Показать сообщение отдельно
Старый 23.11.2017, 18:33   #11
CLIPER
VIP
Помним...
Ветеран гвардии
Старпом
Пиратский зубоскал
 
Аватар для CLIPER
 
Покровитель:
Пиратский Барон Пираты
Регистрация: 05.03.2013
Адрес: у самого синего моря
Сообщений: 14,845
Нация: Пираты
Пол: Мужской
Офицеры Корабли
Репутация: 1278

Награды пользователя:

По умолчанию Re: Великие композиторы и музыканты

Клод Дебюсси




Дата рождения: 22 августа 1862
Место рождения: Сен-Жермен-ан-Ле, Сена и Уаза
Дата смерти: 25 марта 1918 (55 лет)
Место смерти: Париж
Страна: Франция
Профессии: композитор, критик
Эпоха: музыкальный импрессионизм


Ашиль Клод Дебюсси - французский композитор, музыкальный критик.

Дебюсси нередко называют отцом музыки XX века за способность по-новому передавать звучание каждого аккорда и тональности. Музыкальный талант Дебюсси был настолько широк, что позволял проявить себя в качестве прекрасного исполнителя, дирижера и музыкального критика.
Его произведения отличаются необыкновенным музыкальным изяществом, поэтичностью, изысканностью музыкальных образов.


Биография и творчество
Спойлер:
Ранняя биография
Клод Дебюсси родился 22 августа 1862 года в небольшом городе Сен-Жермен-ан-Ле в небогатой буржуазной семье. Его отец в молодости был военным и служил в морской пехоте, а впоследствии стал заниматься фаянсовым бизнесом. Но, испытав неудачу на этом поприще, он продал свой магазин и перевез родственников в Париж. В семье не было потомственных музыкальных традиций, тем не менее Клод с детства стал демонстрировать большие музыкальные способности. Его первым педагогом стала теща известнейшего поэта П. Верлена Антуанетта-Флора Моте, которая называла себя ученицей Шопена.
Под ее руководством мальчик проявлял невероятные успехи и в 11-летнем возрасте был зачислен в Парижскую консерваторию. Здесь юное дарование проходило обучение у светил французской музыкальной сцены А. Ф. Мармонтеля, А. Лавиньяка и Э. Гиро. Клод учился очень прилежно и старательно, но особенно ничем не выделялся. Будучи студентом, Дебюсси в течение нескольких лет подрабатывал в летний сезон у пианистки Н. Фон Мекк, а также обучал музыке ее детей. Благодаря этому он побывал в России и даже проникся расположением к сочинениям композиторов «Могучей кучки».

Первый взлет
К завершению долгого 11-летнего обучения Клод представил свою дипломную работу - кантату "Блудный сын", написанную на библейский сюжет. Позднее он был награжден за нее Большой Римской премией. Ее создание было навеяно личным обращением автора к Богу. После исполнения произведения в стенах консерватории Ш. Гено назвал 22-летнего Клода гением. Последующие несколько лет Дебюсси как лауреат премии провел в Италии на вилле Медичи. По условиям контракта он должен был заниматься музыкальным творчеством, но композитора постоянно мучили глубокие внутренние противоречия. Находясь под колпаком академических традиций, Клод стремился найти свой музыкальный язык и стиль. Это вызывало многочисленные конфликты и даже споры с преподавателями.
В результате итальянский период не стал самым запоминающимся в творчестве Дебюсси, хотя именно здесь он начал работать над поэмой для голоса с оркестром "Дева-избранница". В этом произведении проявились первые черты собственного музыкального стиля композитора. В дальнейшем на творческое становление Дебюсси оказали большое влияние посещенные им вагнеровские торжества и Парижская всемирная выставка, где он познакомился со звуком яванского гамелана и попал под сильное впечатление от сочинений М. Мусоргского. Кроме того, Клод увлекся творчеством французского поэта-символиста С. Маларме и нередко посещал его кружки. Находясь в этой среде и общаясь со многими поэтами, Дебюсси взял их стихи за основу ряда своих произведений - "Бельгийские пейзажи", "Лунный свет", "Мандолина", "Пять поэм" и других.

