Показать сообщение отдельно
Старый 27.01.2018, 14:36   #102
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Корабелы: мастера, инженеры, конструкторы

Александр Кириллович Каверзнев


Александр Кириллович Каверзнев (1774-1867) - российский кораблестроитель XIX века, построил 146 боевых судов, составил "Урочный реестр" - одно из первых отечественных уставных положений в области кораблестроения, которое регламентировало технологический процесс во всех Адмиралтействах страны, генерал-лейтенант Корпуса корабельных инженеров.

Каверзнев Александр Кириллович родился 29 августа 1774 года в Смоленской губернии в семье священнослужителей, его дед Аввакум и отец Кирилл Каверзневы были священниками. С десятилетнего возраста Александр воспитывался в семье своего родного дяди известного русского ученого, биолога Афанасия Каверзнева.
В 1793 году Александр Каверзнев, после окончания главного народного училища в Смоленске, уехал в Херсон. 1 января 1794 года поступил на службу в Черноморское адмиралтейство корабельным учеником 2-го класса. В 1797 году был переведён в Санкт-Петербургское адмиралтейство, посещал лекции в Морском кадетском корпусе. 1 января 1798 года произведён в обученные тиммерманы, летом того же года назначен преподавателем в открывшееся в Санкт-Петербурге первое в мире Училище корабельной архитектуры, в котором проработал до 1804 года, затем начал практическую деятельность на корабельных верфях.
В 1804 году в Главном гребном порту Санкт-Петербурга построил 14 канонерских лодок, исправлял в Гатчине и Павловске придворные суда. 26 октября 1804 года был произведён в помощники корабельного мастера XIV класса. В 1806 году на Олонецкой верфи построил 22 канонерские лодки. 1 января 1808 года произведён в XII класс. В 1808-1809 годах продолжал строить канонерские лодки: 6 лодок - в городе Куопио Великого княжества Финляндского, 16 - в рижском порту, 40 лодок и 28 транспортных судов на Лодейнопольской верфи. С 1810 году переделывал в Санкт-Петербургском порту 10 транспортных судов в галеты (двухпарусное судно). Построил там же по своему чертежу островскую лодку (плоскодонное судно для мелководья). 1813 году исправлял суда гребного флота и придворные суда в Павловске, в 1814 году построил для Государя Императора Александра I яхту "Россия" в виде фрегата, за что был награждён золотыми часами. После постройки яхты-фрегата был переведён в ревельский порт для исправления военных судов. 1 января 1817 года был произведён в IX класс.

Спойлер:
1 января 1821 года Каверзнев был произведен в корабельные мастера и откомандирован в Херсон командиром кораблестроительной команды. В 1823-1827 годах в Херсонском адмиралтействе построил: 74-пушечные линейные корабли "Пимен" (1823) и "Иоанн Златоуст" (1825); 44-пушечный фрегат "Штандарт" (1824); 10-пушечные бомбардирские суда типа брига "Соперник" (1826), "Подобный" и "Ревнитель" (1826); 10-пушечные люгера "Глубокий" (1827) и "Широкий" (1827), 13 канонерских лодок: "Шумная", "Змея", "Скорпион", "Гиена", "Хорек", "Коршун", "Ястреб", "Азартная" (1822) и "Крикун" (1823), "Громкая", "Беспокойная", "Сердитая", "Барсук", "Тарантул" (1828); 60 флашхоутов для наплавного моста через реку Дунай.
22 июля 1824 года произведён в VIII класс, а 23 февраля 1827 года в подполковники Корпуса корабельных инженеров. В 1828 году был награждён орденами Святого Владимира 4 степени и Святой Анны 2 степени.
С 1828 по 1830 год работал на верфях города Николаева, где им были построены: 84-пушечные линейные корабли "Чесма" (1828) и "Адрианополь" (1830); 60-пушечные фрегаты "Тенедос" и "Архипелаг" (1828), "Эривань" (1829); 18-пушечные бриги "Кастор" (1829), "Поллукс" (1829) для дунайской флотилии; 5 канонерских лодок и 5 иолов в 1828-1829 годах.
В 1830 переведён в Санкт-Петербургское адмиралтейство и назначен временным членом Кораблестроительного учётного комитета, составил "Урочный реестр" - одно из первых отечественных уставных положений в области кораблестроения, которое регламентировало технологический процесс во всех адмиралтействах страны. 25 марта 1831 года произведён в полковники со старшинством с 15 января 1830 года.
В 1832-1833 годах строил в Новом адмиралтействе 84-пушечный корабль "Владимир", который спустил на воду 10 августа 1833 года в присутствии Государя Императора и многочисленных гостей. Свидетелем торжественного спуска корабля был и русский поэт А. С. Пушкин.
В 1837 году в Новом Адмиралтействе построил и спустил на воду ещё один, однотипный "Владимиру" корабль "Вола". В 1838-1843 годах находился в комиссиях по исправлению военных судов Кронштадтского порта. В 1843 году был командирован в Архангельск для осмотра военного судостроения, и в особенности прочности железных работ при постройке линейного корабля "Ингерманланд", который строил корабельный мастер В. А. Ершов. В 1844 году построил в Новом адмиралтействе 84-пушечный линейный корабль "Андрей", после спуска которого на воду 6 декабря 1844 года был пожалован в генерал-майоры. В 1845-1853 годах состоял председателем комиссии по освидетельству дефектов судов кронштадтского и петербургского портов. 19 апреля 1853 года произведён в генерал-лейтенанты и уволен от службы.

Умер Александр Кириллович Каверзнев 25 февраля 1867 года. Похоронен на Митрофаниевском кладбище Санкт-Петербурга.

источники:
Википедия
Скрицкий Н. В. Александр Кириллович Каверзнев /"Морской флот" : Журнал. - М., 2005.
__________________
CLIPER вне форума Ответить с цитированием