Показать сообщение отдельно
Старый 25.12.2017, 09:53   #112
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Великие композиторы и музыканты

Николай Яковлевич Мясковский



Дата рождения: 20 апреля 1881
Место рождения: Новогеоргиевск (Модлин), Российская империя
Дата смерти: 8 августа 1950 (69 лет)
Место смерти: Москва, РСФСР, СССР
Страна: Российская империя, СССР
Профессии: композитор, педагог, музыкальный критик
Эпоха: неоклассицизм


Николай Яковлевич Мясковский - русский композитор, педагог и музыкальный критик, доктор искусствоведения, профессор. Один из крупнейших симфонистов первой половины XX века.

Мясковский - старейший представитель советской музыкальной культуры, находившийся у самых ее истоков. "Пожалуй, ни на ком из советских композиторов, даже самых сильных, самых ярких, не останавливается мысль с ощущением столь стройной перспективности творческого пути из живого прошлого русской музыки через бурно пульсирующее настоящее к предвидениям будущего, как на Мясковском", - писал Б. Асафьев. В первую очередь это относится к симфонии, которая прошла в творчестве Мясковского большой и сложный путь, стала его "духовной летописью". Симфония отразила раздумья композитора о современности, в которой были бури революции, гражданская война, голод и разруха послевоенных лет, трагические события 30-х гг. Жизнь вела Мясковского через тяжелые невзгоды Великой Отечественной, а на закате дней довелось испытать безмерную горечь несправедливых обвинений в печально известном постановлении 1948 г. 27 симфоний Мясковского - это продолжавшийся всю жизнь трудный, подчас мучительный поиск духовного идеала, который виделся в непреходящей ценности и красоте души и мысли человеческой.


Биография
Спойлер:
Юность, образование и война
Николай Мясковский родился в Новогеоргиевске Варшавской губернии, в семье Якова Константиновича Мясковского, потомственного военного инженера, и Веры Николаевны Мясковской (урождённой Петраковой), также происходившей из семьи военных, и был их вторым ребёнком. В семье было пятеро детей. В 1888 году семья переехала в Оренбург, а через год - в Казань. Там Николай потерял мать (она умерла при родах). Опеку над пятью детьми взяла на себя сестра отца, Еликонида Константиновна Мясковская. Тётка Николая Мясковского обладала хорошим голосом, рассказами о своей работе в хоре Мариинского театра, спектаклях и жизни музыкантов пробудила его интерес к музыке и давала ему первые уроки игры на фортепиано.
В 1893 году, после окончания двух классов реального училища, Мясковский в соответствии с семейной традицией был определён в Нижегородский кадетский корпус, где пел в кадетском хоре. В 1895 году семья переехала в Петербург и Николай был переведён во Второй кадетский корпус. Обучение игре на скрипке поспособствовало записаться в 1895 году в корпусной симфонический оркестр, руководимый Николаем Казанли, у которого Мясковский начал брать уроки гармонии. Но молодого музыканта, вскоре сделавшего первые попытки сочинительства, более влекло к роялю. В 1896 году, услышав в исполнении Артура Никиша Патетическую симфонию и балладу "Воевода" П. И. Чайковского, Мясковский окончательно решил связать свою жизнь с музыкой.
В 1899 году Мясковский закончил кадетский корпус, поступил в Военно-инженерное училище, и в 1902 году получил диплом военного инженера. Некоторое время Мясковский служил в сапёрной части в Зарайске, затем был переведён в Москву, где с января по май 1903 года занимался гармонией с Рейнгольдом Глиэром, пройдя за это время весь курс. Глиэра Мясковскому рекомендовал Танеев, который в то же время просил Глиэра заниматься летом 1902 и 1903 годов с Прокофьевым. Спустя несколько лет Мясковский познакомится с Прокофьевым в Петербургской консерватории. В 1904 году благодаря хлопотам отца Мясковский получил назначение в девятнадцатый сапёрный батальон, располагавшийся под Петербургом. В Петербурге более двух лет занимался он у Ивана Крыжановского, изучая полифонию, фугу и инструментовку. Летом 1906 года поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, представив на экзамене свою не сохранившуюся трёхчастную фортепианную сонату c-moll. Композиции учился у А. К. Лядова, инструментовке у Н. А. Римского-Корсакова, музыкально-теоретические дисциплины изучал под руководством Язепа Витолса. Среди его сокурсников были Борис Асафьев и Сергей Прокофьев (дружба с последним связывала Мясковского на протяжении более чем сорока лет). В 1906 году впервые были опубликованы сочинения Мясковского - 6 романсов на стихи Зинаиды Гиппиус, напечатанные на средства автора. Первое публичное исполнение произведений композитора состоялось в 1908 году в Петербурге на "Вечерах современной музыки". В том же году Мясковским была создана Первая симфония, а в дневнике композитора появилось первое упоминание о замысле оперы "Идиот" по одноимённому роману Ф. М. Достоевского.
В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Мясковский отправился на фронт в сапёрные войска и не смог присутствовать на московской и петербургской премьерах "Аластора". Служил в чине поручика сапёрной роты, руководил инженерными работами и бывал на передовой. В течение 1915 года его полк неоднократно вступал в прямое столкновение с войсками немцев и австрийцев и подвергался артиллерийскому обстрелу. В одном из боёв под Перемышлем Мясковский получил тяжёлую контузию, после чего был переведён из действующей армии на строительство крепости в Ревель, относительно близкое расположение которого к Петербургу позволило присутствовать на премьере Скифской сюиты Прокофьева 16 января 1916 года в Мариинском театре. После событий Февральской революции был активным сторонником решительных действий. Как офицер имел доверие у солдат - те делегировали его своим представителем в Полковой комитет.

