Показать сообщение отдельно
Старый 23.12.2017, 08:18   #106
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Великие композиторы и музыканты

Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов



Дата рождения: 19 ноября 1859
Место рождения: Гатчина, Российская империя
Дата смерти: 28 января 1935 (75 лет)
Место смерти: Москва, РСФСР, СССР
Страна: Российская империя, СССР
Профессии: композитор, дирижёр
Эпоха: романтизм


Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (настоящая фамилия - Иванов) - русский композитор, дирижёр.

Когда думаешь о советских композиторах старшего поколения, к которым принадлежал М. Ипполитов-Иванов, невольно поражаешься многогранности их творческой деятельности. И Н. Мясковский, и Р. Глиэр, и М. Гнесин, и Ипполитов-Иванов активно проявили себя в различных областях в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции.
Личность композитора, проявившего разносторонность своего дарования в симфонической, хоровой, оперной и камерной музыке, редко удостаивается внимания современных исследователей. В лучшем случае, они ограничиваются обзором творческого наследия, не найдя благодатной почвы, «нерва» проблемы в жизни автора. Действительно, в отличие от драматических судеб Мусоргского, Прокофьева или Шостаковича, жизнь Ипполитова-Иванова можно было бы назвать образцом стабильности и благополучия: родился – в пригороде столицы, в хорошей семье, учился у лучших музыкальных педагогов, женился на сокурснице по консерватории.


