Показать сообщение отдельно
Старый 30.12.2017, 06:56   #129
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Великие композиторы и музыканты

Николай Карлович Метнер



Дата рождения: 24 декабря 1879
Место рождения: Москва
Дата смерти: 13 ноября 1951 (71 год)
Место смерти: Лондон
Страна: Россия
Профессии: пианист, композитор
Эпоха: неоромантизм


Николай Карлович Метнер - русский композитор и пианист.

Метнер занимает особое место в истории русской и мировой музыкальной культуры. Художник самобытной индивидуальности, замечательный композитор, пианист и педагог, Метнер не примыкал ни к одному из музыкальных стилей, характерных для первой половины XX в. Приближаясь отчасти к эстетике немецких романтиков (Ф. Мендельсон, Р. Шуман), а из русских композиторов - к С. Танееву и А. Глазунову, Метнер был вместе с тем художником, устремленным к новым творческим горизонтам, его многое роднит с гениальным новаторством И. Стравинского и С. Прокофьева.
В своих произведениях Метнер является истинно национальным художником, чутко отразившим сложные художественные веяния своей эпохи. Его музыке присуще ощущение духовного здоровья и верности лучшим заветам классики, хотя композитору довелось преодолеть немало сомнений и выражаться порой усложненным языком. Здесь напрашивается параллель между Метнером и такими поэтами его эпохи, как А. Блок и Андрей Белый.


Биография
Спойлер:
Предки Метнера имели скандинавское происхождение (отец - датское, мать - шведско-немецкое), но ко времени его рождения семья уже на протяжении многих лет жила в России. Первые уроки игры на фортепиано он получил в возрасте шести лет от матери, затем учился у своего дяди, Фёдора Гедике (отца Александра Гедике). В 1892 Метнер поступил в Московскую консерваторию, где обучался в классах Анатолия Галли, Пауля Пабста, Василия Сапельникова и Василия Сафонова, и в 1900 окончил её с большой золотой медалью. Композицией Метнер занимался самостоятельно, хотя в студенческие годы брал уроки теории у Николая Кашкина и гармонии - у Антона Аренского.
Вскоре после окончания консерватории Метнер принял участие в конкурсе пианистов имени Рубинштейна, на котором заслужил почётный отзыв от влиятельного жюри, однако, по совету Сергея Танеева и своего старшего брата Эмилия вместо концертной карьеры серьёзно занялся композицией, выступая лишь изредка, и в основном с собственными сочинениями. В 1903 году некоторые из его произведений появились в печати. Соната f-moll привлекла внимание известного польского пианиста Иосифа Гофмана, своё внимание на музыку молодого композитора обратил Сергей Рахманинов (ставший в более поздние годы одним из ближайших друзей Метнера). В 1904-1905 и 1907 годах Метнер выступил с концертами в Германии, но не произвёл на критиков особого впечатления. В то же время в России (и в особенности в Москве) у него появилось немало почитателей и последователей. Признание Метнера как композитора пришло в 1909 году, когда ему была присуждена премия имени Глинки за цикл песен на слова Иоганна Вольфганга Гёте. Первой исполнительницей ряда его песен стала Валентина Дмитриевна Философова, дочь генерала Дмитрия Философова.
Метнер принимал активное участие в деятельности "Дома песни". Вскоре он получил место профессора фортепианного класса Московской консерватории, а в 1916 - ещё одну Глинкинскую премию за фортепианные сонаты. Н. К. Метнер состоял членом совета Российского музыкального издательства, учреждённого в 1909 году Сергеем Кусевицким, в котором, помимо него, состояли также Александр Гедике, Сергей Рахманинов, Александр Скрябин (позднее его место занял Александр Оссовский), Николай Струве.
В 1921 году Метнер вместе с женой эмигрировал в Германию, где, однако, интерес к его музыке был ничтожно мал, а концертных предложений почти не поступало. Финансовую помощь Метнеру оказал Рахманинов, организовавший концертный тур пианиста по США в 1924-1925. Вернувшись в Европу, Метнер осел в Париже, но там, как и в Германии, его сочинения не пользовались большим успехом. Круг друзей Метнера в это время был небольшим и состоял в основном из русских эмигрантов. Среди немногих современных ему музыкантов во Франции, почитавших его творчество, был Марсель Дюпре. В 1927 Метнер выступил с концертами в Советской России, а год спустя - в Великобритании, где композитор получил звание почётного члена Королевской академии музыки и с успехом исполнил собственный Второй концерт с оркестром Королевского филармонического общества. Радушный приём, оказанный ему, сподвиг его на то, чтобы постоянно поселиться в Лондоне. В 1929-1930 Метнер провёл новую серию концертов в Северной Америке, однако сотрудничавшее с ним концертное агентство обанкротилось, и лишь с помощью Рахманинова ему удалось избежать финансовых трудностей.
Наблюдая за развитием современной ему композиторской техники, Метнер в начале 1930-х годов решил выразить в печати собственную эстетику, среди современников считавшуюся чересчур консервативной. В своей книге "Муза и мода", вышедшей в Париже в 1935 году, композитор изложил свои взгляды на непреложные законы искусства и выразил мнение, что модные модернистские течения в музыке являются не более чем заблуждениями, разрушающими связь между душой музыканта и его творчеством.
В октябре 1935 композитор с женой окончательно обосновался в Лондоне. Успех его концертов, частное преподавание и контракт с немецким издательством обеспечивали ему достойное существование вплоть до начала Второй мировой войны, когда Метнеры вынуждены были переехать в Уорикшир, где их приняла семья пианистки Эдны Айлс. В 1942 у Метнера случился инфаркт, но уже в феврале 1944 он смог исполнить в Королевском Альберт-холле своё новое сочинение - Третий концерт. Последние годы жизни Метнера, несмотря на его болезнь, были насыщены событиями. В 1946 индийский махараджа выделил сумму на основание Метнеровского общества, что позволило пианисту в течение ближайших лет сделать записи практически всех своих крупнейших сочинений. Эти записи составляют часть золотого фонда мировой музыкальной культуры и дают наглядное представление о мастерстве музыканта.