В советский период
После Великой Октябрьской социалистической революции перешёл на службу в Военно-морской генеральный штаб Балтийского флота в Петрограде, к чему его побудили семейные обстоятельства: композитор взял на своё содержание семьи сестёр, оказавшихся под угрозой голодной смерти. Отец Мясковского не поддержал решение сына служить власти Советов, попытался выехать на Украину и трагически погиб в 1918 году в самом начале Гражданской войны. Распространённое в Советском Союзе представление, будто Мясковский накануне Октября был сторонником власти Советов, не совсем соответствует действительности: он с надеждой принял созыв Учредительного собрания, а на Советскую власть в первые годы смотрел без особого энтузиазма.
В 1918 году, с переводом столицы из Петрограда в Москву, туда же был переведён и Военно-морской генеральный штаб, в котором служил композитор. Одновременно с работой Мясковский начал участвовать в московской музыкальной жизни: он стал членом жюри Государственного музыкального издательства и сблизился с одним из его организаторов - профессором Московской консерватории П. А. Ламмом. В 1919 году Мясковский был избран членом правления "Коллектива московских композиторов". В следующем году была впервые исполнена его Пятая симфония. В 1921 году после демобилизации с военной службы стал заместителем заведующего Музыкального отдела Наркомпроса РСФСР, а также профессором Московской консерватории по классу композиции. В 1923 году в память об отце Мясковский написал Шестую симфонию, которая имела такой успех, что о ней заговорили как о первой симфонии после Чайковского, достойной носить название Шестой. В 1925—1927 годах он сочинил Седьмую и Восьмую симфонии. С группой московских композиторов Мясковский входил в состав созданной в 1924 году Ассоциации современной музыки (АСМ). В 1932 году Мясковский был избран в состав оргкомитета Союза советских композиторов. С 1939 года Мясковский был членом художественного совета Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР, в 1940-1950 годах - членом редколлегии журнала "Советская музыка". В 1940 году ему была присвоена степень доктора искусствоведения.
Мясковский принимал участие в конкурсах по созданию государственных гимнов. Над гимном РСФСР композитор упорно трудился, согласно А. А. Иконникову, в 1945 году, и не представленный на конкурс вариант был использован при создании Двадцать шестой симфонии. После войны Мясковскому было присвоено звание Народного артиста СССР, в 1947 году он был избран депутатом Моссовета. В 1948 году с выходом Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) Об опере "Великая дружба" имя композитора попало в список "формалистов". Музыка Мясковского была названа мрачной и недостаточно оптимистической. Некоторые произведения композитора перестали исполняться в СССР. В том же году композитор открыто встал в музыкальную оппозицию, защищая своих коллег С. Прокофьева, Д. Шостаковича и А. Хачатуряна. На заседании Союза композиторов он охарактеризовал "Постановление по борьбе с формализмом" как истерическое, что привело к его конфликту с Т. Хренниковым.
Последние два года жизни Мясковский провёл на даче у Николиной горы, приводя в порядок свои сочинения и работая над последней, 27-й, симфонией. В конце 1949 года он уничтожил часть ранних фортепианных сонат и почти все романсы, написанные в 1906-1914 годах.

