Показать сообщение отдельно
Старый 08.12.2017, 08:30   #56
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Великие композиторы и музыканты

Жак Оффенбах



Дата рождения: 20 июня 1819
Место рождения: Кёльн, Королевство Пруссия
Дата смерти: 5 октября 1880 (61 год)
Место смерти: Париж, Третья французская республика
Страна: Франция
Профессии: композитор, виолончелист
Эпоха: романтизм


Жак Оффенбах - французский композитор, театральный дирижёр и виолончелист, основоположник и наиболее яркий представитель французской оперетты.

.."Оффенбах был - как ни громко это звучит - одним из одареннейших композиторов XIX века", - писал И. Соллертинский. "Только работал совсем в ином жанре, нежели Шуман или Мендельсон, Вагнер или Брамс. Это был блестящий музыкальный фельетонист, сатирик-буфф, импровизатор..." Он создал 6 опер, ряд романсов и вокальных ансамблей, но основной жанр его творчества - оперетта. Став во Франции родоначальником жанра, казалось бы предназначенного главным образом для развлечения, Оффенбах вносит в оперетту социальную остроту, нередко превращая ее в пародию на жизнь современной ему Второй империи, обличая цинизм и разврат общества, "лихорадочно пляшущего на вулкане", в момент неудержимо стремительного движения к Седанской катастрофе.
Мелодия и ритм - определяющие факторы музыки Оффенбаха. Его мелодическая щедрость неистощима, а ритмическая изобретательность исключительно разнообразна. Оживленные четные размеры бодрых куплетных песенок сменяются грациозно-танцевальными мотивами, маршевый пунктир - мерным колыханием баркарол, темпераментные испанские болеро и фанданго - плавным, легким движением вальса.

Биография
Спойлер:
Ранние годы
Жак Оффенбах родился 20 июня 1819 года в городе Кёльне, который был тогда частью королевства Пруссии. Дом, в котором он родился, был недалеко от площади, которая в настоящее время носит его имя. Оффенбах был вторым сыном и седьмым из десяти детей Исаака Иегуды Оффенбаха, урожденного Эбершта (1779-1850) и его жены Марианны,(ок. 1783—1840).
Отец Оффенбаха Исаак, который был из музыкальной семьи, вскоре оставил ремесло книжного переплётчика и зарабатывал на жизнь как странствующий кантор в синагогах, а также играя на скрипке в кафе. Он является автором пьес для гитары, составителем Пасхальной хаггады (1838) с параллельным текстом на иврите и немецком языках и молитвенника для юношества (1839) с нотами канонических и сочиненных им мелодий. Как уроженец города Оффенбах-на-Майне Исаак был широко известен по прозвищу "Оффенбахер", а в 1808 году он официально сменил фамилию на Оффенбах. В 1816 году он переселился в Кёльн, где стал давать уроки пения, преподавать игру на скрипке, флейте и гитаре, а также сочинять религиозную и светскую музыку. В Кёльне, в 1819 году, у него появился сын, получивший имя Якоб.
Первоначальное музыкальное образование Оффенбах получил у своего отца: с 6 лет начал учиться играть на скрипке, сочинять песни и танцы, а с 9 лет - на виолончели. Когда отец Оффенаха получил постоянное место кантора кёльнской синагоги, он смог позволить себе нанять для сына Бернхарда Бройера, учителя по виолончели. Якоб со старшим братом Юлиусом (скрипка) и сестрой (фортепиано) выступал в составе семейного музыкального трио в местных танцевальных залах, гостиницах и кафе, исполняя преимущественно популярную танцевальную и оперную музыку, в обработке для фортепианного трио.

