Показать сообщение отдельно
Старый 20.12.2017, 16:50   #92
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Великие композиторы и музыканты

Сергей Иванович Танеев



Дата рождения: 25 ноября 1856
Место рождения: Владимир
Дата смерти: 19 июня 1915 (58 лет)
Место смерти: Дютьково под Звенигородом, Московская губерния
Страна: Российская империя
Профессии: композитор, пианист, педагог, учёный
Эпоха: романтизм


Сергей Иванович Танеев - русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель.

В русской музыке рубежа веков С. Танеев занимает совершенно особое место. Выдающийся музыкально-общественный деятель, педагог, пианист, первый в России крупный ученый-музыковед, человек редких нравственных достоинств, Танеев был признанным авторитетом в культурной жизни своего времени. Однако главное дело его жизни, композиторское творчество, далеко не сразу нашло подлинное признание. Причина не в том, что Танеев - новатор-радикал, заметно опередивший свою эпоху. Напротив, многое в его музыке воспринималось современниками как устаревшее, как плод "профессорской учености", сухой кабинетной работы. Странным и несвоевременным казался интерес Танеева к старым мастерам, к И. С. Баху, В. А. Моцарту, удивляла приверженность классическим формам и жанрам. Лишь позднее пришло понимание исторической правоты Танеева, искавшего для русской музыки прочной опоры в общеевропейском наследии, стремившегося к универсальной широте творческих задач.


Биография
Спойлер:
Родился 13 ноября 1856 года во Владимире. Принадлежал к роду дворян, ведущему свою историю с XV века. Его отец, Иван Ильич Танеев - помещик, статский советник, магистр словесности, врач, музыкант-любитель. С пяти лет учился игре на фортепиано, сначала у M. А. Миропольской, затем у В. И. Полянской. После переезда в Москву поступил в только что открывшуюся консерваторию (1866). До 1869 занимался в младших классах у Э. Л. Лангера (фортепиано, элементарная теория музыки и сольфеджио). В 1869-1875 годах продолжил занятия в классе фортепиано Н. Г. Рубинштейна, гармонии, инструментовки и свободного сочинения П. И. Чайковского, контрапункта, фуги и музыкальной формы Н. А. Губерта. Был любимым учеником П. И. Чайковского.
В 1875 году окончил Московскую консерваторию по классу Н. Г. Рубинштейна (фортепиано) и П. И. Чайковского (композиция) с золотой медалью. Выступал на концертах как пианист-солист и в ансамбле. Первый исполнитель многих фортепианных произведений Чайковского (Второго и Третьего фортепианных концертов, доработал последний после смерти композитора), исполнитель собственных сочинений. С 1878 по 1905 год работал в Московской консерватории (с 1881 года - профессор), где вёл классы гармонии, инструментовки, фортепиано, композиции, полифонии, музыкальной формы. В 1885-1889 годах занимал должность директора Московской консерватории. В это время и до конца своей жизни композитор проживал со своей няней в съёмном доме в Малом Власьевском переулке. В 1905 году в знак протеста против авторитарных методов руководства покинул консерваторию и больше в неё не возвращался, несмотря на просьбы профессоров и учеников. Был одним из основателей и педагогов Народной консерватории (1906 год). Танеев участвовал в работе Пречистенских рабочих курсов для рабочих, изучал музыкальный фольклор, занимался с учениками частным образом (всегда безвозмездно).

На похороны А. Н. Скрябина, умершего 14 (27) апреля 1915 года, Танеев пришёл простуженный и получил осложнение, простуда перешла в пневмонию, и через два месяца он скончался. Был похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.

