Показать сообщение отдельно
Старый 22.12.2017, 07:50   #100
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Великие композиторы и музыканты

Франц Легар



Дата рождения: 30 апреля 1870
Место рождения: Коморн
Дата смерти: 24 октября 1948 (78 лет)
Место смерти: Бад-Ишль
Страна: Австро-Венгрия, Австрия
Профессии: композитор, дирижёр
Эпоха: романтизм


Франц (Ференц) Легар - венгерский и австрийский композитор, дирижёр. Наряду с Иоганном Штраусом и Имре Кальманом - крупнейший композитор венской оперетты, основоположник её "неовенского" этапа в начале XX века.

Творчество Легара во многом определило стиль новой венской оперетты, в которой место гротесковых сатирических буффонад заняли бытовая музыкальная комедия и лирическая драма, с элементами сентиментальности. Стремясь приблизить оперетту к опере, Легар углубляет драматические коллизии, развивает музыкальные номера почти до оперных форм, широко применяет лейтмотивы. Эти черты, наметившиеся еще в "Цыганской любви", особенно проявились в опереттах "Паганини" (ее сам Легар считал романтической), "Царевич", "Фридерика, "Джудитта". Современные критики называли лирические оперетты Легара "легариадами". Сам Легар назвал свою "Фридерику" (из жизни Гёте, с музыкальнами номерами на его стихи) зингшпилем.
Оперетты Легара - это глубоко авторский музыкальный театр, отмеченный яркой индивидуальностью композитора, "неконтролируемой лирической силой" его музыки. Отличительной особенностью особенно поздних оперетт Легара является драматизм сюжета, впечатляющий мелодический лиризм, единство музыкально-драматического действия, глубокий, фактически оперный, психологизм музыкальных характеристик. Ещё одна особенность - широкое использование национальной мелодики, австрийской, венгерской и славянской.