Биография
Спойлер:
Михаил Иванов родился в Гатчине под Санкт-Петербургом, творческий псевдоним Ипполитов-Иванов появился в годы обучения в консерватории. В семье, где весьма приветствовалось увлечение музыкой, мальчик получает хорошее базовое домашнее музыкальное образование, потом в 1872-1875 гг. посещает классы для малолетних певчих при Исаакиевском соборе Петербурга, и затем поступает в Петербургскую консерваторию, где его учителями становятся Н.А. Римский-Корсаков, Ю.И. Иогансен, И.О. Ферреро, К.Ю. Давыдов.
Римский-Корсаков выделяет способного юношу из числа студентов и знакомит его с другими участниками "Могучей кучки", что во многом предопределяет его музыкальные воззрения. Под руководством своего учителя Ипполитов-Иванов пишет первое серьезное оркестровое произведение – увертюру "Яр-Хмель". Здесь же в консерватории он знакомится с вокалисткой Варварой Зарудной - представительницей известного рода Зарудных, давшего России немало талантливых и знаменитых людей.
Поначалу отношения будущего композитора и певицы были чисто дружескими и профессиональными. Нередко на музыкальных вечерах у Римского-Корсакова, Ипполитов-Иванов слушал в исполнении Зарудной фрагменты новых опер Римского-Корсакова, Бородина, Кюи. Симпатия молодых людей крепла, но, что называется, не переходила за рамки. Однако не зря говорят, что разлука для любви как ветер для огня: слабый огонь погасит, а сильный – только раздует. Расставшись летом 1881 года на каникулы, студенты вступают в активную переписку, и зародившаяся симпатия перерастает в глубокое чувство, которое им было суждено пронести через всю жизнь. Молодые люди заканчивают консерваторию в 1882 году: он - по классу композиции Римского-Корсакова, а она – по классу вокала Камилло Эверарди. А в 1883 году Михаил Михайлович и Варвара Михайловна обвенчались.
Молодой выпускник консерватории сразу получает место директора Музыкального училища в Тифлисе и дирижера симфонических собраний Тифлисского отделения Императорского Русского Музыкального Общества. С 1884 года он также становится дирижером местного оперного театра. Там же начинает оперную карьеру и Зарудная, солируя не только в первых оперных опусах своего супруга "Руфь" и "Азра", но и в операх Чайковского, Гуно, Верди. Впоследствии, после отъезда из Тифлиса, Зарудная больше не вернется на оперную сцену, перейдя в камерный жанр и развернув большую научно-педагогическую работу (в частности, она была одним из основателей оперной студии Московской консерватории).
Грузинский период в творчестве молодого Ипполитова-Иванова без преувеличения можно назвать "золотым", именно тогда были написаны две всемирно знаменитые оркестровые сюиты "Кавказские эскизы" и "Иверия", а также многочисленные произведения в других жанрах. В Грузии он реализует себя не только как композитор и дирижер, но и как музыкальный теоретик и исследователь грузинской народной музыки. Вдохновленный непривычной, экзотической красотой природы Кавказа и местных народных обрядов, Ипполитов-Иванов решает не просто продолжить дело записи и обработки фольклора, начатое еще Глинкой и композиторами "могучей кучки", но и стремится придать ему большую широту, системность и ответственность. Зарисовка "В ауле" из "Кавказских эскизов" - в этом смысле самое показательное произведение. Горными ручейками стекает мелодия, имитирующих грустную кавказскую песню, постепенно в нее вплетаются другие инструменты, и мягкая оркестровка подчеркивает основную мелодическую идею. Другая часть из той же сюиты - "Шествие сардара" показательна с точки зрения особенности личности композитора. Вообще слово "сардар" означает титул военачальника, командующего действующей армией в Османской империи. Однако здесь и близко нет музыкального напора, агрессии, необходимых для военных маршей. Азиатская роскошь, выразительное буйство красок есть, а реальной агрессии воина – нет. Легкая, тонкая и воздушная, как прозрачный шелк, и звенящая, как монисто восточной красавицы музыка.
В 1893 году по рекомендации Чайковского Ипполитова-Иванова приглашают в Москву на должность профессора музыкально-теоретических дисциплин и композиции Московской консерватории. Спустя годы, он еще несколько раз вернется в Тифлис для решения организационных задач Тифлисской консерватории. Его до сих пор чтят как одного из основателей собственной музыкально-педагогической школы Грузии. Скоропостижная смерть Чайковского в октябре 1893 года возлагает на Ипполитова-Иванова негласные моральные обязательства продолжать его традиции.
К периоду 1900-1915 гг. относятся лучшие хоровые произведения Ипполитова-Иванова, которые еще в большей мере, чем оркестровые, следуют музыкальной традиции Чайковского, в том числе получившая широкую известность Литургия св. Иоанна Златоуста и другие духовные хоры.
В мае 1896 года состоялась коронация Николая II , по случаю которой Ипполитов-Иванов пишет свою "Коронационную кантату". А в 1899 году его приглашают к сотрудничеству со знаменитой театральной антрепризой – Товариществом русской частной оперы Саввы Мамонтова, правда, переживавший в тот момент не лучшие свои времена. Затем, после распада проекта Мамонтова, он становится музыкальным руководителем частной оперы С.И.Зимина, объявившего себя продолжателем традиций Товарищества. В распоряжении Ипполитова-Иванова оказывается огромный, по меркам частного театра, творческий коллектив: 80 человек хора, 80 человек оркестра и 30 человек балетной труппы, кроме того, сильной стороной театра стало сотрудничество с ведущими художниками, включая П.П.Кончаловского, А.М.Васнцова, В.Д.Поленова, В.А.Серова и др.
В 1906 году занял пост ректора Московской консерватории закрепился и проработал более полутора десятка лет, проявив неординарные организаторские и административные способности. Руководящая работа, хотя и существенно ограничивает Ипполитова-Иванова во времени, тем не менее, не заставляет его прекратить композиторскую деятельность, в том числе в 1907 году выходит его единственная симфония. Продолжает работу он и в камерном жанре. Создается немало произведений для камерного ансамбля, как лирических романсов общепринятой стилистики, так и достаточно нетрадиционных по инструментальному составу. Нельзя отрицать влияние, которое оказала на камерные сочинения супруга композитора – первая исполнительница многих произведений, обладавшая камерным лирическим сопрано. Легкий, полетный стиль исполнения певицы стал общим стилем вокальных миниатюр Ипполитова-Иванова.
Октябрь 1917 года позиций Ипполитова-Иванова у руля Московской консерватории не поколебал, он прослужил в руководящей должности до 1922 года. Много сил профессор и его супруга отдали становлению оперного класса в Московской консерватории, он же во многом предопределил основы народного театра и принципы развития самодеятельных музыкальных коллективов. А вот от сочинения лирических опер, когда кругом объявлена война всему "мещанскому", пришлось навсегда отказаться. Нельзя было продолжать и сочинение духовной музыки. Хоровое направление работы композитора было не то что совсем приостановлено, но приобрело некоторый вспомогательный характер по отношению к основной деятельности – музыкально-педагогической. В частности, разрабатывая принципы обучения советских хормейстеров, он написал несколько пионерских песен для детского хора - "Два поколения", "Гимн труду" и т.п.
В 1922 году Ипполитов-Иванов получает звание народного артиста Республики и возглавляет Всероссийское общество писателей и композиторов. Он покидает консерваторию, которую в последующие годы возглавляют его бывшие ученики. Наивысшие регалии нового государства представляют ему шанс реализовать давнюю мечту – встать за дирижерский пульт Большого театра, ставшего к тому времени главной столичной музыкальной сценой. Для Большого театра Ипполитов-Иванов делает множество фундаментально значимых вещей. В частности, в инструментовке Ипполитова-Иванова впервые в Москве прозвучала не исполнявшаяся ранее сцена "У Василия Блаженного" из оперы Мусоргского "Борис Годунов". Юбилейный (Ворошиловский) марш, написанный в 1931 году к 50-летнему юбилею героя гражданской войны, наркома обороны Клима Ворошилова, отчасти стал образцом возврата к раннему тифлисскому стилю оркестровых произведений Ипполитова-Иванова. К концу жизни композитор открывает для себя радио как канал популяризации академической музыки, и это дает последний импульс его композиторскому творчеству. Именно для радиозаписи Ипполитов-Иванов завершил и инструментовал неоконченную оперу Мусоргского "Женитьба". Время от времени композитор пытается вернуться к восточной теме, пишет несколько произведений на темы народов Советского Востока, но такого мирового признания, как первые сюиты, они уже не получили.

