Показать сообщение отдельно
Старый 10.02.2018, 22:25   #154
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Корабелы: мастера, инженеры, конструкторы

Степан Матвеевич Негодяев-Кочнев


Степан Матвеевич Негодяев-Кочнев (1739 -1828) - судостроитель, корабельный мастер, строитель партикулярных судов, член Вольного Экономического общества, составил первую биографию юных лет М. В. Ломоносова.

Степан Матвеевич (встречается Тимофеевич) Негодяев-Кочнев (вторую часть фамилии Кочнев получил позднее и называл её "приватной") родился в 1739 году в деревне Даниловской (Куростров) Ровдогорской волости Околопосадской трети Двинского уезда (с 1780 года - Холмогорский уезд). Степан происходил из черносошных крестьян. Его прадед Иван Васильевич Негодяев был целовальником при отвозе в Москву казённой горючей серы и свинца, затем избран церковным приказчиком Ровдогорского Петропавловского прихода, в 1705 году - сотским Ровдогорской волости. Иван Васильевич занимался тресковым и палтусовым промыслом, суда для которого (небольшие лодьи) изготавливал сам. Дед кораблестроителя Гавриил Иванович (1671-1743) в 1715 году был земским старостой Околопосадской трети Двинского уезда, в 1722 году - казённым счётчиком при отправке денежной казны из Архангельска, в 1724 году - церковным приказчиком Ровдогорского Петропавловского прихода.
Отец Степана - Матвей Гаврилович (1717-1788) и мать Прасковья Родионовна (урождённая Шубная) работали на своих "домашних пахотных и сенокосных землях", кроме того Матвей Гаврилович занимался судостроением. В семье было пятеро детей: Степан, Осип, Ксения, Мария и Гликерия. Степан был старшим.
Степан учился корабельному делу у своего отца, в 1769 году был отпущен на три года "в российские городы для прокормления". С 1770 года Степан работал на Вавчугской верфи у братьев купцов Бажениных плотником. Затем, строил корабли на верфях судопромышленников Попова, А. Н. Свешникова, Наледина. Благодаря природному таланту и старанию, стал корабельным мастером, строил рыбацкие и торговые суда по собственным чертежам. Получил прозвище Кочнев. Корабли, созданные Кочневым, отличались большой прочностью, остойчивостью и лёгкостью хода.
Кочнев строил суда не только для местных судовладельцев. С 1781 по 1784 годы он построил на вервях купцов Бажениных в Вавчуге и Наледина на р. Пинега для английских купцов Эгерса, Келли и Фанбрина 12 торговых судов английской конструкции от 40 до 200 ластов каждый, из них девять кораблей на Вавчугской верфи, "которые по прибытии в Англию, оказались как в плавании, так и в прочности и во всем похвальны". За кочневские суда и платили дороже. Кочнев получал с каждого построенного им судна по 400 рублей и дополнительные премии. В 1787 году газета "Московские ведомости" № 54 писала: "… иностранные купцы всегда заключают по судостроительному предмету предписания, чтобы корабль был строен Кочневым, как равномерно и за построенные Кочневым за вольную на продажу охотно дают лишнюю плату".
Спойлер:
В начале 80-х годов XVIII века Кочнев приобрёл у лопарей (саамы) рыбные места на реке Вороньей и на западном берегу озера Калье (Хайлово, Кайловка) создал Ровдогорскую верфь. На этой же верфи работал отец Степана, который строил гукоры и сын Иван. Кочнев также вёл тресковый промысел в Баренцевом море, в двух становищах на Мурманском берегу Кольского полуострова он имел рыбные и сальные заводы. Эти промыслы обслуживались судами, построенными судостроителем на Ровдогорской верфи. В 1782 году на верфи был спущен на воду промысловый карбас "Святой апостол Яков", построен галиот "Иоганес Кристемус", позднее переименованный в "Александр Первый".
В 1782-1810 годах на Ровдогорской верфи было построено 13 судов. Степан Матвеевич неоднократно пытался преобразовать свою верфь в предприятие купеческого типа и добиться от правительства разрешения строить на ней суда от 57 до 150 ластов. Однако разрешения не получил, в то же время, в 1785 году Адмиралтейств-коллегия приглашала Кочнева на службу, но он отказался от этого, заявив, что состоянием своим доволен.
Негодяев-Кочнев продолжал строительство судов и на других верфях Архангельской губернии. 12 июня 1787 года на Варавинской верфи купца А. Н. Свешникова в Архангельске он спустил на воду два судна - бриги "Архангельск" и "Северная Двина".
При постройке судов для иностранных заказчиков Степан хорошо изучил английский язык. В 1804 году Степан Матвеевич стал членом Вольного экономического общества, которое наградило его золотой медалью, признавая его заслуги.
В 1805 году Кочнев-Негодяев стал инициатором открытия у себя на родине первой сельской школы и содержал её за свой счёт.
Негодяев-Кочнев лично был знаком со своим земляком Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Он собирал документы, связанные с биографией учёного и на их основе создал одну из первых его биографий, он посылал Ломоносову "камни и пески с родных рек и гор". Степан Матвеевич составил карту "Примерного плана города Холмогоры и ближайших волостей островов с расчленением реки Двины", оказывал помощь в научной работе историку В. В. Крестинину, географам И. И. Лепёхину, Н. Я. Озерецковскому. В 1788 Негодяев-Кочнев по просьбе И. И. Лепёхина составил "Записку о М. В. Ломоносове", где рассказал о юных годах ученого.
В 1828 году Ровдогорскую волость посетил писатель П. П. Свиньин, который записал рассказы Кочнева о молодом Ломоносове. В своих записках П. П. Свиньин "холмогорской округи поселянина, партикулярных судов корабельного строителя или корабельного мастера Степана Негодяева-Кочнева", почитателя великого Ломоносова, любителя книг и поборника просвещения называл "новым Кулибиным".
Умер С. М. Кочнев-Негодяев 17 декабря 1828 года. Погребён при церкви в родной деревне Даниловской.

Семья
В 1732 году Степан Матвеевич женился на Устинье Никитовне Рычковой. В семье было пять детей: сын и четыре дочери. Сын Иван и внук Степана Матвеевича, названный в честь деда - продолжили дело кораблестроителя, строили торговые и промысловые суда.

Память
В начале 1970-х годов на доме Бажениных была установлена мемориальная доска с текстом: "В селе Вавчуге с 1700 по 1732 гг. находилась первая в России купеческая судостроительная верфь братьев Бажениных, основанная по указу ПЕТРА I. Здесь работали талантливые кораблестроители-северяне, в том числе С. Т. Негодяев-Кочев".
В 2012 году в деревне Ровдино (Холмогорский район, Архангельская область) установлена памятная доска в честь корабельного мастера С. М. Негодяева-Кочнева

источники:
Википедия
Быховский И. А. Архангелогородские корабелы / Архангельск, 1988.
__________________

Последний раз редактировалось CLIPER; 10.02.2018 в 22:26.
CLIPER вне форума Ответить с цитированием