Париж
Очевидная музыкальная одарённость сыновей побудила их отца в 1833 году привезти 18-летнего Юлиуса и 14-летнего Якоба в Париж, чтобы они получили образование и сделали себе карьеру, покинув провинциальную музыкальную сцену. Благодаря щедрой поддержке со стороны местных любителей музыки и муниципального оркестра, с которым они дали прощальный концерт 9 октября, два молодых музыканта в сопровождении своего отца, совершили в ноябре 1833 года четырёхдневное путешествие до Парижа. Французское произношение имени Якоба (Жако?б) вскоре сократилось до Жак. Франция стала второй родиной Жака Оффенбаха. В Париже Оффенбах учился в Парижской консерватории (1833-1834) игре на виолончели у Луиджи Керубини. Хотя устав консерватории запрещал приём иностранцев, Керубини, прослушав игру Жака, пошёл на нарушение устава. Параллельно с учёбой в консерватории Оффенбах играл в театральных оркестрах, выступал в салонах, сочинял сентиментальные баллады, танцевальную музыку для балов. Из-за финансовых трудностей Жак смог проучиться чуть больше года, но этого было достаточно, чтобы стать виртуозом игры на этом инструменте. После консерватории, в 1835 году, Оффенбах брал уроки композиции у Фроманталя Галеви, а также концертировал в Германии и Англии, но большого успеха не имел. Позднее Оффенбах выступал вместе с такими пианистами, как Антон Рубинштейн, Ференц Лист, Феликс Мендельсон, и другими.
Первоначально Оффенбах планировал играть и сочинять "серьёзную" музыку. Его любимым композитором был Гектор Берлиоз. Он мечтал стать автором замечательной оперы; эта мечта осуществится только посмертно. Сначала парижский театр Опера-Комик, где он во время учёбы подрабатывал в оркестре, а потом и другие театры, отказываются от услуг молодого, никому не известного композитора. Тогда Оффенбах и Фридрих фон Флотов организуют инструментальный дуэт и с успехом выступают в парижских салонах. Постепенно он приобретает известность, и в 1839 году ему впервые удаётся поставить водевиль со своей музыкой в театре Пале-Рояль - это дебют Оффенбаха в качестве театрального композитора. В 1844 году Оффенбах принимает католицизм, чтобы жениться на Эрмини д’Алькен, дочери испанского эмигранта-оппозиционера. Супруги прожили совместно 36 лет, у них родились четыре дочери. Участие в сочинении легкомысленных оперетт не мешало Оффенбаху быть верным и любящим супругом. В 1847 году он получает место дирижёра в Театре-Франсэ. К этому времени относятся его небольшие легкие ариетты, написанные на сюжеты из басен Лафонтена. Сотрудничает с театром Флоримона Эрве. Понемногу его исключительный мелодический дар находит признание. В 1850 году Оффенбах становится штатным композитором прославленного мольеровского театра Комеди Франсэз.
В 1855 году появляется жанр оперетты: Оффенбах открывает маленький театр, под названием Буфф-Паризьен и ставит там целый ряд небольших оперетт. Благодаря достоинствам музыки, умелому выбору актёров и либреттистов, многие постановки имеют большой успех. Весь Париж напевает мелодии Оффенбаха.
В 1858 году были сняты ограничения, по которым театр Оффенбаха имел право выводить не более четырёх персонажей и ставить только одноактные пьесы. Оффенбах ставит масштабный спектакль "Орфей в аду". Художником-оформителем "Орфея" стал молодой Гюстав Доре. Враждебные критические статьи только повышают популярность оперетты; приходит международный успех.
За "Орфеем" последовало около сотни оперетт, из которых наибольшую популярность заслужили: Женевьева Брабантская (1859), Песенка Фортунио (1861, по новелле Альфреда де Мюссе), Прекрасная Елена (1864),
Синяя Борода (1866), Парижская жизнь (1866), Великая герцогиня Герольштейнская (1867), Перикола (1868)
Трапезундская принцесса (1869), Разбойники (1869).
Оперетты Оффенбаха ставились повсюду в мире. Под его влиянием и по его совету Иоганн Штраус создал новый центр опереточного искусства в Вене. Кульминацией успеха Оффенбаха стала Всемирная выставка 1867 года в Париже. Маленький театр с трудом вмещал многочисленных гостей, в том числе монархов, видных политиков и других знаменитостей.
В 1870 году разгорелась франко-прусская война. Театр Буфф-Паризьен был закрыт, его здание отведено под лазарет. Оффенбах подвергается травле с обеих сторон: французские газеты обвиняют его в симпатиях к Германии, а немецкие - в предательстве. Оффенбах на год покидает Францию, путешествует по Европе. По возвращении в Париж в 1871 году правые круги обвиняют его в насаждении аморализма, подрыве национальной идеи, высмеивании монархии, религии, армии и других святынь, что, по их мнению, способствовало позорному поражению Франции. В 1875 году Оффенбах вынужден объявить о своём банкротстве. В 1876 году он гастролирует по США, где имеет огромный успех.