Умер Ипполитов-Иванов в Москве 28 января 1935 и был похоронен на Новодевичьем кладбище. После смерти некоторые начинания профессора в области оперной педагогики продолжила его вдова В.М.Зарудная. Она же сохранила и передала исследователям архив композитора. Ученики, воспитанные им в разные годы, составили золотой кадровый резерв советской музыкальной культуры. Помимо музыкального наследия, Ипполитов-Иванов оставил и серию опубликованных научных трудов.

Творчество
Спойлер:
Творчество Ипполитова-Иванова развивалось в русле реалистических традиций русской музыкальной классики. Она дышит искренностью, непосредственностью; характерная особенность - светлый лиризм, сердечность ("музыку без сердца я не понимаю". — И.-И.). Преимущественное внимание композитор уделял жанру оперы, однако широкую известность ему принесла симф. сюита "Кавказские эскизы". Немалое значение имела его дирижерская (в т. ч. первые исполнения опер Н. Римского-Корсакова "Царская невеста", "Сказка о царе Салтане", "Кащей Бессмертный") и педагогическая (в числе его учеников С. Василенко, Р. Глиэр, А. Гольденвейзер, К. Игумнов, Ю. Сахновский, Ю. Энгель и др.) деятельность. Музыка Ипполитова-Иванова привлекает своей простотой, искренностью, мягким, светлым лиризмом и гармоничной уравновешенностью. Лучшим образцом оперного стиля Ипполитова-Иванова является опера "Ася". Значительный интерес представляет и опера "Оле из Нордланда" на сюжет из норвежского народного быта. В ее музыке удачно воссоздан национальный норвежский колорит.
Для симфонического творчества композитора характерно стремление к программной музыке.

Сочинения
Спойлер:
Оперы
"Руфь", 1887.
"Азра", 1890.
"Ася", 1900.
"Измена", 1910.
"Оле из Нордланда", 1916.

Оркестровые произведения
"Симфония", 1907.
поэма "Мцыри", 1924.
"Яр-Хмель", 1881. Увертюра.
"Кавказские эскизы", 1894.
"Иверия", 1895.
"Музыкальные картинки Узбекистана", 1934.
"Каталонская сюита", 1934.
"Юбилейный марш", 1931.

Произведения для камерно-инструментальных ансамблей
Соната для скрипки и фортепиано.
Струнный квартет.
Фортепианный квартет.

Книги
"Грузинская народная песня и её современное состояние", 1895.
"Учение об аккордах, их построение и разрешение", 1897.
"50 лет русской музыки в моих воспоминаниях", 1934.


[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

__________________
CLIPER вне форума Ответить с цитированием