Скончался Н. К. Метнер 13 ноября 1951 года, похоронен в Лондоне на кладбище Хендон. В 1959-1963 в Москве было издано собрание сочинений композитора в двенадцати томах.

Творчество
Спойлер:
Один из последних композиторов-романтиков, Метнер занимает важнейшее место в истории русской музыки, наряду с Александром Скрябиным, Сергеем Рахманиновым и Сергеем Прокофьевым, в чьей тени он оставался в течение всей своей карьеры. Фортепиано занимает доминирующее место в творчестве Метнера - у него нет ни одного сочинения, в котором не был бы задействован этот инструмент. Великолепный пианист, Метнер тонко чувствует выразительные возможности фортепиано, его произведения предъявляют к исполнителю высокие технические требования. Стиль музыки Метнера отличается от большинства его современников, в нём русский дух гармонично сочетается с классическими западными традициями - идеальным структурным единством, мастерством полифонического письма, сонатной формой. Язык композитора практически не претерпел изменений в течение времени.
Русская и немецкая стороны музыкальной личности Метнера ярко проявляются в его отношении к мелодической составляющей, которая варьируется от русских мотивов ("Русская сказка") до тончайшего лиризма (Второй концерт). Гармония Метнера насыщенна и богата, но практически не выходит за рамки, сформировавшиеся в XIX веке. Ритмическая составляющая, с другой стороны, иногда весьма усложняется - Метнер использует различные виды полиритмии.
В наследии Метнера особое место занимают четырнадцать фортепианных сонат. Это разнообразные по масштабу сочинения, от небольших одночастных сонат из Триады до эпической e-moll’ной сонаты, соч. 25 № 2, которая в полной мере раскрывает мастерство композитора во владении крупномасштабной структурой и глубиной тематического проникновения. Среди других сочинений Метнера для фортепиано соло выделяются тридцать восемь разнообразных по характеру, изящных и мастерски написанных миниатюр, озаглавленных автором как "Сказки". Три фортепианных концерта - единственные произведения, в которых Метнер использует оркестр. Камерные сочинения Метнера включают в себя три сонаты для скрипки с фортепиано, несколько небольших пьес для того же состава и фортепианный квинтет. Наконец, ещё одна область творчества Метнера - вокальные сочинения. Более сотни песен и романсов написаны на стихи русских и немецких поэтов, в основном, Пушкина и Гёте. Фортепиано в них играет не менее важную роль, чем голос.

Сочинения
Спойлер:
Основные произведения композитора:

Концерты для фортепиано с оркестром
Концерт № 1 c-moll, op. 33 (1914-1918)
Концерт № 2 c-moll, op. 50 (1920-1927)
Концерт № 3 e-moll, op. 60 (1940-1943)

