Показать сообщение отдельно
Старый 15.12.2017, 10:01   #86
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Великие композиторы и музыканты

Антонио Сальери



Дата рождения: 18 октября 1585
Место рождения: Кёстриц
Дата смерти: 6 ноября 1672 (87 лет)
Место смерти: Дрезден
Страна: Германия
Профессии: композитор, органист, капельмейстер
Эпоха: классицизм


Антонио Сальери - итальянский и австрийский композитор, дирижёр и педагог.

Итальянский композитор, педагог и дирижер А. Сальери был одним из наиболее знаменитых деятелей европейской музыкальной культуры рубежа XVIII-XIX вв. Как художник он разделил судьбу тех прославленных в свое время мастеров, чье творчество с наступлением новой эпохи отодвинулось в тень истории. Исследователи отмечают, что известность Сальери тогда превосходила славу В. А. Моцарта, и в жанре оперы-seria он сумел достичь такого качественного уровня, который ставит его лучшие произведения выше большей части современных ему опер.
Ученик и последователь К.В. Глюка, автор более чем 40 опер, многочисленных инструментальных и вокально-инструментальных сочинений, Сальери был одним из самых известных и признанных композиторов своего времени и не менее прославленным педагогом: среди его учеников - Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт и Ф. Лист. В Вене на протяжении 36 лет (1788-1824) Сальери занимал пост придворного капельмейстера - один из самых важных музыкальных постов в Европе.
Проклятием Антонио Сальери стал миф о его причастности к смерти Моцарта, распространившийся, несмотря на постоянные опровержения, в некоторых странах главным образом благодаря "маленькой трагедии" А. С. Пушкина.
Состоявшийся в 1997 году суд официально признал его невиновным в смерти коллеги.


Биография
Спойлер:
Детство
О ранних годах своей жизни Сальери написал сам, оставив дневниковую рукопись придворному библиотекарю. Известно, что 18 августа 1750 года в небольшом городке Леньяго неподалеку от Вероны родился мальчик – Антонио Сальери. Биография его изначально не предполагала музыкальной стези. Его семья занималась торговлей, но детям давали образование, и старший брат Антонио, обучавшийся музыке, преподал первые уроки будущему композитору. Однако семейная идиллия длилась недолго. Когда мальчику было 13 лет, скончалась его мать. После этого разорился и умер отец, а детей забрали родственники. Некоторое время Сальери жил в зажиточной семье в Венеции у друзей отца. Они намеревались дать ему серьезное музыкальное образование, так как видели его безусловные способности.
Случайно по делам в это время в Венецию приехал Флориан Гассман, придворный композитор, капельмейстер императора Иосифа II. Он увидел в Сальери большие музыкальные задатки и забрал его с собой в Вену, чтобы дать ему подобающее образование.

Новая жизнь в Австрии
15 июня 1766 года Антонио приехал в Вену, которая стала для него настоящим домом. Ведь здесь он добился славы, стал тем, кем мечтал быть. Гассман рьяно взялся за обучение воспитанника, он пригласил ему учителей, а уроки по контрапункту давал сам. Сальери выучил четыре языка, он обучался нотной грамоте, игре на нескольких музыкальных инструментах. Гассман старался сделать из Антонио не только образованного, но и светского человека. Он обучал его манерам, правилам этикета, умению вести беседу. В конце жизни о Сальери современник скажет, что он был самым образованным музыкантом в Вене. Гассман ввел своего протеже в круг талантливейших людей того времени. Именно он познакомил Сальери с Глюком, который оказал значительное влияние на становление музыканта. Меценат также представил ученика императору Иосифу, который проникся большой симпатией к одаренному юноше. Представитель знаменитой династии Габсбургов очень любил музыку и хорошо в ней разбирался, при дворе сложился музыкальный кружок, в который стал вхож и Сальери. Это стало платформой для его будущей блестящей карьеры при дворе.

Музыкальная карьера
Сальери, еще проживая в Италии, начал сочинять музыку, но о профессиональном творчестве можно говорить только в венский период. Начинающий музыкант стал ассистентом своего покровителя и получал небольшие заказы на аранжировки, вставки в оперы, написание инструментальных пьес. К 20 годам за плечами у начинающего композитора уже была одна опера "Образованные женщины", которую он написал в сотрудничестве с Боккерини. Она имела некоторый успех, и ее поставили не только в Вене, но и в Праге. Также на тот момент Антонио являлся автором несколько инструментальных произведений. Позже Сальери по либретто Боккерини написал еще одну комическую оперу. Он смог заявить о себе достаточно успешным дебютом, и в дальнейшем его карьера шла только вверх. Произведения "Венецианская ярмарка", "Трактирщица", "Армида" обеспечили Сальери устойчивый успех и известность по всей Европе, его опера "Освобожденный Иерусалим" даже была поставлена в Санкт-Петербурге.
В 1774 году умер учитель и спонсор Сальери - Флориан Гассман, и Антонио "по наследству" получил место придворного капельмейстера итальянской оперной труппы и должность композитора камерной музыки. Для молодого человека 24 лет это был огромный карьерный скачок. Но придворная служба была не очень надежна, и музыкант зарабатывал на жизнь написанием и постановкой опер для различных театров Европы. Так, в 1778 году знаменитый театр "Ла Скала", восстановленный после пожара в Милане, открыл сезон оперой Сальери. Композитор много работал в угоду современной публике, но также его интересовала реформа оперы, задуманная Глюком. Он даже написал несколько серьезных произведений, развивающих глюковские положения.
В 80-х годах Сальери много и плодотворно сотрудничал с парижским театром "Комеди Франсез" и театром Оперы. Он создает оперу "Тарар" по либретто знаменитого Бомарше, которая получила широкую известность, была высоко оценена критиками и оказала значительное влияние на всю европейскую музыку. В 1788 году Сальери Антонио получил должность капельмейстера при дворе Иосифа Второго. Это было знаком высочайшей оценки заслуг и таланта композитора. Ему удалось удержаться при дворе Габсбургов и при следующих двух монархах. Свою придворную карьеру Сальери завершил в 1824 году, когда здоровье уже не позволяло ему исполнять обязанности.

