Показать сообщение отдельно
Старый 09.03.2018, 16:00   #262
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Каналы и проливы: их значение для мировой торговли

Кулой-Пинега канал



Канал Кулой-Пинега - судоходный канал в Архангельской области России. Соединяет впадающую в Белое море реку Кулой (Сотка) с рекой Пинега (приток Северной Двины).

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
В четвертичном периоде, при неоднократных наступлениях покровных ледников с Кольского полуострова, лёд заполнял всю котловину Белого моря. Во времена последнего Валдайского оледенения лёд перекрыл долину Северной Двины мощной плотиной, выше которой разлилось огромное озеро. Река Пинега, самый большой приток Двины, тоже впадала в это озеро, уровень которого однажды превысил высоту водораздела Пинеги с Кулоем, после чего огромный поток промыл новое русло. Мезенская губа, куда впадает Кулой, Валдайским ледником не была затронута, поэтому сток из озера направился в океан, минуя низовья Двины. После того, как лёд растаял, реки вернулись на свои места, а между Пинегой и Кулоем возник перешеек длиной в 6 вёрст, по которому люди устроили волок. На месте древнего русла реки сохранилась цепочка озёр, которые тоже использовали для облегчения перевозки грузов через волок. Рядом с волоком возникло большое торговое село, нынешняя Пинега.
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
Но в первое десятилетие советской власти, на волне энтузиазма, было решено прорыть канал между этими реками. Уровень Пинеги на 2 метра выше, чем Кулоя, поэтому в конце канала пришлось построить шлюз. Канал построен в 1926-1928 годах. Предназначался для транспортировки древесины на лесопильные заводы Архангельска.
Канал начинается на 124 км реки Пинега, заканчивается на 202 км от устья Кулоя. Длина канала - 6 км. Он проходит по заливаемой весенним половодьем пойме и состоит из ряда расширенных и углублённых озёр, соединённых тремя каналами. Единственный шлюз ("Сотка") имеет деревянные ряжевые головы, откосные стены камеры, деревянные двухстворчатые ворота. Наполнение и опорожнение шлюза происходит через водопроводные отверстия в воротах, снабжённые задвижками. Плановые размеры камеры Кулойского шлюза: 150х12,5 м.
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
В 1929 году, когда по каналу осуществлялось судоходство, он имел следующие характеристики: Расположен по заливаемой весенними водами пойме, лежащей между р. Пинегой и р. Кулоем, несколько выше с. Пинеги, где восточный берег высокий и крутой, представляющий как бы разрез правого берега р. Пинеги. Общая длина канала 6,5 км, куда входит ряд каналообразующих озёр (расширенных и углубленных при устройстве соединения), 3 искусственно прорытых канала общей длиной 1 км и однокамерный шлюз (с деревянными ряжевыми головами и камерой с земляными мощеными откосами). Минимальная ширина канала 20 м по дну с 11/2 - 2 откосами, глубина в межень 90 см. Полезная длина камеры шлюза 160 м, ширина 13 м, глубина при меженной глубине воды на нижнем короле 1,2 м. Средний меженный напор около 100 см, предельные (наблюдаемые) 40-250 см. Длительность пропуска судна при среднем меженном напоре 20-30 минут, при высоком напоре - 30 - 40 минут.
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
В настоящее время шлюз разрушен, канал находится в заброшенном состоянии и используется в основном туристами-байдарочниками. Весной, по большой воде, в канал заходят небольшие суда, на которых доставляют грузы (в основном продовольствие) из Пинеги и Архангельска в Мезень и Лешуконское. Летом канал становился уже непроходим, а после завершения строительства автодороги "Архангельск - Пинега - Мезень" (2008) перевозки могут прекратиться даже весной. В 2008 году курсировали суда "Чайка", "Сфинкс" и ещё два такого же класса.
Сейчас канал в хозяйственном отношении почти не используется, а шлюз сгнил и разрушился. Когда вода в Пинеге поднимается, то часть её стока (относительно небольшая) свободно уходит в Кулой. Это самая настоящая бифуркация - редкое географическое явление. Летом канал может почти полностью пересыхать, воды в нём - "воробью по колено". Восточная бровка древней долины имеет крутой, местами обрывистый склон. Видно, что сложен он толщами гипсов-ангидритов. На площадке коренного берега можно наблюдать уникальный карстовый ландшафт - тысячи больших и малых карстовых воронок покрывают всю поверхность земли. Впечатление такое, как будто район канала Пинега-Кулой долго бомбили с самолетов и обстреливали из всех видов тяжёлой артиллерии.

Источник: Википедия
__________________
CLIPER вне форума Ответить с цитированием