Николай Мясковский умер от рака желудка 8 августа 1950 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с могилами А. Н. Скрябина и С. И. Танеева.

Творчество
Спойлер:
От симфонии к симфонии все более отчетливо прослеживается склонность к "парному сочинению". Сам Мясковский писал о симфониях, "что сочинял часто вместе: более густые психологически... и менее густые". Образы революционной стихии переплетаются с идеей жертвенности. Музыка симфонии - вся в контрастах, смятенна, импульсивна, атмосфера ее накалена до предела. Шестая Мясковского — один из самых впечатляющих художественных документов эпохи. С его произведениями "в русскую симфонию входит большое чувство тревоги за жизнь, за ее цельность" (Асафьев).
Этим же чувством проникнута и Двадцать первая симфония. Но она отличается большой внутренней сдержанностью, лаконизмом, сосредоточенностью. Мысль автора охватывает разные стороны жизни, повествует о них тепло, задушевно, с оттенком печали. Темы симфонии пронизаны интонациями русской песенности. От Двадцать первой намечается путь к последней, Двадцать седьмой симфонии, прозвучавшей уже после кончины Мясковского. Этот путь проходит через творчество военных лет, в котором Мясковский, как и все советские композиторы, обращается к теме войны, размышляя о ней без выспренности и ложного пафоса. Таким и вошел Мясковский в историю советской музыкальной культуры, честным, бескомпромиссным, истинным русским интеллигентом, на всем облике и делах которого лежала печать высочайшей духовности.

Награды и премии
Спойлер:
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1926) (в связи с 60-летием Московской консерватории)[16]
Народный артист СССР (1946)
Сталинская премия первой степени (1941) - за симфонию № 21
Сталинская премия первой степени (1946) - за струнный квартет № 9
Сталинская премия первой степени (1946) - за концерт для виолончели с оркестром
Сталинская премия второй степени (1950) - за сонату № 2 для виолончели и фортепиано
Сталинская премия первой степени (1951 - посмертно) - за симфонию № 27 и струнный квартет № 13
Орден Ленина (1943)
Медали.

