Показать сообщение отдельно
Реклама

Зарегистрированным пользователям показывается меньше рекламы!

Старый 05.01.2018, 07:10   #143
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Великие композиторы и музыканты

Александр Львович Гурилёв



Дата рождения: 3 сентября 1803
Место рождения: Москва, Российская империя
Дата смерти: 11 сентября 1858 (55 лет)
Место смерти: Москва, Российская империя
Страна: Российская империя
Профессии: композитор
Эпоха: романтизм


Александр Львович Гурилёв - русский композитор, пианист, скрипач, альтист.

А. Гурилев вошел в историю русской музыки как автор замечательных лирических романсов. Он был сыном известного в свое время композитора Л. Гурилева - крепостного музыканта графа В. Орлова. Отец руководил крепостным оркестром графя в его подмосковном имении Отрада, преподавал в женских учебных заведениях Москвы. Он оставил солидное музыкальное наследие: сочинения для фортепиано, сыгравшие заметную роль в русском фортепианном искусстве, л духовные сочинения для хора a cappella.
Характерные черты вокального стиля Гурилева по-разному преломлялись потом в творчестве многих авторов русского бытового романса - П. Булахова, А. Дюбюка и др. Лучшие качества простой и непритязательной на первый взгляд музыки Гурилева - её задушевность, щемящая искренность, открытость эмоционального высказывания - нашли утонченное претворение в камерном творчестве выдающихся русских лириков и в первую очередь - П. Чайковского.


Биография
Спойлер:
Родился 3 сентября 1803 года в семье Льва Степановича Гурилёва - крепостного музыканта графа В. Г. Орлова. Первые уроки музыки получил от отца, игре на фортепиано учился у Джона Филда, теории музыки - у И. И. Геништы. Играл в крепостном оркестре на скрипке и альте, а также в квартете князя Голицына.
В 1831, после смерти Орлова, вместе с отцом получил вольную и отправился в Москву, где вскоре стал известен как композитор, пианист и педагог. Сблизившись с представителями московской интеллигенции - художниками и писателями, Гурилёв пишет романсы на стихи Грекова, Кольцова, Ивана Макарова, быстро приобретающие популярность. Некоторые из них были опубликованы известным издателем Бернардом в музыкальных журналах.
Наиболее известные романсы Гурилёва - "Однозвучно гремит колокольчик", "Оправдание", "И скучно, и грустно", "Зимний вечер", "Вам не понять моей печали", "Разлука" и другие. Романс на слова Щербины "После битвы" был очень популярен на флоте с Крымской войны, и, став народным, был переработан в одну из популярнейших песен "Раскинулось море широко", имеющей многие последующие вариации. Ему также принадлежит множество сочинений для фортепиано - инструмента, которым Гурилёв хорошо владел: вариации, фантазии (в том числе на тему романса Варламова "На заре ты её не буди", а также из опер и др.), небольшие салонные пьесы.
Основной жанр творчества Гурилёва - вокальная лирика. Его романсы проникнуты романтическими, сентиментальными настроениями, тонким лиризмом, в них сильно влияние русской народной традиции. Ясная мелодия, кантилена сближает Гурилёва с Глинкой, с другой стороны, ряд романсов в драматически-декламационном стиле предвосхищает творчество Даргомыжского, Мусоргского и Чайковского. Немаловажной составляющей вокальных сочинений Гурилёва является тщательно разработанная фортепианная партия.

Несмотря на успех сочинений, композитор провёл почти всю жизнь в бедности, зарабатывая частным преподаванием и корректурой нот. В последние годы жизни был парализован и страдал психическим заболеванием. Умер Александр Львович Гурилёв в Москве 11 сентября 1858 года.

