Показать сообщение отдельно
Старый 13.12.2017, 08:44   #79
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Великие композиторы и музыканты

Габриэль Форе



Дата рождения: 12 мая 1845
Место рождения: Памье
Дата смерти: 4 ноября 1924 (79 лет)
Место смерти: Париж
Страна: Франция
Профессии: композитор, педагог, органист, дирижёр
Эпоха: романтизм


Габриель Форе - французский композитор, педагог, дирижёр.

Жизнь Г. Форе - крупного французского композитора, органиста, пианиста, дирижера, музыкального критика - проходила в эпоху значительных исторических событий. В его деятельности, характере, чертах стиля сплавились особенности двух разных веков. Он принял участие в последних битвах франко-прусской войны, был свидетелем событий Парижской коммуны, до него доходили свидетельства о русско-японской войне, он пережил первую мировую войну.
В искусстве на его глазах расцветали импрессионизм и символизм, проходили Вагнеровские фестивали в Байрейте и "Русские сезоны" в Париже. Но самым существенным явилось то обновление французской музыки, ее второе рождение, в котором принимал участие и Форе и в котором заключался основной пафос его общественной деятельности.


Биография
Спойлер:
Форе родился на юге Франции в семье школьного учителя математики и дочери капитана наполеоновской армии. Габриэль был шестым ребенком в семье. Воспитание в деревне у простой крестьянки-кормилицы сформировало мальчика молчаливого, задумчивого, привило ему любовь к мягким очертаниям родных долин. Интерес к музыке проявился у него неожиданно в робких импровизациях на фисгармонии местной церкви. Одаренность ребенка была замечена и его направили для обучения в Париж в Школу классической и религиозной музыки. 11 лет пребывания в Школе дали Форе необходимые музыкальные знания и навыки, основанные на изучении большого количества произведений, в т. ч. старинной музыки, начиная с григорианского хорала. Подобная стилистическая ориентация отразилась в творчестве зрелого Форе, возродившего, подобно многим крупнейшим композиторам XX в., некоторые принципы музыкального мышления добаховской эпохи.
Особенно много дало Форе общение с музыкантом огромного масштаба и исключительной одаренности - К. Сен-Сансом, который преподавал в Школе в 1861-65 гг. Между учителем и учеником сложились отношения полного доверия и общности интересов. Сен-Санс внес в обучение свежую струю, познакомив своих учеников с музыкой романтиков - Р. Шумана, Ф. Листа, Р. Вагнера, до той поры недостаточно известных во Франции. Форе не остался безразличным к влияниям этих композиторов, друзья даже называли его иногда "французским Шуманом". С Сен-Сансом же началась дружба, длившаяся всю жизнь. Видя исключительную одаренность ученика, Сен-Санс не раз доверял ему заменять себя в некоторых выступлениях, позже посвятил ему свои "Бретонские впечатления" для органа, использовал тему Форе во вступлении своего Второго фортепианного концерта. Окончив Школу с первыми премиями по композиции и фортепиано, Форе едет работать в Бретань. Совмещая служебные обязанности в церкви с музицированием в светском обществе, где он пользуется большим успехом, Форе вскоре по оплошности теряет свое место и возвращается в Париж. Здесь Сен-Санс помогает ему устроиться органистом в небольшой церквушке.
Значительную роль в судьбе Форе сыграл салон знаменитой певицы Полины Виардо. Позже композитор писал ее сыну: "Я был встречен в доме твоей матери с доброжелательностью и приветливостью, которых никогда не забуду. Я сохранил... воспоминание о дивных часах; они так драгоценны одобрением твоей матери и твоим вниманием, горячей симпатией Тургенева..." Общение с Тургеневым положило начало связям с деятелями русского искусства. Позже у него завязываются знакомства с С. Танеевым, П. Чайковским, А. Глазуновым, в 1909 г. Форе приезжал в Россию и выступал с концертами в Петербурге и Москве.
В салоне Виардо нередко звучали новые произведения Форе. К этому времени он сочинил большое количество романсо, привлекавших слушателей мелодической красотой, тонкостью гармонических красок, лирической мягкостью. Восторженные отклики вызвала скрипичная соната. Менее удачно сложилась личная жизнь композитора. После разрыва помолвки с невестой (дочерью Виардо) Форе пережил тяжелое потрясение, от последствий которого избавился лишь через 2 года. Возвращение к творчеству приносит ряд романсов и Балладу для фортепиано с оркестром (1881). Развивая традиции листовского пианизма, Форе создает произведение с выразительной мелодикой и почти импрессионистической тонкостью гармонических красок. Женитьба на дочери скульптора Фремье (1883) и успокоение в семье сделало жизнь Форе более счастливой. Это нашло отражение и в музыке. В фортепианных произведениях и романсах этих лет композитор достигает удивительного изящества, тонкости, созерцательного удовлетворения. Не раз еще кризисы, связанные с тяжелой депрессией и началом столь трагичного для музыканта заболевания (болезнь слуха), прерывали творческий путь композитора, однако из каждого он выходил победителем, представляя все новые свидетельства своего незаурядного дарования. Плодотворным для Форе оказалось обращение к поэзии П. Верлена.
Самые крупные удачи сопутствовали излюбленным Форе камерным жанрам, на основе изучения которых он строил и свои занятия с учениками по классу композиции. Одной из вершин его творчества является великолепный Второй фортепианный квартет, полный драматических коллизий и взволнованной патетики (1886). Форе писал и крупные произведения. В годы второй мировой войны с особым смыслом для патриотов-французов звучала его опера "Пенелопа" (1913), многие исследователи и почитатели творчества Форе считают его шедевром Реквием с мягкой и благородной скорбью его песнопений (1888).
В 1920 г. из-за прогрессирующей глухоты Форе был вынужден уйти с поста директора консерватории и жил на скромную пенсию, посвятив себя исключительно композиции. За четыре последние года жизни он продолжал сочинять музыку редкой красоты, включая ре-минорное Фортепианное трио, песенный цикл и Струнный квартет. Форе – крупнейший во Франции автор романсов (около сотни), наиболее интересные написаны на стихи Леконта де Лиля, Верлена и Шарля Ван Лерберга.