Сальери умер 7 мая 1825 года и был похоронен 10 мая на Мацляйндорфском католическом кладбище в Вене. "За гробом, - писал Игнац фон Мозель, шёл весь персонал императорской капеллы во главе с директором, графом Морицем фон Дитрихштейном, а также все присутствовавшие в Вене капельмейстеры и композиторы, толпа музыкантов и множество уважаемых любителей музыки". В 1874 году останки композитора были перезахоронены на Центральном кладбище Вены.

Частная жизнь композитора
Миф об убийстве Моцарта стал настоящим проклятьем для Сальери. Сплетня появилась в последние годы жизни композитора и преследовала его до самой кончины. Миф получил распространение и популярность, в том числе, благодаря талантливой литературной обработке Пушкиным и Шеффером, а в 20 веке и М. Форманом. Однако реальность была предельно далека от выдуманной истории. Сальери плодотворно сотрудничал с Моцартом, дирижировал исполнением его произведений. Они не были дружны, но много общались, и у Сальери совершенно не было никакого основания для убийства, так как при жизни он был гораздо более успешен, чем Моцарт.
В обычной жизни Сальери Антонио был так же успешен, как и в творческой. В 1775 году он женился и прожил счастливо всю жизнь с женщиной, которую называл своей главной любовью. У них было 8 детей. Жена Терезия умерла на 18 лет раньше Сальери, и он скучал по ней до самого конца своей жизни.

Творчество
Спойлер:
За свою жизнь композитор написал 40 опер, большое количество концертов и инструментальных произведений духовной и камерной музыки. Сальери много сил и средств отдал сохранению и пропаганде творческого наследия своего благодетеля – Флориана Гассмана, он также занимался воспитанием его дочери, из которой вырастил выдающуюся солистку оперной сцены.
Если поискать успешного и продуктивного композитора в истории музыки, то одним из таковых будет Антонио Сальери, альбомы с произведениями которого имеются во всех музыкальных библиотеках Европы. Его оперы и сегодня продолжают исполняться, а многие творения композитора являлись новаторскими для своего времени, что позволяет их назвать эволюционным этапом в мировой музыке. Наиболее значительными произведениями Сальери Антонио являются оперы "Тарар", "Данаиды", "Аксур, царь Ормуза", "Фальстаф", а также "Реквием" и некоторые камерные пьесы.
Кроме сочинения произведений, Сальери Антонио много сил отдавал работе с учениками. Он создал собственную методику подготовки музыкантов, его отношения с подопечными были душевными и эмоциональными. Знаменитые ученики Антонио Сальери – Лист, Бетховен, Черни, Мейербер, Шуберт. Всего он выпустил около шести десятков музыкантов – композиторов и вокалистов.

Список сочинений
Спойлер:
Испанская "Фолия" (1815);
Большая месса ре мажор;
Концерт для органа с оркестром до мажор;
Концерт для скрипки, гобоя и виолончели c оркестром ре мажор (1770);
Концерт для флейты и гобоя с оркестром до мажор;
Концерт для фортепиано с оркестром до мажор (1773 ?);
Концерт для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор (1773 ?);
Магнификат до мажор;
Опера "Данаиды" (1784);
Опера-буффа "Мир вверх дном" (1795);
Опера-буффа "Пещера Трофонио" (1785);
Опера-буффа "Сначала музыка, потом слова" (1786);
Опера-буффа "Фальстаф" (1799);
Опера-семисериа "Аксур, царь Ормуза" (1788);
Опера-сериа "Признанная Европа" (1778);
Опера-сериа "Тарар" (1787);
Оперные увертюры;
Реквием до минор (1804);
Симфония "Il giorno onomastico" ре мажор;
Симфония "La tempesta di mare" си-бемоль мажор;
Симфония "La Veneziana" ре мажор;
"Страсти Господа нашего Иисуса Христа" - оратория для солистов, хора и оркестра (1776).


[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

__________________
CLIPER вне форума Ответить с цитированием
Пользователь сказал cпасибо:
idealist (22.12.2017)