Показать сообщение отдельно
Старый 15.12.2017, 10:02   #87
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Великие композиторы и музыканты

Леош Яначек



Дата рождения: 3 июля 1854
Место рождения: Гуквальды, Фридек-Мистек, Моравскосилезский край, Чехия
Дата смерти: 12 августа 1928 (74 года)
Место смерти: Острава, Острава-город, Чехословакия
Страна: Австрийская империя, Чехословакия
Профессии: композитор
Эпоха: романтизм


Леош Яначек - чешский композитор. Член Чешской академии наук и искусства.

Л. Яначек занимает в истории чешской музыки XX в. такое же почетное место, как в XIX в. - его соотечественники Б. Сметана и А. Дворжак. Именно эти крупнейшие национальные композиторы, создатели чешской классики, вывели искусство этого музыкальнейшего народа на мировую арену. Чешский музыковед Я. Шеда набросал следующий портрет Яначека, каким он сохранился в памяти соотечественников: "...Горячий, вспыльчивый, принципиальный, резкий, рассеянный, с неожиданными переменами настроений. Был он невелик ростом, коренаст, с выразительной головой, с густыми волосами, лежащими на голове беспорядочными прядями, с насупленными бровями и искрящимися глазами. Никаких потуг на изящество, ничего внешнего. Был он полный жизни и порыва упрямец. Такова и его музыка: полнокровная, лаконичная, изменчивая, как сама жизнь, здоровая, чувственная, горячая, увлекающая за собой".


