Показать сообщение отдельно
Старый 16.12.2017, 07:37   #91
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Великие композиторы и музыканты

Морис Равель



Дата рождения: 7 марта 1875
Место рождения: Сибур
Дата смерти: 28 декабря 1937 (62 года)
Место смерти: Париж, Франция
Страна: Франция
Профессии: композитор, дирижёр
Эпоха: неоклассицизм-импрессионизм


Жозеф Морис Равель - французский композитор, дирижёр, один из реформаторов музыки XX века

В музыке М. Равеля - крупнейшего французского композитора, великолепного мастера музыкального колорита сочетаются импрессионистическая мягкость и размытость звучаний с классической ясностью и стройностью форм. В облике Равеля законченно полное выражение получили отдельные истинно французские черты, его творчество естественно и закономерно входит в общую панораму французского искусства. В один ряд с ним хочется поставить А. Ватто с мягким очарованием его групп в парке и скрытой от мира скорбью Пьеро, Н. Пуссена с величаво-спокойным обаянием, живую подвижность смягченно-точных портретов О. Ренуара. Хотя Равеля справедливо называют композитором-импрессионистом, однако характерные черты импрессионизма проявились у него лишь в некоторых произведениях, в остальных же преобладает классическая четкость и соразмерность структур, чистота стиля, ясность линий и ювелирность в отделке деталей.