Творчество
Спойлер:
Большое место в творчестве Гурилева занимают и экспрессивные приемы, присущие исполнительской манере очень популярных в то время цыганских певцов. Особенно ярко они проявляются в "разудалых, молодецких" песнях в народно-плясовом духе, таких, как "Песня ямщика" и "Пригорюнюсь ли я". Многие романсы Гурилева написаны в ритме вальса, широко распространенного в городском быту того времени. При этом плавное трехдольное вальсовое движение гармонично сочетается с чисто русским стихотворным размером, т. н. пятисложником, очень характерным для стихотворений в жанре "русской песни". Таковы романсы "Грусть девушки", "Не шуми ты, рожь", "Домик-крошечка", "Вьется ласточка сизокрылая", знаменитый "Колокольчик" и др.
Фортепианное творчество Гурилева включает танцевальные миниатюры и разнообразные вариационные циклы. Первые представляют собой несложные пьесы для любительского музицирования в жанре вальса, мазурки, польки и других популярных танцев. Вариации Гурилева являются значительным этапом в развитии русского пианизма. Среди них наряду с пьесами на темы русских народных песен инструктивно-педагогического характера есть замечательные концертные вариации на темы русских композиторов - А. Алябьева, А. Варламова и М. Глинки. Эти произведения приближаются к романтическому жанру виртуозно-концертной транскрипции. Их отличает высокая культура пианизма, позволяющая современным исследователям считать Гурилева "выдающимся по дарованию мастером, сумевшим выйти за пределы навыков и кругозора воспитавшей его фильдовской школы".

Сочинения
Спойлер:
Романсы:

Бедная девушка ты (слова К. С. Аксакова)
Бог с вами, я вас больше не люблю (слова Н. П. Грекова)
Боже, как же мне быть (слова неизвестного автора)
В морозную ночь я смотрел (слова И. Макарова)
Вам не понять моей печали (слова А. Н. Бешенцова)
Век юный, прелестный (слова Н. Коншина)
Внутренняя музыка (слова Н. П. Огарёва)
Воспоминание (слова А. Дьякова)
Вьётся ласточка сизокрылая (слова Н. П. Грекова)
Гадание
Грусть девушки
Деревенский сторож (слова Н. П. Огарёва)
Долго ли же будешь, сердце, ты томиться (слова П. Т.)
Домик-крошечка (слова С. М. Любецкого)
Её здесь нет
Жил-был один муж старый
Зимний вечер (слова Н. П. Огарёва)
Золотистые, шелковые кудри
И скучно, и грустно (слова М. Ю. Лермонтова)
К дедушке (слова А. Жаркова)
К фонтану Бахчисарайского дворца (слова А. С. Пушкина)
К черноокой (слова В. Г. Бенедиктова)
Как от ветки родной
Колокольчик (слова А. В. Кольцова)
Колыбельная песня (слова П. Каменского)
Коровушка (обработка русской народной песни)
Красный сарафан
Лучинушка
Майские ночи (слова Н. П. Грекова)
Матушка-голубушка (слова С. Ниркомского)
Месяц встал и озаряет сад серебряным лучом (слова И. Грузинова)
Молитва (В минуту жизни трудную) (слова М. Ю. Лермонтова)
Не одна во поле дороженька
Не спрашивай, не вызывай признанья (слова А. Н. Струговщикова)
Не хочу, не хочу…
Не шуми ты, рожь (слова А. В. Кольцова)
Нет, не тебя так пылко я люблю (слова М. Ю. Лермонтова)
О, не целуй меня
Однозвучно гремит колокольчик (слова И. И. Макарова)
Она миленькая (слова неизвестного автора)
Оправдание (Когда одни воспоминанья) (слова М. Ю. Лермонтова)
Осенний день (слова Н. П. Грекова)
Отвернитесь, не глядите (слова А. В. Кольцова)
Отгадай, моя родная (слова Е. Крузе)
Падучая звезда (слова И. Макарова)
Песнь моряка (слова Н. П. Грекова)
Песнь ямщика (Аль опять не видать) (слова К. Бахтурина)
После битвы (слова Н. Ф. Щербины)
Право, маменьке скажу (слова Ю. Масальского, перевод с польского Н. В. Берга)
Прости, прощай страна родная
Путник (слова Н. П. Огарёва)
Радость-душечка (слова П. А. Вяземского)
Разлука (на заре туманной юности) (слова А. В. Кольцова)
С песней душа улетит (слова неизвестного автора)
Сарафанчик (слова А. И. Полежаева)
Сердце-игрушка (слова Э. И. Губера)
Серенада (слова Н. П. Грекова)
Скучно, матушка
Слеза (слова Н. П. Грекова)
Смолкни, милая певица
Ты — гений, дева неземная (слова И. Кожухова)
Уж как пал туман (слова неизвестного автора)
Улетела пташечка (слова С. Сельского)
Чёрный локон (слова А. Б)
Я вечор в саду гуляла (слова А. Дельвига)
Я говорил при расставании (слова А. А. Фета)
Я помню взгляд (слова Л. Тимофеева)


[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

__________________
CLIPER вне форума Ответить с цитированием