Произведения
Спойлер:
"Размышления" 7 стихотворений Е. Баратынского для голоса с фортепиано.
"На грани", 18 романсов на слова З. Гиппиус для среднего и низкого голоса с ф-но.
Соната № 1 для ф-но, ре минор, в 4-х частях Фортепиано 1907-1909
"Мадригал", сюита для голоса с ф-но на слова К.Бальмонта. Вокал 1908-1909
Три наброска на слова В. Иванова для голоса с фортепиано. Вокал 1908
"Молчание", симфоническая притча Оркестровая музыка 1909—1910
Симфониетта, ля мажор, в 3-х частях Оркестровая музыка 1910
Симфония № 2, до диез минор, в 3-х частях Симфонии 1910-1911
Соната для виолончели и фортепиано, ре мажор Инструментальная музыка 1911
Соната № 2 для фортепиано, фа диез минор, одночастная Фортепиано 1912
"Аластор", симфоническая поэма Оркестровая музыка 1912
Симфония № 3, ля минор, в 2-х частях Симфонии 1914
«Предчувствия», 6 набросков на слова З.Гиппиус для голоса с ф-но. Вокал 1913-1914
Симфония № 4, ми минор, в 3-х частях Симфонии 1917-1918
Симфония № 5, ре мажор, в 4-х частях Симфонии 1918
Соната № 3 для фортепиано, до минор, одночастная Фортепиано 1920
6 стихотворений А.Блока для голоса с ф-но. Вокал 1921
"На склоне дня" 3 наброска на слова Ф. Тютчева для голоса и ф-но. Вокал 1922
"Венок поблекший", музыка к 8 стихотворениям А. Дельвига - тетради I и II для голоса и ф-но. Вокал 1925
Симфония № 6, ми бемоль минор, в 4-х частях Симфонии 1921—1923
Симфония № 7, си минор, в 2-х частях Симфонии 1922
"Причуды", 6 набросков для ф-но Фортепиано 1922-1927
Симфония № 8, ля мажор, в 4-х частях Симфонии 1924-1925
Соната № 4 для ф-но, до минор, в 3-х частях Фортепиано 1924-1925
Симфония № 9, ми минор, в 4-х частях Симфонии 1926-1927
"Воспоминания", 6 пьес для ф-но Фортепиано 1927
Симфония № 10, фа минор, в 1-й части Симфонии 1926-1927
"Пожелтевшие страницы", 7 незатейливых вещиц для ф-но Фортепиано 1928
Серенада, ми бемоль мажор, для м. оркестра, в 3-х частях Оркестровая музыка 1928—1929
Симфониетта, си минор, для струнного оркестра Оркестровая музыка 1929
Лирическое концертино № 1, соль мажор, для м. Оркестра в 3-х частях Оркестровая музыка 1929
Струнный квартет № 1, ля минор, в 4-х частях Камерная музыка 1930
Струнный квартет № 2, до минор, в 3-х частях Камерная музыка 1930
Струнный квартет № 3, ре минор, в 2-х частях Камерная музыка 1930
Струнный квартет № 4, фа минор в 4-х частях Камерная музыка 1909-1937
Симфония № 11, си бемоль минор, в 3-х частях Симфонии 1931—1932
Симфония № 12, соль минор, в 3-х частях Симфонии 1931-1932
Симфония № 13, си бемоль минор, в 3-х частях Симфонии 1933
Симфония № 14, до мажор, в 5-х частях Симфонии 1933
Симфония № 15, ре минор, в 4-х частях Симфонии 1935
Симфония № 16, фа мажор, в 4-х частях Симфонии 1935-1936
12 романсов на слова М.Лермонтова, для голоса с фортепиано Вокал 1935-1936
Симфония № 17 Соль диез минор в четырёх частях Симфонии 1936-1937
Симфония № 18 До мажор в трех частях Симфонии 1937
10 очень легких пьес для ф-но Фортепиано 1938
Четыре легкие пьески в полифоническом роде для фортепиано 1938
Простые вариации, ре мажор, лирическая сюита для фортепиано 1937
Концерт для скрипки с оркестром, ре минор, в 3-х частях Концерты 1938
Три наброска (на слова С.Щипачева и Л.Квитко) для голоса с ф-но Вокал 1938
Симфония № 19, ми бемоль мажор для духового оркестра Музыка для духового оркестра 1939
Две пьесы (из симфонии № 19) для струнного оркестра Оркестровая музыка 1945
