Показать сообщение отдельно
Старый 07.12.2017, 09:57   #55
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Великие композиторы и музыканты

Сергей Васильевич Рахманинов




Дата рождения: 1 апреля 1873
Место рождения: Семёново, Старорусский уезд, Новгородская губерния, Российская империя
Дата смерти: 28 марта 1943 (69 лет)
Место смерти: Беверли-Хиллз (Калифорния), Калифорния, США
Страна: Российская империя
Профессии: композитор, пианист-виртуоз, дирижёр
Эпоха: неоклассицизм


Сергей Васильевич Рахманинов - русский композитор, пианист, дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль.

"Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды". Эти слова принадлежат С. Рахманинову - великому композитору, гениальному пианисту и дирижеру. Все важнейшие события русской общественной и художественной жизни отразились в его творческой судьбе, оставив неизгладимый след. Формирование и расцвет творчества Рахманинова приходится на 1890-1900-е гг.время, когда в русской культуре происходили сложнейшие процессы, духовный пульс бился лихорадочно и нервно. Присущее Рахманинову остро-лирическое ощущение эпохи неизменно связывалось у него с образом горячо любимой Родины, с беспредельностью ее широких далей, мощью и буйной удалью ее стихийных сил, нежной хрупкостью расцветающей весенней природы.



Биография
Спойлер:
Юность
Сергей Рахманинов родился в дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода, но исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии. Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841-1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. Отец Рахманинова тоже был музыкально одарённым человеком, но музицировал только любительски.
Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демянского. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевезти в Москву и поселить в частном пансионе известного музыкального педагога, профессора Московской консерватории Н. С. Зверева. Так осенью 1885 года Рахманинов переехал в Москву в пансион и одновременно был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории по классу профессора Зверева. В пансионе Зверева царила строгая дисциплина: ученики должны были заниматься по шесть часов в день. Обязательным было посещение оперных спектаклей и ансамблевое музицирование, в том числе на нескольких роялях. Четыре года провёл Рахманинов в пансионе Зверева. Здесь же в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому.
В возрасте 19 лет Рахманинов с большой золотой медалью окончил консерваторию как пианист и как композитор. Уже в консерватории он получил известность среди московской публики. Во время обучения в консерватории им уже были написаны Первый фортепианный концерт, ряд романсов и пьесы для фортепиано, в том числе Прелюдия до-диез минор (op.3 № 2), которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова. Дипломной работой стала первая опера Рахманинова - "Алеко".

Рахманинов в зрелом возрасте
В возрасте 20 лет, ради заработка, Рахманинов стал преподавателем в московском Мариинском, а затем в Елизаветинском и Екатерининском женских институтах. Рахманинов также начал давать частные уроки, которые, впрочем, очень не любил. В 24 года Рахманинов, по приглашению Саввы Мамонтова, стал вторым дирижёром Московской русской частной оперы, где работал всего в течение одного сезона, однако успел внести заметный творческий вклад и прославился как дирижёр. Рахманинов рано, ещё учась в Московской консерватории, приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Он был обожаем московской публикой. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии в Петербурге. Особенно огорчил Рахманинова отрицательный отзыв Н. А. Римского-Корсакова, с которым он познакомился в Московской русской частной опере и чьё мнение очень ценил. Лишь с помощью известного врача-гипнотизёра доктора Н. В. Даля он смог преодолеть творческий кризис.
В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно вступление в следующий, зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре, где два сезона дирижировал весь русский оперный репертуар. После этого, решив снова полностью посвятить себя композиции, Рахманинов оставил Большой театр и, совершив в 1906 году путешествие по Италии, на три года поселился в Дрездене, где плодотворно сочинял. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр. В том же 1909 году был написан Третий фортепианный концерт.
До революции Рахманинов много сочинял и часто выступал в Москве, много занимался он и делами Российского музыкального издательства, художественный совет которого возглавлял. Вскоре после революции 1917 года в России Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить на концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной и дочерьми Ириной и Татьяной покинул Россию, практически без средств, оставив всё своё имущество.