Биография
Спойлер:
Морис Равель родился 7 марта 1875 года в городе Сибур на юге Франции. В 1882 году начал заниматься фортепиано у Анри Гиз, с 1887 года занимался гармонией у Шарля Рене. Город Сибур находился на самой границе с Испанией, где в это время служил его отец инженер-путеец, страстный любитель музыки, прививший эту любовь своему сыну. В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию, которую окончил по классу фортепиано. Молодому музыканту очень много помогал его учитель Шарль де Берио, известный пианист того времени. Однако интерес к импровизации, созданию композиции появился у Равеля после знакомства с творчеством "подпольного" родоначальника музыкального импрессионизма и просто экстравагантного композитора Эрика Сати, а также личной встречи с другим композитором и пианистом - Рикардо Виньесом. Именно после этого у Мориса появилась страсть к сочинительству. Спустя двадцать и тридцать лет, несмотря на сложные личные отношения, Равель неоднократно подчёркивал, сколь многим в своём творчестве он обязан Сати и называл его не иначе, как своим "Предтечей" или "Прекурсором".
На последнем году обучения он попал в класс к крупному французскому композитору Габриэлю Форе. По его инициативе Равель сочинил цикл произведений на испанские мелодии - "Хабанеру", "Павана на смерть инфанты", "Старинный менуэт". После окончания консерватории в 1900-1914 годах он пишет множество сочинений. Как и у большинства новаторов, творчество Мориса Равеля некоторое время не было признано в профессиональных академических кругах. Так, Морис Равель целых три раза подряд участвовал в конкурсе на получение Римской Премии: в 1901, 1902 и 1903 году. Первый раз он проиграл состязание Андре Капле (получив так называемую "Малую римскую премию"), второй раз - ученику профессора Шарля Леневе Эме Кунцу, и наконец, в третий раз его обошёл Рауль Лапарра, также ученик Леневе. В 1904 году Равель уже сознательно воздерживается от участия в конкурсе, чтобы собраться с силами для последней попытки. Это был последний возможный для него год, поскольку в дальнейшем он уже не мог претендовать на соискание премии ввиду того, что приближался к установленному для участников конкурса предельному возрасту - тридцати годам. Наконец, в 1905 году Морис Равель, уже широко исполняемый и известный в Париже музыкант-новатор (по совету симпатизировавшего ему Габриэля Форе) в последний раз просит допустить его к участию в конкурсе.
И вот, в результате этого, четвёртого и последнего выдвижения разразилось так называемое "скандальное дело Равеля", немало укрепившее славу молодого музыканта и одновременно покрывшее исторической позолотой французских академиков от музыки… В ответ на свою заявку Морис Равель получает уклончивый официальный отказ в допущении к конкурсу с формальной ссылкой на возрастные ограничения (которые к тому моменту ещё не наступили). Весной 1905 года, после "скандального дела Равеля", в жизни композитора прошла строгая черта. Равель окончательно порвал с консерваторией и академическими кругами. Не допущенный к конкурсу, он, тем не менее, вышел победителем в глазах всего музыкального и интеллектуального общества. К нему приковано всеобщее внимание, его известность возрастает буквально с каждым днём, его сочинения издаются нарасхват, исполняются в концертах, о нём говорят и спорят. Впервые Равель становится вторым лидером музыкального импрессионизма и выходит на одну высоту с Клодом Дебюсси, композитором, которого он прежде всегда уважал.
В первый же месяц войны с Германией Морис Равель попал в число мобилизуемых в действующую армию. Однако, несмотря на хорошее состояние здоровья, медицинская комиссия не приняла его ни в один род войск. Причиной тому был слишком маленький рост Равеля, не подходивший ни под один из армейских стандартов, и, как следствие, явно недостаточный для солдата вес тела. В течение трёх месяцев Равель, используя все свои связи, упорно добивался, чтобы его всё же приняли в действующую армию. В конце концов, в октябре 1914 года он добился своего и был принят добровольцем в автомобильный дивизион, где и прослужил шофёром грузовика чуть более трёх лет, сначала при инфантерии, а потом при авиационном полку. В начале 1918 года, совершенно подорвав на службе своё здоровье, он был комиссован по болезни. Патриотический порыв Равеля уже после войны не раз служил предметом для ехидных подтруниваний его вечного "учителя" и соперника, Эрика Сати, поскольку оба они, и Равель, и Сати относились к государству чрезвычайно недоверчиво и скептически.
После войны в музыке Равеля стало преобладать эмоциональное начало. Поэтому от сочинения опер он переходит к созданию инструментальных пьес и пишет сюиту "Гробница Куперена". Примерно в это же время Морис Равель знакомится со знаменитым русским продюсером и постановщиком С. Дягилевым, ставящим в Париже "Русские сезоны". Специально по его заказу ставится балет на музыку Равеля "Дафнис и Хлоя", в главной партии В. Нижинский - великий русский танцовщик. Затем будет поставлен ещё один балет, "Вальс". Сочинение после премьеры стало использоваться как отдельное произведение. Наступает время расцвета славы Мориса Равеля. Однако популярность и известность гнетут композитора, и он переезжает из Парижа в местечко Монфор-Ламори, что в принципе не означает отказ от дальнейшей музыкальной деятельности. Равель много гастролирует: выступает с турами в Италии, Голландии и Англии. И всюду его встречал восторженный приём благодарных почитателей. По заказу русского дирижёра С. Кусевицкого Равель выполняет оркестровку "Картинок с выставки" М. П. Мусоргского. Всё это происходит во время работы Мориса над самым известным его произведением "Болеро". В нём композитор пытался соединить классические традиции с ритмами испанской музыки. Замысел этого произведения принадлежит знаменитой балерине Иде Рубинштейн. В 1925 году М. Равель завершил работу над новаторским произведением "Дитя и чудеса (волшебство)". Оно было названо оперой-балетом. В 1929 году композитор становится почётным доктором музыки Оксфордского университета. В 1932 году Равель вновь совершает турне по Европе вместе с выдающейся пианисткой Маргаритой Лонг. В это же время он начинает работать над новым произведением - балетом 2Жанна д’Арк". Однако попадает в автомобильную катастрофу, и работа прекращается.
Начиная с 1933 года Равель страдал от серьёзного неврологического заболевания, ставшего, возможно, последствием черепно-мозговой травмы, которую он получил в автокатастрофе. Последним произведением тяжело больного композитора были "Три песни" к первому звуковому фильму "Дон Кихот". Они были написаны для русского певца Ф. И. Шаляпина.