Струнный квартет № 5, ми минор в четырёх частях Камерная музыка 1938-1939
Приветственная увертюра до мажор для б. оркестра Оркестровая музыка 1939
Струнный квартет № 6, соль минор Камерная музыка 1939-1940
Симфония № 20, ми мажор, в трех частях Симфонии 1940
Симфония № 21, фа диез минор Симфонии 1940
"Из лирики Степана Щипачева" 10 романсов для среднего голоса с ф-но Вокал 1940
Два марша для духового оркестра Музыка для духового оркестра 1941
Симфония № 22 ("Симфония-баллада"), си минор для б. Оркестра в трех частях Симфонии 1941
Струнный квартет № 7, фа мажор, в 4-х частях Камерная музыка 1941
Симфония-сюита № 23, ля минор (на темы кабардино-балкарских песен), для б. оркестра в 3-х частях Симфонии 1941
Сонатина, ми минор, для фортепиано в 3-х частях Фортепиано 1942
Песня и рапсодия (Prelude und Rondo-Sonate), си бемоль минор, для ф-но Фортепиано 1942
Струнный квартет № 8, фа диез минор Камерная музыка 1942
Драматическая увертюра, соль минор, для духового оркестра Музыка для духового оркестра 1942
"Киров с нами", поэма-кантата для м.-сопрано, баритона, смешанного хора и симфонического оркестра, на слова Н.Тихонова, в 4-х частях Вокал 1942
Струнный квартет № 9, ре минор, в 3-х частях Камерная музыка 1943
Симфония № 24, фа минор, в 3-х частях Симфонии 1943
Соната (№ 5) для ф-но, си мажор Фортепиано 1944
Соната (№ 6) для ф-но, ля бемоль мажор Фортепиано 1944
"Звенья", 6 набросков для б. оркестра Оркестровая музыка 1944
Концерт для виолончели с оркестром, до минор, в 2-х частях Концерты 1944
Струнный квартет № 10, фа мажор, в 4-х частях Камерная музыка 1945
Струнный квартет № 11 «Воспоминания», ми бемоль мажор Камерная музыка 1945
Симфониетта № 2 для струнного оркестра, ля минор, в 4-х частях Оркестровая музыка 1945-1946
Симфония № 25, ре бемоль мажор, в 3-х частях Симфонии 1945-1946
Соната для скрипки и ф-но, фа мажор, в 2-х частях Инструментальная музыка 1947
Славянская рапсодия для б. симфонического оркестра Оркестровая музыка 1946
Тетрадь лирики, 6 романсов для высокого голоса и ф-но (на слова М.Мендельсон и её переводы из Бернса) Вокал 1946
"Стилизации», 9 пьес в форме старых танцев для ф-но Фортепиано 1946
«Из прошлого", 6 импровизаций для ф-но Фортепиано 1946
"Кремль ночью", кантата-ноктюрн (слова С.Васильева) для соло-тенора (или сопрано), смешанного хора и оркестра Вокал 1947
Патетическая увертюра до минор для симфонического оркестра (к ХХХ летию Совествкой Армии) Оркестровая музыка 1947
Струнный квартет № 12, соль мажор, в 4-х частях Камерная музыка 1947
Полифонические наброски для ф-но, в 2-х тетрадях Фортепиано 1947
Симфония № 26 (на русские темы), до мажор, в 3-х частях Симфонии 1948
Дивертисмент ми бемоль мажор, для б. симфонического оркестра, в 3-х частях Оркестровая музыка 1948
Соната № 2 для виолончели и ф-но, ля минор, в 3-х частях Инструментальная музыка 1948-1949
Соната (№ 7) для фортепиано, до мажор Фортепиано 1949
Соната (№ 8) для фортепиано, ре минор Фортепиано 1949
Соната (№ 9) для фортепиано, фа мажор (средней трудности) Фортепиано 1949
Симфония № 27, до минор, в 3-х частях Симфонии 1949
Струнный квартет № 13, ля минор, в 4-х частях Камерная музыка 1949
"За многие годы", сборник романсов и песен на слова разных авторов Вокал 1950
и др. произвеления


[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

__________________
CLIPER вне форума Ответить с цитированием