Показать сообщение отдельно
Старый 15.12.2017, 09:59   #84
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Великие композиторы и музыканты

Александр Николаевич Серов



Дата рождения: 23 января 1820
Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти: 1 февраля 1871 (51 год)
Место смерти: Санкт-Петербург, Российская империя
Страна: Российская империя
Профессии: композитор, педагог, юрист
Эпоха: романтизм


Александр Николаевич Серов - русский композитор и музыкальный критик; действительный статский советник; отец живописца Валентина Александровича Серова.

Серов - известный русский композитор, выдающийся музыкальный критик, один из основоположников отечественного музыкознания. Его перу принадлежат 3 оперы, 2 кантаты, оркестровые, инструментальные, хоровые, вокальные произведения, музыка к драматическим спектаклям, обработки народных песен. Он автор значительного числа музыкально-критических работ. В его операх немало эклектики, хотя в лучших эпизодах, особенно изображающих народную жизнь, он достигает большой выразительности и красочности. Со временем Серов-критик затмил Серова-композитора. Однако это никак не может перечеркнуть то ценное, что есть в его музыке действительно талантливого и оригинального.


Биография
Спойлер:
Александр Серов родился в Петербурге. Дед Серова был известным ученым-естествоиспытателем, отец - юристом, блестяще образованным человеком. С раннего детства Серов был приобщен к естественным наукам, живописи, классической литературе. В 1835 году отец Серова, предназначавший сыну юридическую карьеру, отдал его в Училище правоведения. Еще в училище Серов начал серьезно увлекаться музыкой, что очень сильно повлияло на его дальнейшую судьбу; он занимался игрой на фортепиано и виолончели, изучал гармонию, контрапункт, постоянно посещал симфонические концерты и оперные спектакли. Серов сблизился с другим молодым правоведом - Владимиром Васильевичем Стасовым, питавшим также любовь к музыке. Общность интересов и стремлений связала их на долгие годы. Стасов был первым, поддержавшим в Серове вспыхнувшее влечение к музыке и утвердившим в нем веру в свои силы. В 1840 году Серов окончил училище правоведения и вынужден был поступить на службу в Министерстве юстиции. Но, затаив в глубине души мечту стать композитором, он упорно продолжал свое музыкальное образование.
В начале 1842 года Александр Серов познакомился с Михаилом?Ивановичем?Глинкой, личность которого произвела на него сильное впечатление; он во многом определил художественные взгляды и вкусы Серова. До тех пор относившийся довольно равнодушно и к русской музыке вообще, и к произведениям Глинки в частности, Серов стал смотреть на эти явления другими глазами. Даже когда первый пыл увлечения "Жизнью за царя" и "Русланом и Людмилой" несколько остыл, когда Серов начал подмечать кроме достоинств также и недостатки в этих произведениях, он все же и к ним, и к их автору продолжал относиться с глубоким уважением. Значительное влияние на формирование Серова как музыканта имело и состоявшееся вскоре знакомство с Даргомыжским.
Переехав в 1850 году в Петербург, он стал музыкальным критиком: его первые статьи появились в 1851 году в журналах "Современник", "Сын?отечества", "Библиотека?для?чтения"; затем в "Пантеоне". В 1858 году во время поездки за границу Серов познакомился с Листом и Вагнером, встречи с которыми описал в опубликованных в 1858—1859 годах "Письмах из-за границы". В этом же году он впервые в России провёл цикл публичных лекций о музыке, не имевших успеха. Однако, повторенные в 1860 году лекции, заинтересовали общество. Как указывал Ф. М. Толстой, Серов-композитор был выше Серова-критика. В 1863 году с огромным успехом прошла премьера его оперы "Юдифь". В этом же году он женился на своей ученице, одаренной музыкантше - Валентине?Бергман.
В 1867 году А. Н. Серов предпринял вместе с женой попытку издания (впервые в России) специальной музыкальной газеты "Музыка и театр" - газета, не найдя поддержки в обществе, просуществовала недолго - до 1868 года. В 1868 году Серов снова прочитал цикл лекций в Москве; теперь он пропагандировал творчество А. С. Даргомыжского, М. И. Глинки, В. А. Моцарта, Л.?Бетховена и других выдающихся композиторов; Серов первым употребил термин "симфонизм". В 1870 году Русское?музыкальное?общество командировало его в Вену на торжества по поводу столетия со дня рождения Бетховена.

Александр Николаевич Серов умер в Санкт-Петербурге 1 февраля 1871 года.

Творчество
Спойлер:
Большое внимание уделял Серов в своих аналитических статьях и симфонической музыке. Открытые им принципы тематического анализа крупных инструментальных произведений изложены в статье об увертюре Бетховена "Леонора" ("Тематизм увертюры "Леонора". Этюд о Бетховене"). Эти принципы также оплодотворили современную музыкальную науку. Велико значение статьи "Девятая симфония Бетховена, ее склад и смысл". Серов первым раскрыл связь творчества Бетховена с революционными идеями его времени. Он разъяснил высокий демократический смысл Девятой симфонии, показал воплощенные в ней идеи борьбы за свободу и счастье человечества.
В статьях Серова освещается творчество Моцарта, Глюка, Вебера, Мейербера, Берлиоза, Россини, Спонтини и ряда других композиторов. Особое место занимает в его литературном наследии книга "Воспоминания о М. И. Глинке". Серов подчеркивает основополагающую роль Глинки для развития русской национальной музыки, его всемирно-историческое значение: "Когда-нибудь узнают же нашего Глинку в Европе... и отведут ему то место в искусстве, которое он занял в силу своего гения".

