводят его в колебание, вследствие чего он издаёт гулкий звук. Помимо отдельных ударов из гонга можно извлекать некое подобие тремоло. В этом случае исполнитель время от времени слегка подбивает инструмент колотушкой в момент угасания звука. Для исполнения более сложных ритмов прибегают к помощи палочек от малого барабана, либо быстро проводят металлическим стержнем по окружности диска. Предпринимались также небезуспешные попытки извлекать звуки, водя по его краю смычком от контрабаса.
Все гонги разделяют обычно на две категории: подвесные и чашеобразные. На подвесных гонгах играют колотушками, причем обычно, чем больше гонг, тем больше и мягче колотушка. Большие гонги можно как бы "завести" небольшим касанием колотушки перед основным ударом, что очень расширяет звук. При этом большим искусством считается умение сделать этот "заводящий" предварительный удар неслышным. На подвесных гонгах небольшого размера играют бамбуковыми палочками или даже обычными барабанными палочками.
На чашеобразных гонгах играют многими разными способами, например, путём трения пальцем о край гонга, ударом колотушкой и т. д. Эти гонги обычно используют в религиозных отправлениях, в основном, в буддизме. Вероятно, самой известной разновидностью чашеобразных гонгов на Западе является непальские поющие чаши (singing bowls), имеющие размеры приблизительно от 4" до 8" и столь чистый звук, что их используют для успокоительной звукотерапии. Интересно, что главной характеристикой непальской поющей чаши считается не диаметр, а вес в граммах.

Разновидности гонгов
"Гонг chau" - это наиболее известный европейцам традиционный тип гонгов, получивший прозвище "мишень". Исторически гонги chau (chao) использовались для того, чтобы потребовать дорогу высоким чиновникам - наподобие современной милицейской сирены. Изготовляются гонги chau из бронзы или латуни и имеют почти плоскую форму, если не считать края, загнутого практически под прямым углом, так что гонг представляет собой очень низенький пустотелый цилиндр.
"Гонг jing и fuyin" - эти гонги имеют понижение тона звучания; в центре у них есть относительно плоское центральное возвышение, которое не лежит в той же плоскости, что и края гонга. Таким образом, гонг по форме напоминает очень низкий усеченный конус.
"Гонг fuyin" - похожи на гонги jing, но диаметр центральной части заметно больше, и сами они обычно большего диаметра. Иногда эти гонги называют ещё smooth ("гладкие"). Гонги fuyin также имеют понижение тона, но тембр их более плотный, и звук более длительный.
Гонг fung luo ("оперный") не следует путать с там-тамами, используемыми в европейском симфоническом оркестре. В данном случае речь идет о китайской опере. Обычно использовалась пара гонгов: один побольше со снижающимся тоном, а второй поменьше с повышающимся тоном, для того чтобы объявлять выход соответственно главных и второстепенных героев.
Гонг hui yin ("тигровый") - похож на оперный, обычно с небольшим снижением тона и большего диаметра (до 15"), хотя существуют маленькие тигровые гонги вплоть до 8". Обычно такой гонг удерживают одной рукой за шнур, а второй рукой играют.
"Гонги pasi" - традиционно предназначены для подачи сигналов о начале выступления и т. п. Эти гонги обычно имеют широкополосный крэшеподобный звук; некоторые из них сосковые, некоторые нет. Очевидно, название pasi больше означает область применения, чем форму или даже тембр звучания.
"Ветряной гонг" - плоские и тяжелые, имеют высокий и жесткий обертон и длительное звучание "подобное ветру", откуда и название. Если по такому гонгу играть палочкой с нейлоновым наконечником, можно получить звук, подобный бою колокольчиков маятниковых часов.
"Гонг feng ("солнечный") - они часто используются в китайской опере, народной музыке и древних ритуалах Китая. По конструкции гонг feng похож на ветряной и отличается, по видимому, сплавом. Толщина гонга feng одинакова по всей его площади. При игре весь гонг отзывается большим количеством обертонов, которые затухают быстрее, чем у там-тамов.
"Гонг heng luo ("зимний" гонг) - полностью полированные и с жёстким краем. Их звук, извлекаемый колотушкой, представляет собой звон, долго затухающий вплоть до нежнейшего пианиссимо.
"Балийский гонг" - этот гонг, распространенный в Юго-Восточной Азии от Таиланда до Бали - получил в Европе название просто "балийский", хотя это и не единственный гонг, используемый в Бали. Гонг не полирован и покрыт окислами, поэтому он чёрного цвета. В центре имеется сосок, а край загнут.

Прочие традиционные гонги в китайской культуре гонги используются часто. Существует множество гонгов, происходящих не из Китая, а из других восточных стран - Тибета, Индии, Бали, Таиланда, Бирмы.

Роль гонга в оркестре
В большом оркестре роль большого гонга заключается в создании гнетущей атмосферы и усилении ритма. А в опере, его часто используют для отображения твердого характера сильной личности.
В классической музыке гонг применяется с начала XIX века - одним из первых композиторов, использовавших его в своих произведениях, был Джакомо Мейербер. Удар гонга знаменует собой смерть, катастрофу, присутствие волшебных сил, проклятие, предзнаменование и другие "из ряда вон выходящие события". В "Руслане и Людмиле" Глинки гонг звучит в момент похищения Людмилы Черномором, в "Шехеразаде" Римского-Корсакова - в миг, когда корабль Синдбада разбивается о скалы. Звуки гонга можно услышать в финале Шестой симфонии Чайковского, третьей части поэмы "Колокола" С. Рахманинова, трагической кульминации первой части Седьмой симфонии Шостаковича и других сочинениях.


[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

__________________
CLIPER вне форума Ответить с цитированием