Биография
Спойлер:
Яначек принадлежал к поколению, жившему в угнетенной стране (долго находившейся в зависимости от Австрийской империи) в реакционную эпоху - вскоре после подавления национально-освободительной революции 1848 г. Не с этим ли связано его постоянное глубокое сочувствие угнетенным и страждущим, его страстное, неуемное бунтарство?
Композитор родился в краю густых лесов и старинных замков, в небольшой горной деревушке Гуквальды. Он был девятым из 14 детей учителя средней школы. Его отец, кроме других предметов, преподавал музыку, был скрипачом, церковным органистом, руководителем и дирижером хорового общества. Мать также обладала незаурядными музыкальными способностями и познаниями. Она играла на гитаре, хорошо пела, а после смерти мужа исполняла партию Органа в местном костеле. Детство будущего композитора было бедным, но здоровым и привольным. Он навсегда сохранил душевную близость к природе, уважение и любовь к моравским крестьянам, которые были воспитаны в нем с малых лет.
Лишь до 11 лет прожил Леош под родительским кровом. Его музыкальные способности и звонкий дискант решили вопрос о том, куда следует, определить ребенка. Отец отвез его в Брно к Павлу Кржижковекому - моравскому композитору и собирателю фольклора. Леош был принят в церковный хор Старобрненского августинского монастыря. Мальчики-певчие жили при монастыре на казенный счет, посещали общеобразовательную школу и проходили музыкальные дисциплины под руководством строгих наставников-монахов. Композицией с Леошем занимался сам Кржижковский. Воспоминания о жизни в Старобрненском монастыре нашли отражение во многих сочинениях Яначека. Атмосфера высокой и древней моравской культуры, осознанная в те годы, воплотилась в одной из вершин творчества композитора - "Глаголической мессе" (1926). Впоследствии Яначек закончил курс пражской Органной школы, совершенствовался в Лейпцигской и Венской консерваториях, но при всем глубоком профессиональном фундаменте, в главном деле своей жизни-творчестве — настоящего большого руководителя у него не было. Все, чего он достиг, было завоевано не благодаря школе и многоопытным советчикам, а совершенно самостоятельно, путем трудных исканий, подчас методом проб и ошибок. С первых шагов на самостоятельном поприще Яначек - не просто музыкант, но и учитель, фольклорист, дирижер, музыкальный критик, теоретик, организатор филармонических концертов и Органной школы в Брно, музыкальной газеты и кружка по изучению русского языка. Долгие годы композитор трудился и боролся в провинциальной безвестности. Пражская профессиональная среда его долго не признавала, только один Дворжак ценил и любил своего младшего коллегу. В то же время укоренившееся в столице позднеромантическое искусство было чуждо моравскому мастеру, опиравшемуся на народное творчество и на интонации живой звучащей речи.
С 1886 г. композитор вместе с этнографом Ф. Бартошем каждое лето проводил в фольклорных экспедициях. Он опубликовал множество записей моравских народных песен, создал их концертные обработки, хоровые и сольные. Им двигало стремление противопоставить отвлеченности - жизненность, древности - сегодняшний день, выдуманной легендарной обстановке - конкретность народного быта, обобщенным героям-символам - простых людей с горячей человеческой кровью. Этого удалось достигнуть лишь в третьей опере "Ее падчерица". В этой опере уже нет прямых цитат, хотя вся она - сгусток стилистических черт и признаков, ритмов и интонаций моравских песен, народной речи. Опера была отвергнута Пражским национальным театром, и понадобилось 13 лет борьбы, чтобы великолепное произведение, сегодня идущее в театрах всего мира, проникло наконец на столичную сцену. В начале XX в. у Яначека отчетливо проявляются социально-критические тенденции. Он испытывает сильное влияние русской литературы - Гоголя, Толстого, Островского. Он пишет фортепианную сонату "С улицы" и помечает ее датой 1 октября 1905 г., когда австрийские солдаты разгоняли в Брно молодежную демонстрацию, а затем - трагические хоры на ст. рабочего поэта Петра Безруча "Кантор Гальфар", "Маричка Магдонова", "70000" (1906). Особенно драматичен хор «Маричка Магдонова» о гибнущей, но не покорившейся девушке, вызывавший всегда бурную реакцию зала. К тому же времени относятся первые наброски симфонической рапсодии "Тарас Бульба", полностью завершенной композитором в разгар первой мировой войны, когда правительство Австро-Венгрии гнало чешских солдат воевать против русских.
Последнее десятилетие жизни и творчества композитора (1918-28) четко ограничено историческим рубежом 1918 г. (конец войны, конец трехсотлетнего австрийского ига) и одновременно поворотом в личной судьбе Яначека, началом его мировой славы. В этот период его творчества, который можно назвать лирико-филосафским, созданы самая лирическая из его опер "Катя Кабанова" (по "Грозе" Островского, 1919-21). поэтичная философская сказка для взрослых "Приключения лисички-плутовки" (по новелле Р. Тесноглидека, 1921-23), а также оперы "Средство Макропулоса" (по одноименной пьесе К. Чапека, 1925) и "Из мертвого дома" (по "Запискам из мертвого дома" Ф. Достоевского, 1927-28). Кроме этого - многочисленные хоровые и камерно-инструментальные сочинения, в т. ч. 2 квартета. Как сказал в свое время об этих сочинениях Б. Асафьев, Яначек словно молодел с каждым из них.

Смерть настигла Яначека неожиданно: во время отдыха летом в Гуквальдах он простудился и умер от воспаления легких. Хоронили его в Брно. Собор Старобрненского монастыря, где он учился и мальчиком пел в хоре, был переполнен толпами взволнованных людей. Казалось невероятным, что ушел тот, над кем словно были не властны годы и старческие недуги.

Творчество
Спойлер:
Современники не до конца поняли, что Яначек - один из основоположников музыкального мышления и музыкальной психологии XX в. Его речь с сильным местным акцентом казалась чересчур дерзкой для эстетов, оригинальные творения, философские взгляды и теоретическое мышление подлинного новатора воспринимались как курьез. При жизни он снискал репутацию недоучки, примитива, местечкового фольклориста. Лишь новый опыт современного человека к концу столетия открыл нам глаза на личность этого гениального художника, и начался новый взрыв интереса к его творчеству. Теперь прямолинейность его взгляда на мир не нуждается в смягчении, острота звучания его аккордов не требует шлифовки. Современный человек видит в Яначеке своего соратника, глашатая общечеловеческих принципов прогресса, гуманизма, бережного уважения законов природы.