Биография
Спойлер:
Франц Легар, сын военного капельмейстера Франца Легара и его жены венгерки Христины Нейбрандт, родился 30 апреля 1870 года в венгерском городке Комморне. Сюда забросила отца кочевая армейская жизнь. Рождение первенца не могло изменить ее уклада. В пять лет он не только знал ноты, но мог импровизировать на заданную тему, даже при накрытой полотенцем клавиатуре - трюк, приписываемый маленькому Моцарту. В шесть лет написал песню с собственным текстом, посвятив ее матери. В 1882 году Легар успешно выдержал довольно трудный экзамен в Пражскую консерваторию. Франц стал учеником профессора Ферстера по теории музыки и директора Беневитца по классу скрипки.
В 1884 году полк отца перевели в Прагу. Теперь Франц-младший мог снова жить в семье. На старших курсах консерватории директор Беневитц познакомил его с Антонином Дворжаком, шестнадцатилетний юноша и семидесятилетний маститый композитор сблизились. Дворжак сыграл юному другу несколько своих новых композиций. Легар рискнул и, замирая от волнения, показал Дворжаку свои. Это были две сонаты, скерцо и каприччио. Дворжак просмотрел их очень внимательно. "Недурно, совсем недурно", - бормотал он. Дойдя до конца последней сонаты, он положил рукопись на стол и веско произнес: "Повесь скрипку на гвоздь и будь композитором!" Легар, давно уже бравший тайком частные уроки композиции у профессора 3. Фибиха, был окрылен. Он твердо решил бросить консерваторию и заниматься только у Фибиха.
Итак, полная самостоятельность и свобода! Конечно, Легар не хотел и думать о том, чтобы рассчитывать на помощь родителей. Представилась возможность поступать в музыкальный театр в Бармен-Эльберфельде первым скрипачом-концертмейстером, на жалованье 150 марок в месяц. Легар считал Бармен-Эльберфельд школой жизни, показавшей ему театр изнутри. Но интенсивная работа не позволяла сочинять. Громадная нагрузка не окупалась маленьким жалованьем.
В это время Легару-старшему удалось получить место военного капельмейстера в Вене. Ему нужен был солист-скрипач. Разумеется, он подумал о сыне. Отец и сын отлично сработались. Они разделили между собой дирижерские обязанности. Здесь, в Вене, Легар провел десять месяцев. Он написал несколько небольших сочинений, из которых вальс "Чары любви" и два марша были изданы. Но желание быть независимым берет верх. Франц, узнав, что освободилось место военного капельмейстера в венгерском городке Лошонце, становится в двадцать лет самым юным капельмейстером в австрийской армии. Стройный, элегантный, в красивом мундире, с маленькими русыми усиками, Легар покорял сердца обывателей Лошонца и, главным образом, разумеется, их дочек. Занятий ему хватало: помимо своих прямых обязанностей - репетиций и выступлений с оркестром, он основал квартет и давал уроки музыки. Но в нем крепла мечта об опере. Осенью 1893 года он начал сочинять две оперы: "Кирасир" и "Родриго". Ни одна из них не двинулась дальше первых сцен, но молодой композитор, что называется, набил руку, освоив многие технические трудности. Затем родилась "Кукушка" - первое крупное музыкально-драматическое произведение Легара.
"Кукушка" должна была решить судьбу Франца, быть ему композитором или же остаться капельмейстером. В вечер премьеры старый рабочий сцены театра в Лейпциге ободряюще похлопал по плечу трепещущего автора: "Поверьте мне, вы будете иметь успех". Это было 27 ноября 1896 года. Действительно, успех был. Однако "Кукушка" выдержала не много представлений. После Лейпцига она прошла в Кенигсберге, Будапеште (под названием "Татьяна"), наконец в Венской опере. «Кукушку» постигла странная участь: она нигде не проваливалась и нигде не имела настоящего успеха. После нескольких спектаклей и благоприятных печатных отзывов публика переставала интересоваться оперой, и произведение исчезало с афиши.
1 ноября 1899 года стало одним из звездных часов Франца Легара. Началась его служба в Вене - столице Австро-Венгрии и мировой оперетты, - пока в качестве капельмейстера 26-го пехотного полка. Когда его полк должны были перевести из Вены, он, не задумываясь, объявил командиру, что остается в Вене и навсегда покидает военную службу. Шел 1902 год.
