Показать сообщение отдельно
Реклама

Зарегистрированным пользователям показывается меньше рекламы!

Старый 05.01.2018, 07:03   #143
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Всё самое интересное о музыкальных инструментах



Колокола
оркестровые трубчатые

Колокола оркестровые - ударный музыкальный инструмент симфонического оркестра (идиофон).

Колокола (партитурное обозначение - Campane tubolari, оркестровые колокола; нем. Rohrenglocken, англ. tubular bell) - ударный инструмент симфонического оркестра.
Неужели настоящие колокола? Конечно, нет. Такие колокола, какие раньше висели на церковных звонницах, какие вы можете увидеть и услышать в кино или представить по знаменитому Царь-колоколу в Кремле, невозможно поместить в оркестре.
Оркестровые колокола - это небольшие металлические трубки или пластинки, подвешенные на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей (следовательно, колокола - ударный инструмент). Применяют их, главным образом, в музыке для театра, там, где нужно изобразить колокольный звон - в "Иване Сусанине", в "Борисе Годунове" Мусоргского, в "Сказке о царе Салтане" Римского-Корсакова. И звон получается самый настоящий, потому что оркестровые колокола очень точно воспроизводят звучание настоящих колоколов.

Колокола как музыкальный инструмент
Колокол и колокольчик - древнейшие и по сей день широко распространенные самозвучащие ударные музыкальные инструменты. Первоначальная их функция - сигнальная. Сразу условимся, что это два разных инструмента, и критерий их отличия - не размер, а пространственная закрепленность на одном месте (столбе, колокольне, звоннице) и возможность войти в подбор аналогичных инструментов. Наше внимание будет сосредоточено именно на колоколе, а также на самостоятельном инструменте более сложного порядка - подборе колоколов, закрепленном на звоннице. Колокольчик же мы будем рассматривать как предок колокола, широко распространенный до настоящего времени и ставший основой множества других самостоятельных инструментов (молоточковые колокольчики, треугольник и.т.д.).
Эволюция колокола определялась первоначально поиском оптимального варианта сигнального инструмента - его оптимальной Формы, материала и способа изготовления. Позднее появилось стремление к красоте звучания. Надо сказать, что не у всех, народов этот поиск был связан именно с колоколом. Многие народы в качестве основных сигнальных инструментов использовали разные виды барабанов или духовых Так что все эти столько несхожие между собой инструменты первоначально были родственны по функции.
Прежде чем обрести свой классический вид, колокол прошел длительную эволюцию и отбор, отделившись от родственных инструментов (колокольчиков, кимвалов, гонгов, звонцов, бубенчиков, бил и клепал). Общей тенденций было увеличение веса колоколов. Однако развитие колокольчиков издавна пошло по особому руслу: они утвердились как самостоятельный инструмент (по назначению и бытованию), и поэтому их нельзя рассматривать как "маленькие колокола". Таким образом, колокольчики - не только ближайшие предшественники колокола, но и его современники, не вытесненные из обихода своими более мощными собратьями. Общими качествами у этих инструментов являются Форма и материал, из которого их изготавливают, отличия - в размере, бытовании и назначении.
Современная форма колокола была найдена далеко не сразу. Существовали четырехгранные, цилиндрические, полусферические, бочкообразные колокола. Поиск в области формы привел к появлению самостоятельной разновидности сигнальных идиофонов, непосредственных предшественников колоколов на Руси - бил и клепал, пришедших к нам из Византии. Била и клепала - металлические или деревянные доски различной формы и толщины, которые, как и колокола, подвешивали или носили в руках. Звук извлекался специальным молотком. Форма их была разнообразна: прямоугольная, дугообразная, секирообразная, круглая, кольцевая, пропеллерообразная с различной толщиной на разных участках (от чего зависела высота звучания). Принципиальной разницы между билом и клепалом нет. В разных источниках как те, так и другие фигурируют то как деревянные, то как металлические. Но материал мог быть и иным.
Звук била не отличался большой силой, но за счет ритмического разнообразия и возможности повышать и понижать его, ударяя в разных местах с разной силой, "клепания" (как называли звон в било и клепало) были весьма выразительны. Появившиеся позже колокола далеко не везде окончательно вытеснили била. Их звук больше нравился, например, старообрядцам, которых привлекало, что он не разносится слишком далеко. Поэтому от бил не отказывались, создавая еще большее разнообразие звучания одновременным использованием этих инструментов.
Не менее сложными и длительными были поиски в области материала и способа изготовления колокола. Хотя металлические колокольчики появились уже в ранний бронзовый век, опыты с друг тли материалами продолжались. Существовали колокола (уже не колокольчики) деревянные, стеклянные, фарфоровые, каменные, глиняные. Для металлических литых колоколов далеко не сразу был найден сплав, дающий наиболее красивый, сильный и продолжительный звук. Качество звука и долговременность эксплуатации зависели от особенностей технологии отливки не только самого колокола, но и его языка, а также от способа его подвески.
Колокол - инструмент с определенной высотой основного тона, часто весьма завуалированной обертонами, что давало в прошлом повод некоторым авторам относить его к инструментам без определенной высоты. Эта особенность - завуалированноеть основного тона сложным и богатым обертоновым рядом - одно из основных качеств, отличающих колокол и ставящих его в обособленное, промежуточное положение между инструментами со звуком определенной высоты и так называемыми пщумовыми" (с неопределенной высотой звучания).
В разное время разными знатоками выдвигались во многом несхожие требования к акустике колокола. Так мастер Гемони из Цютпфена (XVII век) полагал, что хороший колокол должен иметь три октавы, две квинты и большую или малую терцию. Английские литейщики добивались нижних обертонов гармонического спектра, но тоже с малой, а не большой терцией. Именно ее англичане отмечали как признак, отличающий колокол от других инструментов.
Колокола вошли в оркестр в эпоху Великой французской революции. Впервые их использовал в своих произведениях композитор Керубини.