В эмиграции
В середине января 1918 года, выехав из России, Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген. Поняв, что не сможет сейчас заняться композицией, и что сможет заработать средства только как пианист, начал усиленно тренироваться на фортепиано. До конца сезона Рахманинов выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами. Вернув себе славу в Европе, 1 ноября 1918 года Рахманинов вместе с семьёй отплыл из Норвегии в Нью-Йорк, где был встречен с огромным интересом. Начав бурную концертную деятельность в США как пианист, Рахманинов не прекращал её вплоть до своей смерти, давая по многу десятков концертов за сезон. Популярность Рахманинова как пианиста была огромной.
Вплоть до 1926 года Рахманинов не писал значительных произведений. Творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Многие знакомые связывают это с глубокой тоской по родине, которую он ощущал. Рахманинов, несмотря на славу и разные многочисленные приглашения, общался в основном в среде русских эмигрантов, окружил себя русскими друзьями и русской прислугой, предметами, напоминавшими о родине. По воспоминаниям родственников, только общаясь с русскими он был весел и доволен.
Живя и выступая в основном в США, с 1930 по 1940 год Рахманинов много времени проводил и в Швейцарии, где построил роскошную виллу "Сенар" с большим садом и с видом на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус.. В это время Рахманинов часто гастролировал по Европе. Вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром, хотя дирижировал не часто. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, - Симфонические танцы. Это произведение было самым любимым и для самого Рахманинова.
В годы Великой Отечественной войны, охваченный почти паникой за судьбу родины, он дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии и советовал всем русским эмигрантам тоже внести свой вклад. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР.
Сергей Васильевич много курил, почти не выпускал изо рта сигарету. Настигшее его на склоне лет в США онкологическое заболевание (меланома) его внук Александр Рахманинов, основатель Фонда С. В. Рахманинова, связывает с этой привычкой. Сам Рахманинов не подозревал о своём заболевании. Последний свой концерт Рахманинов дал всего за шесть недель до смерти.
Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния, США, не дожив три дня до своего 70-го дня рождения. Похоронен на кладбище Кенсико. В своем завещании Сергей Рахманинов распорядился похоронить его в Нью-Йорке рядом с женой и дочерью.

Творчество
Спойлер:
Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889-1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900-1909 и 1910-1917) и поздний (1918-1941).
Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии претерпел значительную эволюцию. Подобно своим современникам А. Скрябину и И. Стравинскому Рахманинов по крайней мере дважды кардинально обновлял стиль своей музыки. Зрелый и особенно поздний стиль Рахманинова выходит далеко за пределы постромантической традиции и в то же время не принадлежит ни одному из стилистических течений музыкального авангарда XX в. Творчество Рахманинова, таким образом, стоит особняком в эволюции мировой музыки XX века: впитав многие достижения импрессионизма и авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве (исключая подражателей и эпигонов). В современном музыковедении часто используется параллель с Л. ван Бетховеном: так же, как и Рахманинов, Бетховен вышел в своём творчестве далеко за пределы воспитавшего его стиля, не примкнув при этом к романтикам и оставшись чуждым романтическому миросозерцанию.
Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются глубокая содержательность исполнения; внимание к интонационному богатству музыки; "пение на фортепиано" - имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.
Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.

Память
Спойлер:
Международная премия имени Сергея Рахманинова
С 1982 года в СССР, а затем в России действует Рахманиновское общество, благодаря усилиям которого в Москве установлен памятник Рахманинову на Страстном бульваре (1999), памятники в Тамбове и Великом Новгороде, проводится Международный конкурс пианистов.
В 1999 году на месте бывшей усадьбы Семёново (12 км южнее д. Пинаевы Горки, Залучское сельское поселение, Новгородская область) установлен памятный знак о рождении здесь Рахманинова.
В 1968 году создан музей, а с 1987 года - Музей-усадьба С.В. Рахманинова в деревне Ивановка Уваровского района Тамбовской области.
В 2011 г. в Казани по инициативе художественного руководителя и главного дирижёра Государственного симфонического оркестра РТ Александра Сладковского основан Международный музыкальный фестиваль им. С. Рахманинова "Белая сирень". Фестиваль проводится ежегодно в мае.
Имя Рахманинова носит Ростовская Государственная консерватория, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт, Калининградский областной музыкальный колледж, Кишинёвский Русский музыкальный лицей, Рахманиновский зал Московской консерватории, музыкальная школа в Москве и Новгородский областной колледж искусств.
Улицы, названные в честь Рахманинова, имеются в Сочи, Киеве, Алма-ате, Тамбове, Пензе, Новгороде Великом, Ростове-на-Дону, Моршанске, Краснодаре и в нью-йоркском районе Бронкс.
14 июня 2009 года в Великом Новгороде был открыт памятник Сергею Рахманинову работы скульптора Рукавишникова.
На фасаде дома № 5 по Страстному бульвару в Москве, где жил и работал С. Рахманинов, установлена мемориальная доска работы скульптора Н. И. Нисс-Гольдман.
В Москве в особняке на Большой Ордынке предполагается открыть музей композитора; правительством Москвы это здание было сдано в аренду Рахманиновскому обществу до 2018 года.
В 2013 году в Москве по инициативе русской пианистки, лауреата международных конкурсов, профессора академии APS Виолетты Егоровой учреждена Международная премия имени Сергея Рахманинова. Официальная церемония вручения Премии проводится ежегодно в Московской Консерватории.
18 марта 2010 года в честь Рахманинова назван кратер Рахманинов на Меркурии.
5 октября 2017 года в музее-усадьбе "Ивановка" (Тамбовская область) состоялось торжественное открытие памятника Сергею Рахманинову.