Последние годы
В 1878 году новая оперетта Оффенбаха, "Мадам Фавар", была хорошо принята парижанами. Несмотря на ухудшение здоровья и переутомление, композитор пишет оперетту "Дочь тамбурмажора", премьера которой успешно состоялась 13 декабря 1879 года - это последнее его произведение, исполненное при жизни. Затем он начинает работу над давно задуманной лирико-романтической оперой "Сказки Гофмана". "Торопитесь поставить мою оперу, у меня немного времени" - писал композитор директору театра Опера-Комик Леону Карвальо. Оффенбах написал всю партитуру, завершил оркестровку пролога и первого акта, но довести до конца второй акт уже не успел.
Оффенбах умер от приступа удушья 5 октября 1880 года. Иоганн Штраус отменил свои гастроли и приехал в Париж попрощаться с другом. Оффенбах похоронен на кладбище Монмартр, в Париже.
Оставшиеся детали оперы "Сказки Гофмана" завершил его друг, Эрнест Гиро, известный также редактированием оперы Бизе "Кармен". Гиро вставил в оперу несколько фрагментов из других произведений Оффенбаха. Премьера оперы состоялась в 1881 году в театре Опера-Комик, где некогда начинал молодой Оффенбах. "Сказки Гофмана" были восторженно приняты публикой и исполняются до сих пор.

Творчество
Спойлер:
Оффенбах является автором свыше ста музыкально-театральных произведений. Большое место в его наследии занимают интермедии, фарсы, миниатюрные спектакли-обозрения. Однако и количество двух- или трехактных оперетт исчисляется десятками.
Сюжеты его оперетт разнообразны: здесь и античность ("Орфей в аду", "Прекрасная Елена"), и образы популярных сказок ("Синяя Борода"), и средневековье ("Женевьева Брабантская"), и перуанская экзотика ("Перикола"), и реальные события из французской истории XVIII века ("Мадам Фавар"), и быт современников ("Парижская жизнь"), и т. д. Но все это внешнее разнообразие объединено основной темой - изображением современных нравов.
Будь то старые, ставшие классическими сюжеты или новые, говорящие то ли о вымышленных странах и событиях, то ли о реальной действительности,- всюду и везде у Оффенбаха действуют современники, пораженные общим недугом - развращенностью нравов, коррупцией. Для изображения такой всеобщей испорченности Оффенбах не жалеет красок и порой достигает бичующего сарказма, вскрывая язвы буржуазного строя. Однако это имеет место далеко не во всех произведениях Оффенбаха. Немало в них отводится развлекательным, откровенно эротическим, "канканирующим" моментам, и злая издевка нередко вытесняется пустым острословием. В таком смешении социально значительного с бульварно-анекдотическим, сатирического с фривольным заключается основное противоречие театральных спектаклей Оффенбаха.

Основные произведения
Спойлер:
Оперетты Оффенбаха, остроумные и жизнерадостные, наполненные красочной музыкой, то лиричной, то каскадной, были чрезвычайно популярны во всей Европе. Они являются центром всего его творчества, а лучшие из них ставятся по сей день. В оперную классику вошла и "лебединая песня" Оффенбаха - "Сказки Гофмана".

Список некоторых других произведений Оффенбаха:
1839: "Паскаль и Шамбор", водевиль
1847: Большой концерт для виолончели с оркестром
1855: "Арлекин-цирюльник" - балет-буффонада; "Пьеро-клоун" - пантомима; "Полишинель в свете" - балет
1856: "Пастушки Ватто"
1858: "Маленькие пророки"
1860: "Бабочка" - фантастический балет в 2-х актах
1864: "Рейнская ундина" ("Рейнские русалки") - романтическая опера
1868: "Волшебная дудочка"
1869: "Какаду"
1872: "Сплетня"


[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

__________________
CLIPER вне форума Ответить с цитированием