Фортепиано соло
Восемь картин, ор. 1 (1895-1902);
Три импровизации, op. 2 (1896-1900)
Четыре пьесы, ор. 4 (1897-1902)
Соната f-moll, op. 5 (1895-1903)
Три арабески, ор. 7 (1901-1904)
Две сказки, ор. 8 (1904-1905): c-moll, c-moll
Три сказки, ор. 9 (1904-1905): f-moll, C-dur, G-dur
Три дифирамба, ор. 10 (1898-1906): D-dur, Es-dur, E-dur
Сонатная Триада, ор. 11 (1904-1907): As-dur, d-moll, C-dur
Две сказки, ор. 14 (1905-1907)
Три новеллы, ор. 17 (1908-1909): G-dur, c-moll, E-dur
Две сказки, ор. 20 (1909)
Соната g-moll, ор. 22 (1901-1910)
Четыре лирических фрагмента, ор. 23 (1896-1911)
Соната-сказка c-moll, ор. 25 № 1 (1910-1911)
Соната "Ночной ветер" e-moll, op. 25 № 2 (1910-1911)
Четыре сказки, ор. 26 (1910-1912)
Соната-баллада Fis-dur, op. 27 (1912-1914)
Соната a-moll, op. 30 (1914)
Три пьесы, ор. 31 (1914)
Четыре сказки, ор. 34 (1916-1917)
Четыре сказки, ор. 35 (1916-1917)
"Забытые мотивы", ор. 38 (1919-1922)
"Забытые мотивы", ор. 39 (1919-1920)
«Забытые мотивы», ор. 40 (1919-1920)
Три сказки, ор. 42 (1921-1924)
Вторая импровизация, ор. 47 (1925-1926)
Две сказки, ор. 48 (1925)
Три гимна труду, ор. 49 (1926-1928)
Шесть сказок, ор. 51 (1928, посвящаются Золушке и Иванушке-дурачку)
Соната "Романтическая" b-moll, op. 53 № 1 (1929-1930)
Соната "Грозовая" f-moll, op. 53 № 2 (1929-1931)
Романтические эскизы для юношества, ор. 54 (1931-1932)
Тема с вариациями, ор. 55 (1932-1933)
Соната-идиллия G-dur, ор. 56 (1935-1937)
Две элегии, ор. 59 (1940-1944)

Сочинения без номера опуса и неопубликованные
Траурное адажио e-moll (1894-1895), не опубликовано
Три пьесы (1895-1896) не опубликованы
Прелюдия b-moll (1895-1896), не опубликована
Шесть прелюдий (1896-1897)
Прелюдия Es-dur (1897), не опубликована
Соната h-moll (1897), не опубликована
Экспромт в духе мазурки b-moll (1897), не опубликован
Экспромт f-moll (1898), не опубликован
Сонатина g-moll (1898)
Две каденции к Четвёртому фортепианному концерту Бетховена (1910)
Этюд c-moll (1912)
Сказка d-moll (1915), не опубликована
Andante con moto B-dur (1916), не опубликована
Две лёгких фортепианных пьесы (1931): B-dur, a-moll, не опубликованы

Для двух фортепиано
"Русский хоровод", ор. 58 № 1 (1940)
"Странствующий рыцарь", ор. 58 № 2 (1940-1945)

Камерные сочинения
Три ноктюрна для скрипки и фортепиано, ор. 16 (1904-1908)
Соната для скрипки и фортепиано № 1 h-moll, op. 21 (1904-1910)
Две канцоны с танцами для скрипки и фортепиано, op. 43 (1922-1924)
Соната для скрипки и фортепиано № 2 G-dur, op. 44 (1922-1925)
Соната для скрипки и фортепиано № 3 e-moll "Эпическая", op. 57 (1935-1938)
Фортепианный квинтет C-dur, op. posth (1904-1948)

Вокальные сочинения
"Молитва" на стихи Лермонтова (1896), не опубликована
"Эпитафия" на стихи Андрея Белого (1907), не опубликована
"Wie kommt es?" на стихи Гессе (1946-1949), не опубликована
"Ангел" на стихи Лермонтова, ор. 1bis (1901-1908)
Три романса, ор. 3 (1903) на стихи Лермонтова, Пушкина и Фета из Гёте
Девять песен Гёте, ор. 6 (1901-1905)
Три стихотворения Гейне, ор. 12 (1907)
Две песни, ор. 13: "Зимний вечер" (стихи А. С. Пушкина; 1901?1904), "Эпитафия" (стихи А. Белого; 1907)
Двенадцать песен Гёте, ор. 15 (1905-1907)
Шесть стихотворений Гёте, ор. 18 (1905-1909)
Три стихотворения Ницше, ор. 19 (1907-1909)
Два стихотворения Ницше, ор. 19а (1910-1911)
Восемь стихотворений Тютчева и Фета, ор. 24 (1911)
Семь стихотворений Фета, Брюсова, Тютчева, ор. 28 (1913)
Семь стихотворений Пушкина, ор. 29 (1913)
Шесть стихотворений Пушкина, ор. 32 (1915)
Шесть стихотворений Пушкина, ор. 36 (1918-1919)
Пять стихотворений Тютчева и Фета, ор. 37 (1918-1920)
Соната-вокализ, ор. 41 № 1 (1922), частично без слов
Сюита-вокализ, ор. 41 № 2 (1927), без слов
Четыре песни, ор. 45 (1922-1924)
Семь песен, ор. 46 (1922-1924)
Семь песен на стихотворения А. С. Пушкина, op. 52 (1928?1929), в том числе "Ворон" (№ 2).
"Полдень" (стихи Тютчева), op. 59 № 1 (1936)
Семь песен на стихи русских и немецких поэтов, ор. 61 (1927-1951)


[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

__________________
CLIPER вне форума Ответить с цитированием