Легар поступил в театр "Ан дер Вин" дирижером. Но он не оставил мысли о творчестве. Ему хотелось сотрудничать с профессиональным, маститым драматургом. Так он пришел к Виктору Леону - едва ли не самому талантливому и плодовитому театральному писателю того времени, автору либретто многих опер и оперетт. Премьера "Венских женщин" состоялась в театре "Ан дер Вин" в ноябре 1902 года. Наутро Легар прочел в газетах, что он - новая величина современной оперетты. Вскоре оперетта "Венские женщины" пошла в Берлине (под названием "Настройщик роялей") и в Лейпциге, где называлась "Ключ от рая". Премьера "Решетника" состоялась 20 декабря 1902 года. Затем "Решетник" прошел 225 раз подряд! В 1903 году Легар с Леоном и его соавтором Лео Штейном начали работу над опереттой "Божественный супруг". "Божественный супруг" шел и в других странах, в том числе и в России, но успех его был не долгим. Аналогичная судьба постигла и следующее произведение, премьера которого прошла в конце того же 1904 года в театре "Ан дер Вин", - оперетту "Шуточная свадьба".
И вот пришло время "Веселой вдовы". До последнего момента директор театра "Ан дер Вин" Карчаг настаивал на том, что музыка "Веселой вдовы" - это "никакая не музыка", премьеру ждет провал. Репетиции оперетты шли по ночам. Декорации были составлены из фрагментов оформления других оперетт, не было сшито ни одного костюма. Для участников бала в посольстве Карчаг разрешил взять туалеты из "Гейши". Перед самой премьерой директор предложил Легару отказаться от нее, получив некоторое вознаграждение, "лишь бы не позорить театр". Легар со слезами согласился; к счастью, исполнители главных ролей, Мицци Гюнтер и Карл Тройман, уговорили его не сдаваться: "Коли все уже потеряно, хоть раз, но сыграем". Уже первый акт оперетты потряс зрителей, аплодисментам не было конца, после второго акта разразилась овация, неслыханная даже в "Ан дер Вин", публика потребовала выхода авторов, и на сцену вместе с Легаром и актерами вышел раскланиваться улыбавшийся Карчаг - поистине опереточная ситуация. Легар победил: "Веселая вдова" покорила мир.
Новый крупный успех - оперетта "Княжеское дитя", поставленная 7 октября 1909 года в новом "Иоганн Штраус-театре", предназначенном специально для оперетты. Легар сходится с драматургами А. Вильнером и Р. Боданским, которые написали для него пьесу "Цыганская любовь". Не лишенное политических намеков либретто в соединении с первоклассной музыкой обусловили мировой резонанс другой оперетты "Граф Люксембург", которую Легар сочинял почти одновременно с «Цыганской любовью» и написал всего за три недели: Такое возможно только в расцвете творческих сил Композитор не особенно был доволен своей работой, называл ее неряшливой. Пресса назвала лейтмотивы "Цыганской любви" недостаточно своеобразными и упрекнула Легара в чрезмерном эксплуатировании своего таланта. В самом деле - это была его третья премьера в сезоне! Ставили в упрек также недостаток комического элемента. За рубежом успех "Цыганской любви" был большим, нежели на родине. "Ева" ("Фабричная девушка") - так называлось новое произведение. Премьера прошла в "Ан дер Вин" в начале 1914 года, и уже к 8 мая оперетта прошла 100 раз.
Началась Первая мировая война. Для оперетты наступил трудный период. Творческая растерянность чувствовалась и у Легара. Почти десятилетие не появлялось из-под его пера ничего, равного по значению "Веселой вдове" или "Графу Люксембургу". После "Евы", несколько растерявшись от упреков в "социалистических наклонностях", которых у него явно не замечалось, он покончил с "глупостями" и комизмом. Композитор начал писать так называемые "легариады" - оперетты, весьма мало схожие с "опереткой", предъявляющие драматизм, граничащий с трагедийностью, заканчивающиеся - вещь, запрещенная в оперетке, - несчастливо. Как правило, большого успеха "легариады" не имели.
Достигшего мировой славы композитора обвиняли в том, что он исписался. Легар не один преодолевал трудности. В 1923 году он оформил брак с Софи. Уже 20 лет они были вместе, проверили глубокую взаимную привязанность и пришли к решению. Друзья справедливо уверяли, что "Легар женился для того, чтобы быть свободным". Софи умела незаметно заботиться о нем, ни в чем его не стесняя. Легара ожидал новый взлет. За успехом творческим пришел и успех финансовый. В 1931 году Легар купил в Вене просторный дворец постройки 1740 года, принадлежавший моцартовскому либреттисту Людвигу Шиканедеру. Здесь композитор и жил до самой смерти.