Композитор умер 28 декабря 1937 года в Париже после неудачно проведённой операции на головном мозге, предпринятой с целью лечения афазии. Похоронен на кладбище парижского пригорода Леваллуа-Перре.

Творчество
Спойлер:
Творческое наследие композитора не поражает количеством произведений, объем их как правило невелик. Подобный миниатюризм связан с отточенностью высказывания, отсутствием "лишних слов". В отличие от Бальзака у Равеля было время "писать короткие рассказы". Обо всем, что связано с творческим процессом, мы можем лишь догадываться, т.к. композитор отличался скрытностью как в вопросах творчества, так и в области личных переживаний, духовной жизни. Никто не видел, как он сочинял, не находили эскизов или набросков, его произведения не носили следов переделок. Однако удивительная точность, выверенность всех деталей и оттенков, предельная чистота и естественность линий - все говорит о внимании к каждой "мелочи", о длительной работе.
Равель не относится к числу композиторов-реформаторов, сознательно изменявших средства выражения и осовременивавших темы искусства. Стремление донести людям то глубоко личное, интимное, что он так не любил выражать словами, заставляло его говорить на всеобщем, естественно сложившемся и понятном музыкальном языке. Круг тем равелевского творчества очень широк. Часто композитор обращается к чувствам глубоким, ярким и драматичным. Его музыка всегда удивительно человечна, ее обаяние и пафос близки людям. Равель не стремится решать философские вопросы и проблемы мироздания, охватить в одном произведении большой круг тем и найти связь всех явлений. Иногда он концентрирует свое внимание не на каком-то одном - значительном, глубоком и многогранном чувстве, в других случаях с ноткой затаенной и пронзительной грусти говорит о красоте мира. Хочется всегда с чуткостью и осторожностью обращаться к этому художнику, интимное и хрупкое искусство которого нашло путь к людям и завоевало их искреннюю любовь.

Сочинения
Спойлер:
"Старинный менуэт" для симфонического оркестра (1895)
"Шехеразада", увертюра для симфонического оркестра (1898)
"Павана на смерть инфанты" для фортепиано (1899), для оркестра (1910)
"Игра воды" для фортепиано (1901)
Струнный квартет № 1 (1903)
"Шехеразада", цикл песен для сопрано или тенора с оркестром (1903)
Сонатина для фортепиано (1905)
"Отражения" для фортепиано (1905)
"Испанская рапсодия" для симфонического оркестра (1907)
"Испанский час", опера (1907)
"Ночной Гаспар", или "Призраки ночи" для фортепиано (1908)
"Матушка Гусыня", пьесы для фортепиано (1908-1910), для оркестра (1911), балет
"Благородные и сентиментальные вальсы" для фортепиано (1911), для оркестра (1912)
"Дафнис и Хлоя", балет (1912)
Фортепианное трио ля минор (1914)
"Гробница Куперена", фортепианная сюита (1917), 4 пьесы оркестрованы (1919)
"Вальс", хореографическая поэма для оркестра (1920)
"Цыганка", концертная рапсодия для скрипки и фортепиано (или оркестра) (1924)
"Дитя и волшебство", опера (1925)
"Мадагаскарские песни", цикл песен для сопрано, флейты, виолончели и фортепиано (1926)
Соната № 2 для скрипки и фортепиано (1927)
"Болеро" для симфонического оркестра (1928)
Концерт № 1 соль мажор для фортепиано и симфонического оркестра (1931)
Концерт № 2 ре мажор для фортепиано (для левой руки) и симфонического оркестра, посвящён Паулю Витгенштейну (1930)
"Три песни Дон Кихота к Дульсинее", цикл песен для баритона и симфонического оркестра (1933)


[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

__________________
CLIPER вне форума Ответить с цитированием
Пользователь сказал cпасибо:
idealist (20.12.2017)