Творчество
Спойлер:
Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского, а также И. С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития. В своих сочинениях он тяготел к нравственно-философской проблематике. Такова, например, его единственная опера - "Орестея" (1894, по Эсхилу) - образец претворения античного сюжета в русской музыке. Его камерно-инструментальные произведения (трио, квартеты, квинтеты) принадлежат к лучшим образцам этого жанра в русской музыке. Один из создателей лирико-философской кантаты в русской музыке ("Иоанн Дамаскин", "По прочтении псалма"). Возродил популярный в отечественной музыке XVII-XVIII веков жанр - хоры a cappella (автор более 40 хоров). В инструментальной музыке особое значение придавал интонационному единству цикла, монотематизму (4-я симфония, камерно-инструментальные ансамбли). Сочинял и романсы.
Танеев был прирожденным педагогом. Прежде всего потому, что собственный творческий метод он выработал совершенно сознательно и мог научить других тому, чему научился сам. Центром тяжести при этом становилась не индивидуальная стилистика, а общие, универсальные принципы музыкальной композиции. Поэтому столь различен творческий облик композиторов, прошедших через класс Танеева. С. Рахманинов, А. Скрябин, Н. Метнер, Ан. Александров, С. Василенко, Р. Глиэр, А. Гречанинов, С. Ляпунов, З. Палиашвили, А. Станчинский и многие другие - каждому из них Танеев сумел дать ту общую основу, на которой расцвела индивидуальность ученика.
Многообразная творческая деятельность Танеева, безвременно прервавшаяся в 1915 г., имела огромное значение для отечественного искусства. По словам Асафьева, "Танеев... был источником великой культурной революции в русской музыке, последнее слово которой еще далеко не сказано..."

Сочинения
Спойлер:
Основные произведения композитора:
Опера "Орестея" (1-я постановка - 1895, Петербург)
Кантаты "Иоанн Дамаскин", "По прочтении псалма", "Cлавa H. Г. Рубинштейнy", "Я памятник себе воздвиг".
4 симфонии (1874-98), увертюры, концерт для фортепиано с оркестром
Камерно-инструментальные ансамбли (20) - трио (в том числе фортепианное, 1908), квартеты (в том числе фортепианный, 1906), квинтеты (в том числе фортепианный, 1911)
Для фортепиано - Прелюдия и фуга соль-диез минор и др.
Канцона для кларнета (виолончели) и оркестра
Хоры a cappella
Хоры без обозначения opus’a: "Венеция ночью" (Фет), "Ноктюрн" (Фет), "Веселый час" (Кольцов)-1880 год; "Песня короля Регнера" (Языков), "Вечерняя песня" (Хомяков)-1882 год.
Ор. 8. "Восход солнца" (Тютчев).
Ор. 10. "Из края в край" (Тютчев).
Ор. 15. Два хора a capella для четырёх смешанных голосов (1900): № 1. "Звезды" (Хомяков), "Московскому Синодальному хору; № 2. "Альпы" (Тютчев), И. А. Мельникову.
Ор. 23. Ночи. Три терцета a capella для сопрано, альта и тенора (Тютчев). Могут исполняться также и хором (1907): № 1. "Сонет Микель-Анджело"; № 2. "Рим ночью"; № 3. "Тихой ночью".
Ор. 24. Два квартета a capella для двух сопрано, альта и тенора (Пушкин). Могут исполняться также и хором (1907): № 1. "Монастырь на Казбеке"; № 2. "Адели".
Ор. 27. Двенадцать хоров a capella для смешанных голосов (Полонский). Посвящается хору Московских Пречистенских курсов для рабочих (1909): № 1. "На могиле"; № 2. "Вечер"; № 3. "Развалину башни"; № 4. "Посмотри, какая мгла"; № 5. "На корабле"; № 6. "Молитва"; № 7. "Из вечности музыка вдруг раздалась"; № 8. "Прометей"; № 9. "Увидал из-за тучи утес"; № 10. "Звезды"; № 11. "По горам две хмурых тучи"; № 12. "В дни, когда над сонным морем".
Ор, 35. Шестнадцать хоров a capella для мужских голосов (Бальмонт). Посвящается Хоровому Обществу чешских учителей (1914): № 1. "Тишина"; № 2. "Призраки"; № 3. "Сфинкс"; № 4. "Заря"; № 5. «Молитва»; № 6. «В пространствах эфира»; № 7. «И сон и смерть»; № 8. «Небесная роса»; № 9. "Мертвые корабли"; № 10. "Звуки прибоя"; № 11. "Морское дно"; № 12. "Морская песня"; № 13. «Тишина»; № 14. «Гибель»; № 15. «Белый лебедь»; № 16. «Лебедь».
Посмертные издания - хоры "Сосна" (Лермонтов) и "Фонтан" (Козьма Прутков) - ранние произведения (1877 и 1880), впервые опубликованные в журнале "Советская музыка", 1940, № 7.
Камерно-вокальные ансамбли с фортепиано и a cappella
55 романсов


[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

__________________
CLIPER вне форума Ответить с цитированием
Пользователь сказал cпасибо:
idealist (20.12.2017)