Легар умер 24 октября 1948 года в 3 часа дня.

Творчество
Спойлер:
В основе творчества Легара - венгерские интонации и ритмы. Мелодии Легара легко запоминаются, отличаются проникновенностью, им свойственна "чувствительность", но они не выходят за рамки хорошего вкуса. Центральное место в опереттах Легара занимает вальс, однако, в отличие от светлой лирики вальсов классической венской оперетты, вальсы Легара характеризуются нервной пульсацией. Легар находил новые выразительные средства для своих оперетт, быстро осваивал новые танцы). Многие оперетты Легар неоднократно переделывал, обновлял либретто и музыкальный язык, и они шли в разные годы в разных театрах под другими названиями.
Легар придавал большое значение оркестровке, часто вводил народные инструменты, в т.ч. балалайку, мандолину, цимбалы, тарогато, чтобы подчеркнуть национальный колорит музыки. Его инструментовка эффектна, насыщенна и красочна; часто сказывается влияние Дж. Пуччини, с которым Легара связывала большая дружба; черты, родственные веризму и др., проявляются также в сюжетах и характерах некоторых героинь.

Сочинения
Спойлер:
Список оперетт:
Кукушка (Kukuschka) 27 ноября 1896, Stadtheater, Лейпциг
Венские женщины (Wiener Frauen), 21 ноября 1902, Театр Ан дер Вин, Вена
Решетник (Der Rastelbinder, название переводилось также как "Плетельщик корзин" или "Лудильщик"), 20 декабря 1902, Carltheater, Вена
Божественный супруг (Der Gottergatte), 20 января 1904, Carltheater. Вена
Шуточная свадьба (Die Juxheirat), 21 декабря 1904, Театр Ан дер Вин
Весёлая вдова (Die lustige Witwe), 30 декабря 1905, Театр Ан дер Вин
Троеженец (Der Mann mit den drei Frauen), январь 1908, Театр Ан дер Вин
Княжеское дитя (Das Furstenkind), 7 октября 1909, Театр Иоганна Штрауса, Вена
Граф Люксембург (Der Graf von Luxemburg), 12 ноября 1909, Театр Ан дер Вин, Вена
Цыганская любовь (Zigeunerliebe), 8 января 1910, Carltheater, Вена
Ева (Eva), 24 ноября 1911, Театр Ан дер Вин, Вена
Наконец одни (Endlich allein), 30 января 1914, Театр Ан дер Вин, Вена
Звездочёт (Der sterngucker), 1916
Там, где жаворонок поёт (Wo die Lerche singt), 1 февраля 1918, Королевская опера, Будапешт
Голубая мазурка (Die blaue Mazur), 28 мая 1920, Театр Ан дер Вин, Вена
Фраскита (Frasquita), 12 мая 1922, Театр Ан дер Вин, Вена
Танец стрекоз (Der Libellentanz), сентябрь 1922, Милан (переделка "Звездочёта")
Жёлтая кофта (Die gelbe Jacke), 9 февраля 1923, Театр Ан дер Вин, Вена
Кло-Кло (Clo-clo), 8 марта 1924, Burgertheater, Вена
Паганини (Paganini), 30 октября 1925, Театр Иоганна Штрауса, Вена
Царевич (Der Zarewitsch), 26 февраля 1926, Deutsches Kunstlertheater, Берлин
Жиголетта (Gigolette), 1926 (ещё одна переделка "Звездочёта")
Фридерика (Friederike), 4 октября 1928, театр "Метрополь", Берлин
Страна улыбок (Das Land des Lachelns), 10 октября 1929, театр "Метрополь", Берлин (новая редакция "Жёлтой кофты")
Как чуден мир (Schon ist die Welt), 3 декабря 1930, театр "Метрополь", Берлин (новая редакция оперетты "Наконец одни")
Джудитта (Giuditta), 20 января 1934, Вена, Государственная опера

Основные инструментальные произведения:
Фортепианные сонаты фа мажор и ре минор
Фантазия для фортепиано (1887-1888)
Концертино для скрипки с оркестром (1888)
Il Guado. Симфоническая поэма для фортепиано с оркестром (1894)
Вальс "Золото и серебро" (Gold und Silber). Opus. 79 (1902)
Eine Vision. Meine Jugendzeit. Увертюра для оркестра (1907)
Вальс "На сером Дунае" (An der grauen Donau) (1921)
Венгерская фантазия. Opus. 45 для скрипки с оркестром (1935)


[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

__________________
CLIPER вне форума Ответить с цитированием
Пользователь сказал cпасибо:
idealist (22.12.2017)