Спойлер:
Трубчатые колокола
Широкое распространение в наше время получили оркестровые, или трубчатые, колокола. Это два ряда вертикально подвешенных на раме длинных, довольно тонких стальных труб, расположенных в хроматической последовательности так, что трубы первого ряда издают звуки, соответствующие белым клавишам фортепиано, а второго - черным в общем диапазоне от с1 до f2 (американские и английские модели) или от f до f2 (инструменты, производимые европейскими фирмами). Ударяют по верхнему краю соответствующей трубы деревянным молотком с резиновой прокладкой. Возможны последовательности отдельных звуков,"двойные" ноты, аккорды - с помощью другого исполнителя, а также glissando.
Звук трубчатых колоколов светлый, торжественный, очень богатый обертонами, с длительно затухающим, своеобразно детонирующим ("плывущим") отзвуком. Для заглушения отзвуков (при необходимости) имеется общий для всех труб "демпфер", приводимый в действие нажатием педали: con pedale - звук приглушенный, senza pedale - открытое звучание. Вот отрывки из "Серенады" для кларнета, скрипки, контрабаса, ударных и фортепиано А.Шнитке - soli на колоколах. В этом произведении ударник выполняет функцию дирижера, причем звучание колоколов является важным организующим началом. Им же используются колокола в "Концерте для скрипки с оркестром №2"
Изобретены в 1893 году англичанином Герингтоном. От той или другой длины цилиндров зависит высота звука, от большего или меньшего диаметра - сила. Цилиндры поддаются точному строю и не столь массивны, как классические колокола. Звучание оркестровых колоколов более подходит для ограниченного пространства концертного зала.

Примеры использования колоколов
В качестве примеров использования натуральных колоколов можно указать на кантату Г. Свиридова "Деревянная Русь", в которой использован один колокол cis в его же "Поэме памяти Есенина" использованы четыре колокола (с, е, e1, a1). Карл Орф в "Carmina burana" наряду с трубчатыми колоколами пользуется также тремя (f, с2, f2) натуральными. В Одиннадцатой симфонии Д. Д. Шостаковича использованы колокола c1, g1, b1, h1.
Так же к колоколам в своих произведениях обращались такие композиторы как Э. Денисов "Солнце инков", В. Лютославский "Три поэмы Анри Мишо", О. Мессиан "Et exspocto resurrectionem mortuorum" для оркестра деревянных и медных духовых инструментов и металлических ударных.


[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

__________________
CLIPER вне форума Ответить с цитированием