Показать сообщение отдельно
Старый 04.01.2018, 08:35   #142
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Великие композиторы и музыканты

Джироламо Фрескобальди



Дата рождения: 15 сентября 1583
Место рождения: Феррара
Дата смерти: 1 марта 1643 (59 лет)
Место смерти: Рим
Страна: Италия
Профессии: композитор, органист, клавесинист
Эпоха: барокко


Джироламо Фрескобальди - итальянский композитор, органист и клавесинист. Один из наиболее известных и значительных представителей раннего барокко.

Главное место в творческом наследии композитора занимают инструментальные сочинения для клавесина и органа во всех известных тогда жанрах: канцоны, фантазии, ричеркары, токкаты, каприччио, партиты, фуги (в тогдашнем смысле этого слова, т. е. каноны). В одних господствует полифоническое письмо (например, в "ученом" жанре ричеркара), в других (например, в канцоне) полифонические приемы переплетены с гомофонными ("голос" и инструментальное аккордовое сопровождение).



Биография
Спойлер:
Джироламо Фрескобальди родился в Ферраре. Первые уроки музыки получил предположительно от отца, музыканта и видного гражданина Феррары. У Джироламо обнаружились способности к игре на органе: он начал брать уроки у придворного органиста и известного мадригалиста Луццаско Луццаски. У Луццаски Джироламо также обучался игре на архиклавесине Н. Вичентино. Фрескобальди называл своего учителя "редким органистом" и посвятил ему свои каприччио. В возрасте четырнадцати лет Фрескобальди получил звание органиста феррарской Accademia della Morte.
Позже молодой Фрескобальди был принят под покровительство знатной семьи Бентивольо в Ферраре. В 1604 году стал членом Академии Святой Цецилии. Церковник Гвидо Бентивольо, которому была обещана должность в папском дворе, взял Фрескобальди с собой в Рим. В 1607 году композитор был назначен органистом базилики Санта-Мария-ин-Трастевере. Он был зарегистрирован здесь как "органист Джироламо" в период с января по май. В том же году Фрескобальди, сопровождая Гвидо Бентивольо (папского нунция) посетил Фландрию. Предполагают, что в Брюсселе он, возможно, встречался с Питером Филипсом и Петером Корнетом; впрочем, никаких свидетельств влияния их на Фрескобальди нет. С 1608 до самой смерти служил органистом в (римском) соборе Святого Петра, за исключением 1615, когда был органистом в Мантуе, и 1628-1634, когда служил органистом при дворе Медичи во Флоренции.

Джироламо Фрескобальди умер 1 марта 1643 в Риме после непродолжительной болезни и был похоронен в базилике Санти-Апостоли.

Творчество
Спойлер:
Один из самых знаменитых сборников музыкальных произведений Фрескобальди - "Музыкальные цветы" (издан в Венеции в 1635 г.). В него вошли органные произведения самых различных жанров. Здесь в полной мере проявил себя неповторимый композиторский почерк Фрескобальди, для которого характерна стилистика "взволнованного стиля" с гармоническими новшествами, разнообразием фактурных приемов, импровизационной свободой, искусством варьирования. Необычной для своего времени была исполнительская трактовка темпа и ритма. В предисловии к одной из книг своих токкат и других сочинений для клавесина и органа Фрескобальди призывает играть... "не соблюдая такта... сообразно чувствам или смыслу слов, как это делается в мадригалах". Как композитор и исполнитель на органе и клавире, Фрескобальди оказал огромное влияние на развитие итальянской и, шире, западноевропейской музыки. Особенно велика была его слава в Германии. На сочинениях Фрескобальди учились Д. Букстехуде, И. С. Бах и многие другие композиторы.

Сочинения
Спойлер:
Фрескобальди менее известен как автор вокальной музыки, хотя оставил значительное количество сочинений в различных её жанрах. Среди вокальных сочинений - "книга" (сборник из 19 пьес) светских мадригалов для пяти голосов (1608) и 36 латинских мотетов (образцы "второй практики", для 1-3 голосов с basso continuo), большая часть которых была опубликована в сборнике "Liber secundus diversarum modulationum" (1627; публикация сохранилась фрагментарно).
Фрескобальди - автор двух восьмиголосных месс, в основу разработки которых положены популярные светские мелодии: в мессе "sopra l aria della Monica" - песня "Монахиня", в мессе "sopra l aria di Fiorenza" - песня "Фьоренца". Авторство Фрескобальди в двух этих мессах оспаривается.
В 1630 г. вышли две "книги" (сборника, 23+20, всего 43 пьесы) под одинаковым названием "Музыкальные арии" (Arie musicali), для 1-3 голосов и basso continuo (партию которого обычно поручают клавесину и теорбе). "Ариями" здесь называются (1) песни танцевального характера или (2) пьесы в свободной форме (разделы со сменой темпа, мензуры, лада, фактуры), в модном в те времена stile recitativo. Ансамблевые "арии" написаны в имитационной технике; некоторые из них ("нетанцевальные") напоминают раннебарочные итальянские мадригалы.


[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

__________________
CLIPER вне форума Ответить с цитированием
Пользователь сказал cпасибо:
Zizim (04.01.2018)