Сочинения
Спойлер:
Сочинения: оперы - Юдифь (1861-62, пост. 1863,. Мариинский т-р, Петербург), Рогнеда (1863-65, пост. 1865, там же), Вражья сила (завершена В. С. Серовой и Н. P. Соловьёвым, пост. посмертно, 1871, там же); для солистов, хора и орк. - 2 кантаты (1846), Pater Noster (1860), Stabat Mater (1870); для орк. - Фантазия (1847), Гопак и Гречаники (пляски из симф. пантомимы Ночь перед Рождеством, 1866), Пляска запорожцев (из музыки к "Тарасу Бульбе", 1867) и др.; камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. и фп. (1849), 2 пьесы для влч. и фп., фп. трио (1849); для фп. - 2 сонаты (1844), 3 фуги (1849), пьесы; хоры; 20 романсов и песен; обр. нар. песен - 5 укр. песен для хора и орк., 6 малороссийских песен для хора a cappella; музыка к спектаклям драм. т-ра - водевили "Мельничиха в Марли" (1845), "Записки демона" (1846), мелодрама "Отец и дочь" (1846), трагедия "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого (1867), драма "Нерон" А. А. Жандра (1869) и др.
Литературные сочинения: Музыка и виртуозы, "Библиотека для чтения", 1851, т. 106, No 4; Спонтини и его музыка, "Пантеон", 1852, т. 1, кн. 1; Бетховен и его три стиля, там же, 1852, т. 2, кн. 4; Письма о музыке к А. Д. Улыбышеву, по случаю толков о Моцарте и Бетховене, там же, 1852, т. 3, кн. 6, т. 4, кн. 7-8; Моцартов "Дон Жуан" и его панегиристы, там же, 1853, т. 8, кн. 4, т. 9, кн. 5-6; Музыка и толки о ней, "Музыкальный и театральный вестник", 1856, 8 янв.; Девятая симфония Бетховена, там же, 1856, 8 и 29 апр.; Курс музыкальной техники, там же, 1856, 22 апр., 13, 20 и 27 мая, 3, 17 июня, 12 авг.; "Русалка", опера А. С. Даргомыжского, там же, 1856, 17 июня, 1 и 15 июля, 12, 19 и 26 августа, 9, 16, 23 и 30 сент.; Малоизвестное произведение М. И. Глинки, там же, 1857, 10 и 17 ноября, 8 и 15 дек.; М. И. Глинка. Некрологический очерк, "Сын отечества", 1857, No 12; Музыка. Обзор современного состояния музыкального искусства в России и за границей, "Иллюстрация", 1858, 6 и 13 февр.; Наш Глинка перед судом немецких фельетонистов, "Театральный и музыкальный вестник", 1858, 18 мая; Песни и романсы М. А. Балакирева, там же, 1859, 1 ноября; Роль одного мотива в целой опере: "Жизнь за царя", там же, 1859, 13 дек.; Опера и её новейшее направление в Германии, "Русское слово", 1859, No 1 и 7; Воспоминания о М. И. Глинке, "Искусства", 1860, No 1-5; "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила", "Русский мир", 1860, 1 сент.; Р. Вагнер и его реформа в области оперы, "Искусства", 1860, No 1-2; Музыка южно-русских песен, "Основа", 1861, (No 3 и 4); Der Thematismus der Leonoren-Ouverture. Eine Beethoven-Studie, "NZfM", 1861, Bd 54, No 10- 13 (рус. пер. - Тематизм увертюры к опере "Леонора". Этюд о Бетховене, в кн.: Серов А. Н., Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895); "Волшебный стрелок". Бенефис О. А. Петрова, "Иллюстрация", 1862, 6 дек.; Верстовский и его значение для русского искусства, там же, 1862, 20 дек.; Der Status quo der Beethoven-Literatur und die Betheiligung Russlands an derselben, "NZfM", 1863, No 1-5; "Нибелунгов перстень", "Якорь", 1863, 20 и 27 июля, 10, 17, 21 авг., 22 и 28 сент., 12 и 26 окт., 9 ноября; Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика, "Эпоха", 1864, No 6 и 12; Судьбы оперы в России, "Русская сцена", 1864, т. 1, No 2, т. 4, No 7; К читателям, "Музыка и театр", 1867, No 1; "Руслан" и русланисты, там же, 1867, No 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10; Девятая симфония Бетховена, её склад и смысл, "Современная летопись", 1868, 12 мая; Rossini. (Coup d'oeil critique), "Journal de St.-Petersbourg", 1869, 23 Janvier (рус, пер. - Россини. Критический очерк, в кн.: Серов А. Н., Критические статьи, т. 4, СПБ, 1895); Hector Berlioz. (Esquisse critique), "Journal de St.-Petersbourg", 1869, 11 (23), 16 (28), 17 (29) mai, 21 mai (2 juin) (рус. пер. - Г. Берлиоз. Критический набросок, в кн.: Серов А. Н., Критические статьи, т. 4, СПБ, 1895); Русская народная песня как предмет науки, "Музыкальный сезон", 1870, 19 марта, 26 ноября, 1871, 21 янв. Критические статьи, т. 1-4, СПБ, 1892-1895; Избр. статьи, под общей ред., со вступ. статьей и прим. Г. Н. Хубова, т. 1-2, М.-Л., 1950-57.


[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

__________________
CLIPER вне форума Ответить с цитированием