Умер Форе в Париже 4 ноября 1924 г. от пневмонии.

Творчество
Спойлер:
Форе писал практически во всех современных ему жанрах музыки. Из хоровых сочинений наиболее известен Реквием (для солистов, хора и оркестра). В 1881 году совместно со своим учеником и другом Андре Мессаже написал "Мессу виллервильских рыбаков" (для хора и фисгармонии). В 1906 году существенно переработал её и опубликовал в 1907 году под названием "Messe basse". Среди других духовных сочинений для хора Ave Maria (6 пьес). Из светских хоровых сочинений Форе интересны тонкий и гармонически изысканный "Мадригал" (op.35, на французские стихи Армана Сильвестра) и "Джинны" (op.12, на текст В. Гюго).
Из сочинений Форе для симфонического оркестра популярна сюита из музыки к пьесе М. Метерлинка "Пеллеас и Мелизанда" (op.80), особенно широко известна "Сицилиана". Форе автор большого числа романсов и песен на стихи Леконта де Лиля, Поля Верлена, Шарля ван Лерберга и других поэтов, из наиболее популярных - вокальный цикл "Добрая песня" на стихи Верлена. Форе - автор многих фортепианных пьес в разных жанрах, камерно-инструментальных ансамблей (в том числе, фортепианных квартетов и квинтетов). Единственная опера Форе "Пенелопа" - поствагнерианское сочинение, отмеченное характерным для Форе изяществом фактуры.

Сочинения
Спойлер:
Основные произведения композитора:

Для театра
"Прометей", лирическая трагедия (1900);
"Пенелопа", лирическая драма (1913);
"Маски и бергамаски", музыкальная комедия(1919);
музыка к 6 пьесам, в т.ч. к "Пелеасу и Мелизанде" Метерлинка(1898).

Духовная музыка:
Реквием (без раздела Dies irae, но с заключ. In Paradisum) (ор. 48,1888);
Низкая месса (Messe basse,1881);
ок. 15 др. соч. для церкви.

Светская вокальная музыка
6 вокальных циклов,
3 тетради по 20 романсов (1879,1897,1908),
отдельные романсы, дуэты, хоры.

Для оркестра и камерная музыка
Баллада для фортепиано с оркестром (1881);
сюиты из музыки к театральным пьесам;
2 фортепианых квартета (ор. 15 (с-moll,1879), ор. 45 (g-moll,1886));
2 фортепианых квинтета (ор. 89 (d-moll,1895), ор. 115 (c-moll,1921));
Фортепианное трио (ор. 120 (d-moll,1923));
Струнный квартет (ор. 121(e-moll,1924));
Сонаты для скрипки и ф-но, для виолончели и фортепиано (по две);
пьесы для арфы и др.

Для фортепиано
13 ноктюрнов;
13 баркарол;
9 прелюдий;
5 экспромтов;
4 вальса-каприса и др. пьесы;
"Долли" (Dolly), сюита для 2 фортепиано (1897).


[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

__________________
CLIPER вне форума Ответить с цитированием