Фисгармония
Фисгармония (фисгармонь или гармониум) - язычковый клавишно-пневматический духовой музыкальный инструмент, разновидность гармоники.
Семейство органов немногочисленно. Это один из тех инструментов, которые ассоциируются только с прошлым. Сейчас орган можно встретить или в католических церквях, или в составе оркестров, где уже самой музыкальной композицией предусмотрено его участие. Ярким представителем этого семейства является фисгармония. Это духовой клавишный инструмент, где звуки извлекаются колебаниями металлических язычков, приводимых в движение струёй воздуха, которая накачивается двумя ножными педалями.
Внешне у фисгармонии есть сходство с пианино. Однако нельзя путать эти два инструмента, относящиеся к разным семействам. Похожи у этих инструментов только корпусы, суть же остается индивидуальной.
История инструмента
История фисгармонии насчитывает столетия. Органный мастер Ф. Киршник, чех по национальности, работавший в Петербурге с 1784, в том же году впервые применил этот способ звукоизвлечения в изготовленном им инструменте. Киршником же был создан механизм espressivo - приспособление для усиления и ослабления звука в зависимости от глубины нажатия клавиши ("двойной нажим"), который был использован в России В. Ф. Одоевским в 1849 для кабинетного органа "Себастианон". В 1790 Ракниц Варшаве ввёл проскакивающие язычки в оркестрионе Г. И. Фоглера, который гастролировал со своим инструментом в разных странах, исполняя на нём различные произведения. После концертов он демонстрировал оркестрион, объясняя его устройство. В конце девятнадцатого - начале двадцатого веков фисгармония получила распространение в домашнем быту любителей музыки. В устной речи и в прессе её называли в этот период "органом".
Впервые фисгармония была изготовлена в 1818 году в Вене музыкальным мастером Антоном Хёкелем. Изобретению фисгармонии предшествовал целый ряд подобных по конструкции музыкальных инструментов, сделанных многими мастерами в первой четверти XIX века. Например, Л. Мельцелем была изобретена пангармоника (1805), Габриэлем Жозефом Гренье - орган-экспрессив (1810), Иоганном Давидом Бушманном - элодикон (1814) и др. Первые фисгармонии имели весьма примитивное устройство, и лишь в начале 40-х годов, после усовершенствования парижским мастером Александром Франсуа Дёбэном, этот инструмент принял в основном свой современный вид.
Звучание фисгармони
По форме фисгармония напоминает пианино уменьшенных размеров. Клавиатура - органного (фортепианного) типа. Внутренняя голосовая часть фисгармонии делится на две половины; поэтому и клавиатура как бы разделяется пополам: диапазон левой части - от до большой октавы до ми первой, диапазон правой - от фа первой октавы до до четвертой.
Обычно фисгармония располагает четырьмя наборами голосовых планок с проскакивающими язычками. Эти наборы разделяются на левый и правый полунабор. Они включаются и выключаются с помощью выдвижных рычагов-переключателей; расположенные слева действуют на левый полунабор, расположенные справа - на правый. Количество регистров-переключателей встречается самое различное: от двух до тридцати. Голоса фисгармонии (по аналогии с органом) называются 16', 8', 4'. Голоса шестнадцатифутового регистра (левые - "бурдон", правые - "кларнет") звучат на октаву ниже написанного. Две пары голосов восьмифутового регистра (левые "фагот - гобой", правые - "английский рожок - флейта") звучат и пишутся в октавах их звучания. Голоса четырехфутового регистра (левые - "рожок", правые - "свистулька") звучат октавой выше написанного. Из всего этого следует, что пятиоктавная клавиатура фисгармонии может дать в действительности звуки в диапазоне семи октав (от контроктавы - до пятой октавы). Комбинируя наборы этих регистров, можно получать разнообразные тембровые окраски.
Устройство фисгармонии
Фисгармонии существуют во многих разновидностях: одни обладают приятным, нежным звуком - звук других может быть резким и крикливым, но во всех случаях характерным является довольно монотонное, спокойное звучание. На фисгармонии хорошо звучит сопровождение в выдержанных гармониях, певучие мелодии, спокойно-сосредоточенная музыка. В небольших оркестрах этот инструмент обычно выполняет функции отсутствующих духовых инструментов или используется для исполнения гармонической основы произведения; используется также в репетициях с хорами и домашнем музицировании.
Внутреннее устройство фисгармоний несмотря на их различные конструкции принципиально одинаково. Фисгармония состоит из следующих основных частей: педалей, мехов, подающих воздух или отсасывающих его, амортизационного меха-камеры, выравнивающего подачу воздуха и делающего ее равномерной, ряда (или рядов) голосовых планок и воздушных каналов к ним, клапанов, клавиатуры (регистры и створки). Расположение этих деталей может быть несколько различным в зависимости от конструкции и размеров. Различие может быть еще и в способе подачи воздуха: нагнетание мехами (венская система) или всасывание его (американская система). Названия эти утвердились по местам большего распространения, хотя обе системы возникли в Европе.
В стационарных фисгармониях можно встретить и разного рода дополнительные приспособления: устройство к амортизаци онному меху, позволяющее осуществлять crescendo и diminuendo. Для более тонкого исполнения динамических оттенков стали применять системы створок (открывающихся и закрывающихся с помощью регистров, расположенных над клавиатурой) и рычагов, управляемых коленями исполнителя. Иногда можно встретить приспособления, (позволяющие задерживать звук после снятия пальца с клавиши; еще реже встречается механика (наподобие фортепианной), приводящая в действие крохотный молоточек, ударяющий по голосу в момент открывания клапана (для большей четкости возникновения звука).
Разновидности фисгармонии
Специфическую ручную портативную разновидность фисгармонии представляет так называемая индийская фисгармония (также "гармониум", "митрофон") - переносной инструмент с ручными мехами. Имеет широкое распространение у кришнаитов. Развитием фисгармонии являлась органола - инструмент, в котором воздух к голосовым планкам подавался при помощи вентилятора, работающего от электросети.
Экспериментальную модель фисгармонии разработал Р. Х. М. Бозанкет. В Англии сохранился экземпляр, поддерживающий строй 53 равных делений октавы.
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
__________________