Рахманиновские общества
Международное Рахманиновское общество в г. Дармштадт, Германия
Санкт-Петербургское Рахманиновское общество
Рахманиновское Общество в Москве
Лондонское международное Рахманиновское общество
Международное Рахманиновское общество г.Майами, Сан-Хосе.

Произведения
Спойлер:
ор. 1 - Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1890)
ор. 2 - Две пьесы для виолончели и фортепиано (1890)
ор. 3 - Пьесы-фантазии для фортепиано (1892)
op. 4 - Романсы (1892)
ор. 5 - Сюита № 1 для двух фортепиано (1893)
ор. 6 - Две пьесы для скрипки и фортепиано (1893)
ор. 7 - Симфоническая фантазия "Утёс" (1893)
ор. 8 - Романсы (1894)
ор. 9 - Элегическое трио № 2 для скрипки, виолончели и фортепиано (1893)
ор. 10 - Салонные пьесы для фортепиано (1894)
ор. 11 - Шесть пьес для фортепиано в четыре руки
ор. 12 - Цыганское каприччио (1895)
ор. 13 - Симфония № 1 (1895)
ор. 14 - Романсы (1897)
ор. 15 - Шесть хоров для женских или детских голосов (1897)
ор. 16 - Музыкальные моменты для фортепиано (1897)
ор. 17 - Сюита № 2 для двух фортепиано (1900)
ор. 18 - Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1900)
ор. 19 - Соната для виолончели и фортепиано соль минор (1901)
ор. 20 - Кантата "Весна" (1901)
ор. 21 - Романсы (1902)
ор. 22 - Вариации на тему Шопена (1902)
ор. 23 - Прелюдии для фортепиано (1903)
ор. 24 - Опера "Скупой Рыцарь" (1903)
ор. 25 - Опера "Франческа да Римини" (1904)
ор. 26 - Романсы (1907)
ор. 27 - Симфония № 2 (1907)
ор. 28 - Соната № 1 для фортепиано (1907)
ор. 29 - Симфоническая поэма "Остров мёртвых" (1908)
ор. 30 - Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1909)
ор. 31 - Литургия св. Иоанна Златоуста (1911)
ор. 32 - Прелюдии для фортепиано (1910)
ор. 33 - Этюды-картины для фортепиано (1911)
ор. 34 - Романсы (1911)
ор. 35 - Поэма "Колокола" для хора, солистов и оркестра (1913)
ор. 36 - Соната № 2 для фортепиано (1913)
ор. 37 - Всенощное бдение (1915)
ор. 38 - Шесть стихотворений для голоса и фортепиано (1916)
ор. 39 - Этюды-картины (1917)
ор. 40 - Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (1927)
ор. 41 - Три русские песни для хора и оркестра (1928)
ор. 42 - Вариации на тему Корелли для фортепиано (1929)
ор. 43 - Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1935)
ор. 44 - Симфония № 3 (1937)
ор. 45 - Симфонические танцы (1941)

Произведения без опуса:
Элегическое трио № 1 для скрипки, виолончели и фортепиано (1891)
Симфоническая поэма "Князь Ростислав" (на сюжет баллады А. К. Толстого) (1891)
Опера "Алеко" (1892)
2 струнных квартета (1889, 1896)
Хор "Пантелей-целитель" (1899)
Хор "В молитвах неусыпающую Богородицу" (1893)
Фуга d-moll (1891)
Сюита для оркестра d-moll (1891)
Фортепианные пьесы и транскрипции, среди которых:
Бизе-Рахманинов, Менуэт из "Арлезианки"
Крейслер-Рахманинов, "Муки любви"
Крейслер-Рахманинов, "Радость любви"
Шуберт-Рахманинов, "Куда"
Римский-Корсаков-Рахманинов, "Полёт шмеля"
Гимн Америки


[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

__________________
CLIPER вне форума Ответить с цитированием
Пользователь сказал cпасибо:
Zizim (08.12.2017)