Показать сообщение отдельно
Старый 21.05.2009, 18:04   #71
BronuiN
Капитан 3-го ранга
Человек года - 2008
 
Аватар для BronuiN
 
Спонсор:
Шевалье Франция
Регистрация: 04.02.2008
Адрес: Пять лет не меняется)))
Сообщений: 4,526
Нация: Франция
Пол: Женский
Офицеры Корабли
Репутация: 656

Награды пользователя:

По умолчанию Ответ: Морские легенды и поверья

КОРАБЛЬ МЕРТВЕЦОВ

Возможно, он первым преодолел [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]!

11 августа 1775 года американское китобойное судно «Геральд» попало в штилевую зону вблизи огромного ледяного поля к западу от Гренландии. Ночью внезапно поднялся сильный шторм, взломавший лёд, и команда «Геральда» увидела приближающийся к ним странный корабль, мачты и реи которого были покрыты сверкающим льдом. На борту двухмачтового парусника удалось прочитать название «Октавиус». Ни одной живой души не было видно на палубе, судно явно дрейфовало без участия в этом команды.

Капитан «Геральда» Арчибальд Скотт с несколькими матросами поднялся на борт «Октавиуса». Они обнаружили, что все койки в носовом кубрике заняты мертвецами, прекрасно сохранившимися из-за холода. Капитан корабля был найден замёрзшим за столом в своей каюте, перед ним лежал открытый [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться], на койке находилось тело молодой женщины, судя по всему, его жены. Напротив неё на полу каюты сидел мёртвый моряк, перед ним валялись кремень и деревянные стружки. Смерть как будто настигла его в тот момент, когда он пытался разжечь огонь. Рядом с ним на полу под матросской курткой лежало тело мальчика лет десяти. На камбузе и в кладовой не обнаружилось ни крошки продовольствия, а осматривать трюм погребального корабля суеверные китобои наотрез отказались. Они стремились как можно скорее покинуть корабль мертвецов и, несмотря на уговоры и даже угрозы капитана, отказались искать «судовую кассу», железный ящик для денег и документов. Единственное, что удалось забрать капитану «Геральда» с мёртвого корабля, это судовой журнал и несколько безделушек из капитанской каюты.

При погрузке в баркас судовой журнал, ставший хрупким от мороза, разломился в руках матроса, и большая часть страниц выпала из переплёта в море. Часть их матросам удалось выудить из воды, но они стали фактически нечитаемы. Хорошо сохранились только первые и последние страницы. Китобои с облегчением покинули жуткий корабль, но после шторма вновь наступил штиль, и их судно половину суток простояло в виду корабля мертвецов. Вряд ли морякам «Геральда» приходилось переживать столь жуткую ночь. То им казалось, что в окнах кормовой надстройки «Октавиуса» виден свет, то им чудился на покинутом корабле собачий вой. Под утро с молодым вахтенным случилась истерика. Указывая трясущейся рукой в сторону «Октавиуса», он утверждал: тёмная фигура с фонарём в руках прошла через шкафут на бак. Капитан «Геральда» облегчённо вздохнул, когда поднялся лёгкий ветерок и «Октавиус», поскрипывая реями, дрейфуя, навсегда скрылся в рассветной мгле.

На первых страницах столь драматически обретённого судового журнала были имена членов команды, включая жену и сына капитана, и говорилось об отплытии «Октавиуса» из Англии в Китай 10 сентября 1761 года. Эти страницы заканчивались записью о прекрасной погоде, хорошем ветре и о том, что 19 сентября в виду корабля показались Канарские острова.

Последняя страница содержала единственную запись, сделанную, должно быть, одним из членов команды. В ней говорилось, что корабль уже семнадцать дней находится в плену у льдов; что люди жестоко страдают от холода, что сын капитана умер, а его жена уже не чувствует холода (первый признак приближения смерти от переохлаждения); что после смерти сына капитан Ситтон потерял рассудок и целыми днями сидит, уставившись в переборку, и что старший помощник безуспешно пытается развести огонь. Было указано и приблизительное местонахождение корабля – 75° северной широты, 160° западной долготы. Это на сто миль севернее мыса Барроу на Аляске!

Если верить данным судового журнала, получалось, что корабль с командой покойников совершил дрейф из Тихого океана в Атлантический, двигаясь пресловутым Северо-Западным морским проходом, который к тому времени уже несколько столетий безуспешно искали несколько поколений мореплавателей! К середине XVI века существовало три пути из Западной Европы в страны Востока. Один из них пролегал по суше и контролировался Турцией; другой, вокруг [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться], контролировала Португалия и третий путь, через [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться], находился в руках испанцев. Любой английский, французский или голландский мореплаватель, отправляясь в путешествие к сказочным берегам Востока, воспринимал своё предприятие, как набег на чужую территорию. Именно поэтому возникла мысль о существовании Северо-Западного морского прохода, по которому можно кратчайшим путём пройти из Северной Атлантики к вожделенным странам Азии. На его поиски морские державы снарядили множество экспедиций.

Что же касается истории злосчастного «Октавиуса», то многие современные исследователи считают её обычной журналистской «уткой», тем более что остатки судового журнала «Октавиуса» не сохранились до наших дней. Однако сохранился отчёт капитана Арчибальда Скотта, и его подлинность доказана современными экспертами. Если же признать отчёт подлинным, то непонятно, с чего бы капитану «Геральда» понадобилось измыслить столь невероятную историю. Тем более что при его жизни она мало кого заинтересовала и почти 200 лет провалялась в архивах.

Есть кое-какие сведения и о бриге «Октавиус». Такое судно действительно существовало. Осенью 1761 года под командованием капитана Джона Ситтона оно отплыло из Ливерпуля в Китай и пропало без вести на обратном пути.

По мнению американского исследователя Раймонда Рамсея, капитан Ситтон, возвращаясь из Китая, совершил самонадеянный поступок, граничащий с безумием. Вместо того чтобы идти в обход мыса Доброй Надежды, он решил отыскать мечту моряков того времени Северо-Западный проход. Если Рамсей прав, то первым, кто прошёл Северо-Западным проходом из Тихого океана в Атлантический, был корабль мертвецов, проделавший этот дрейф за 14 лет. Большинство исследователей отрицают возможность такого неуправляемого дрейфа, однако, [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться], знакомый с историей «Октавиуса», считал, что пусть с небольшой вероятностью, но такое могло случиться. Отметим, что сам Амундсен на «Йоа» двигался в обратном направлении, из Атлантического океана в Тихий. Второе же плавание Северо-Западным проходом, аналогичное дрейфу «Октавиуса», было осуществлено только в 1940-1941 годах канадским судном «Сент-Рок».

russfinks.ru
Спойлер:
Кому как, а лично мне эта печальная история кажется правдивой. Хотя трудно себе представить, чтобы парусник мог уцелеть во льдах за 14 лет дрейфа! Его раздавило бы давно или снегом занесло, превратив в ледяную глыбу. А он ещё и дрейф продолжил, благополучно освободившись из ледового плена и не потеряв плавучести. Словно заколдованный...
__________________
Если вас никто не критикует – значит успеха вы еще не добились.
(Малькольм Форбс)

BronuiN вне форума Ответить с цитированием
Пользователь сказал cпасибо:
Сэм Блейк (18.09.2011)