Избранные сочинения
Спойлер:
Оперы и балет
Шарка (Sarka, 1887-1888; премьера Брно, 1925)
Начало романа (Pocatek romfnu, 1891; премьера Брно, 1894)
Енуфа (Jenufa, также известна под названием "Ее падчерица" 1894-1903; премьера Брно, 1904)
Судьба (Osud, 1903-1904; премьера Брно, 1958)
Путешествия г-на Броучека (Vylety pane Brouckovy, 1908-1917; премьера Прага, 1920)
Катя Кабанова (Kata Kabanova, 1919-1921, по драме А. Н. Островского "Гроза"; премьера Брно, 1921)
Приключения лисички-плутовки, также Лисичка-плутовка (Prihody lisky bystrousky, 1921-1923; премьера Брно, 1924)
Средство Макропулоса (Vec Makropulos, 1923-1925, по К. Чапеку; премьера Брно, 1926)
Из мёртвого дома (Z mrtveho domu, 1927-1928, по Ф. М. Достоевскому; премьера Брно, 1930)
Ракош Ракочи (Rakos Rakoczy), балет с пением (Брно, 1891)

Симфоническая музыка
Сюита для струнного оркестра (1877)
Идиллия для струнного оркестра (1878)
Лашские танцы (чеш. Lasske tance, 1889-1890)
Ганацкие танцы (чеш. Hanacke tance, 1889-1890)
Сюита, op.3 (1891)
Ревность, увертюра (чеш. Zarlivost, 1894)
Дитя бродячего музыканта, баллада для оркестра (чеш. Sumarovo dite, 1912)
Тарас Бульба, рапсодия для оркестра, по Гоголю (чеш. Taras Bulba, 1915-1918)
Бланицкая баллада, симфоническая поэма (чеш. Balada blanicka, 1920)
Симфониетта (1926)

Хоровые сочинения
Господи, помилуй. Для четырёх солистов, двойного смешанного хора, органа, арфы и медных (1896)
Amarus. Лирическая кантата для солистов, хора и оркестра (1897)
Отче наш. Кантата для тенора, хора и фортепиано (1901)
Элегия на смерть моей дочери Ольги. Кантата для тенора, хора и фортепиано (1903)
Zdravas Maria для тенора, хора и органа (1904)
Na Solani Cartak. Кантата для мужского хора с оркестром (1911)
Вечное Евангелие. Легенда для солистов, хора и оркестра (1914)
Глаголическая месса. Кантата для солистов, хора и оркестра и органа (1926)

Камерная музыка
Романс для скрипки и фортепиано (1879)
Dumka для скрипки и фортепиано (1880)
Скрипичная соната (1913-1921)
Pohadka для виолончели и фортепиано (1910)
Престо для виолончели и фортепиано (1910)
Струнный квартет Nr.1, по повести Л. Толстого "Крейцерова соната" (1923)
Струнный квартет Nr.2 Личные письма (1928)
Mladi. Сюита для духового секстета (1924)
Концертино для фортепиано и камерного ансамбля (1926)
Каприччио для фортепиано (левая рука) и камерного ансамбля (1926)

Фортепианные сочинения
Zdenciny variace. Тема с вариациями (1880)
Narodni tance na Morave (1891-1893)
Po zarostlem chodnicku (1901-1908)
Sonata 1. X. 1905 "Z ulice" (1905)
V mlhach (1912)
Vzpominka (1928)

Песни
Jarni pisen (1897; новая редакция - 1905)
Zapisnik zmizeleho. Для тенора, альта, трех женских голосов и фортепиано (1917-1919)

Незавершенные сочинения
Дунай. Симфония в 4-х частях (чеш. Dunaj, 1923-1928)
Странствия душеньки. Концерт для скрипки с оркестром (чеш. Putovani dusicky, 1926)
Месса Es-dur для хора и органа (1907-1908)
Шлюк и Яу (чеш. Trunda a Lajda), музыка к фарсу Г. Гауптмана (1928)


[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

__________________
CLIPER вне форума Ответить с цитированием