Показать сообщение отдельно
Старый 10.01.2018, 18:18   #64
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Корабелы: мастера, инженеры, конструкторы

Степан Карлович Джевецкий

Джевецкий Степан Карлович (Стефан Казимирович, польск. Stefan Drzewiecki, 26 июля 1843, Кунка, Подольская губерния - 23 апреля, 1938, Париж) - польско-русский учёный, инженер, конструктор и изобретатель, автор ряда конструкций подводных лодок.

Степан Джевецкий родился в семье богатых и знатных польских дворян. Родители Джевецкого владели обширными поместьями и лесными угодьями на Волыни, большим участком земли в Одессе на самом берегу моря с фруктовым садом и роскошной дачей на Малом Фонтане. У них было несколько домов в Варшаве и квартиры в Петербурге и Париже, где Джевецкие в основном и проживали.
Детство и молодость Джевецкий провёл в Париже, где учился в "Ecole centrale des arts et manufactures". В инженерном училище другом Стефана был Гюстав Эйфель, ставший впоследствии создателем знаменитой стальной башни в Париже, названной именем своего создателя.
Занялся изобретением различных приборов и механизмов. Участвовал во всемирной выставке в Вене в 1873 году, на которую представил несколько оригинальных приборов, нужных механикам и мореплавателям. Приборы увидел и российский наместник в Царстве Польском великий князь Константин Николаевич, который пригласил Стефана Карловича стать совещательным членом Морского технического комитета (МТК). Джевецкий принял предложение и переехал в Санкт-Петербург.
Когда он служил в МТК, началась Русско-турецкая война 1877-1878 годов. Джевецкий без промедления поступил добровольцем-рядовым на Черноморский флот. Принял участие в бою вооружённого парохода "Веста" с турецким броненосцем "Фехти-Булленд" и, как и все нижние чины экипажа, был награждён за храбрость Георгиевским крестом. После этого боя Степан Карлович был демобилизован и поселился на своей даче в Одессе.
Уйдя с военной службы, Джевецкий вернулся к изобретательству и на даче в Одессе разработал свой первый проект боевой одноместной подводной лодки, приводимой в движение силой ног человека, с помощью которой намеревался бороться с турецкими кораблями путём постановки мин под вражеские корабли.
Джевецкий построил эту подводную лодку на одесском заводе Гулы Бланшара за счёт средств купца Родоконаки, Джевецкому помогал механик А. Е. Гарут, однако разработка и постройка заняла более полугода и была завершена лишь в 1878 г., когда война уже закончилась. Стефан Карлович лично испытал свою подводную лодку-велосипед (с педальным приводом на гребной винт).

Спойлер:
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
Первая подводная лодка Джевецкого, 1877-78 гг.
Модель в Центральном Морском музее в Гданьске.
Узнав о подводной лодке, в Одессу прибыл главный командир Черноморского флота вице-адмирал [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться], которому Джевецкий лично продемонстрировал своё детище на одесском рейде. Во время второго испытания 24 октября 1878 г. конструктор после двадцати минут "блуждания" в поисках баржи, находившейся от него в 200 метрах, смог закрепить при помощи "усов" мину ко дну баржи, а затем отошёл на безопасное расстояние и взорвал её.
Вторая подводная лодка Джевецкого была построена в Санкт-Петербурге на Невском заводе в 1879 году. Она вмещала 4 человека и имела два гребных винта. 29 января 1880 года вторая модель была испытана на Серебряном озере в Гатчине в присутствии наследника российского престола великого князя Александра Александровича (с марта 1881 года - император Александр III), в ходе которых Джевецкий маневрировал под шлюпкой, где находился великий князь, а потом взорвал миной плотик-мишень.
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
Подводные лодки Джевецкого,
между 1890 и 1907 г.г.
После этих испытаний последовал срочный правительственный заказ на изготовление серии из 50 подводных лодок, предназначаемых для обороны приморских крепостей. Перед запуском в серию проект был незначительно доработан, в частности, экипаж сокращён до 3 человек. В 1881 году лодки были построены и распределены по крепостям, однако боевого применения не имели.
Одна лодка осталась в распоряжении Джевецкого. В 1885 году на её основе он создал первую в мире подводную лодку с электрическим двигателем, работавшим от аккумулятора, что послужило началом принципиально нового направления в подводном судостроении. В этом варианте подводной лодки (четвёртом) учёный использовал аккумулятор из губчатого свинца, разработанный Д. А. Лачиновым, которого С. К. Джевецкий хорошо знал по Русскому техническому обществу.
В начале 1890-х годов Джевецкий предложил ряд усовершенствованных проектов подводных лодок с механическим двигателем. За проект подводной лодки водоизмещением около 120 т, имеющей паровую машину, экипаж 12 человек, которую он разработал совместно с [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться], на Международном конкурсе в Париже в 1898 году ему была присуждена первая премия. Джевецкий также является автором ряда проектов вооружения подводных лодок. В 1897 году он изобрёл "подводный минный аппарат" (беструбный торпедный аппарат), значительно отличавшийся от ранее существовавших.
В 1907 году по проекту Джевецкого была построена подводная лодка "Почтовый" с единым бензиновым двигателем для подводного и надводного хода. Кроме того, первым в России он сконструировал механический прибор для автоматической прокладки курса корабля на карте. Помимо этого Джевецкий известен как конструктор воздушных винтов, в 1892 году разработал теорию их расчёта. Один из основателей воздухоплавательного отдела Русского технического общества.
С 1892 года жил во Франции, где занимался в основном коммерческой деятельностью. Сотрудничал с Гюставом Эйфелем, с которым подружился ещё в школьные годы.

Памятники
В Одессе, в парке Победы, С. К. Джевецкому в 2004 году поставлен памятник.
В Гатчине, на постаменте в виде памятника, установлена модель подводной лодки Джевецкого, стоявшей на вооружении Российского императорского флота.

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
Памятник в Гатчине
Основные труды
О сопротивлении воздуха в применении к полёту птиц и аэропланов (1887);
Аэропланы в природе: опыт новой теории полёта (1887);
Определение элементов гребных винтов (1892);
Theorie generale de l'helice (1920).

Серийная подводная лодка Джевецкого

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
В старом здании Центрального военно-морского музея
источник:
Википедия
__________________
CLIPER вне форума Ответить с цитированием
Пользователь сказал cпасибо:
Zizim (12.01.2018)