Время музыкальных экспериментов
В 1890 году композитор взялся за написание оперы "Родриг и Химена", однако завершить ее так и не смог. Главная причина - у него нередко заканчивалось вдохновение, и найти в себе силы вернуться к начатому он так и не смог. В 1894 году Клод пишет наиболее известное свое произведение - "Послеполуденный отдых фавна". Эта прелюдия для большого оркестра создана на основе поэмы С. Маларме, написанной по мотивам мифологического сюжета. Через некоторое время эта музыка вдохновила С. Дягилева поставить балет, хореографией которого занимался сам В. Нежинский. Еще не завершив предыдущее произведение, Дебюсси принялся за написание трех "Ноктюрнов" для симфонического оркестра. Впервые они были исполнены в декабре 1900 года в Париже. Правда, тогда прозвучали только две части "Облака" и "Празднества", а третий "Ноктюрн" под названием "Сирены" был представлен только через год.
Сам автор пояснял, что "Облака" олицетворяли образ неподвижного неба с медленно плывущими облаками. "Празднества" демонстрировали танцующий ритм атмосферы, сопровождающийся вспышками яркого света, а в "Сиренах" представлен образ моря, где посреди освещенных луною волн заливается смехом и исчезает загадочное пение сирен. В этом произведении отчетливо проявилось стремление автора воплотить в музыке жизненно-реальные образы. "Музыка - как раз то искусство, которое ближе всего к природе", - утверждал Дебюсси.
В 90-е годы XIX века композитор создает единственную завершенную до конца оперу "Пеллас и Мелизанда". Она была показана в Париже в 1902 году и имела неплохой успех у публики, хотя критики выражали довольно негативные оценки. Автору удалось добиться удачного сочетания психологической утонченности музыки с вдохновленной поэзией, что позволило задать новое настроение музыкального выражения. В 1903 году появляется музыкальный цикл "Эстампы", в которых автор попытался синтезировать музыкальные стили различных культур мира.

Период высшего творческого подъема
Начало XX века стало самым плодотворным временем в творчестве Дебюсси. Он постепенно покидает плен символизма и уходит в жанр бытовых сцен и музыкальных портретов. В 1903-1905 годах Клод пишет крупнейшее из своих симфонических сочинений - "Море". Он задумал написать это произведение по мотивам глубоких личных впечатлений, полученных от наблюдения за огромной водной стихией. Кроме того, на него вновь оказали влияние художники-импрессионисты и японский мастер ксилографических пейзажей Хокусаи. "Море относилось ко мне хорошо"», - однажды произнес Дебюсси.
Масштабное сочинение состоит из трех частей. Первая "От зари до полудня на море" начинается неторопливо, но затем начинают перекликаться деревянные инструменты, и появляется движение морских волн. Далее в "Игре волн" сохраняется радужное настроение, подчеркнутое оркестровыми эффектами и звонкими колокольчиками. В третьей части "Диалог ветра и моря" море показано совсем иным - бурным и грозным, его облик дополняют драматические образы, обозначающие мрачное и тревожное настроение.

Имя Дебюсси неразделимо с фортепианной музыкой. Он не только прекрасно сочинял, но и был блестящим пианистом и даже выступал в роли дирижера. Известная пианистка М. Лонг сравнивала игру Клода с манерой Ф. Шопена, в которой угадывалась плавность исполнения, а также полнота и густота звука. Нередко именно в этой воздушности он и искал вдохновение, находясь в долгих колористических поисках.
Также композитор пытался нащупать прочную связь с национальными музыкальными истоками. Подтверждением этому стала серия фортепианных произведений "Сады под дождем", "Вечер в Гранаде", "Остров радости".
Начало прошлого века было ознаменовано поиском новых нетрадиционных средств музыкальной выразительности. Многие авторы были убеждены, что классические и романтические формы бесперспективны исчерпали себя. Пытаясь обнаружить новые средства, композиторы стали все чаще обращаться к истокам неевропейской музыки. Среди жанров, привлекших пристальное внимание Дебюсси, оказался джаз. Именно с его подачи это музыкальное направление стало очень популярно в Старом свете.

Поздний творческий период
Несмотря на начавшуюся тяжелую болезнь, это время запомнилось активнейшей композиторской и исполнительской деятельностью Дебюсси. Он участвует в концертных поездках по Европе и России, где был принят с большими почестями и размахом. Клод лично встречался с рядом российских музыкантов, отчего стал испытывать еще больший пиетет к русской музыке.
Автор вновь обращается к фортепианному творчеству. В 1908 году он закончил сюиту "Детский уголок", которую посвятил собственной дочери. В этом произведении Клод попытался представить с помощью музыки мир глазами ребенка, используя узнаваемые образы - игрушечного слона, куклы, маленького пастуха. В 1910 и 1913 годах были созданы тетради прелюдий, где слушателю полностью открывается образный мир Дебюсси. В "Дельфийских танцовщицах" Клод сумел найти уникальное сочетание строгости античного храма и обрядовой языческой чувственности, а в "Затонувшем соборе" отчетливо перекликаются мотивы старинной легенды.
В 1913 году Дебюсси удалось выразить свою любовь к балетному искусству. Он написал музыку к балету "Игры", который труппа С. Дягилева представила в Лондоне и Париже. В годы Первой мировой творческая активность автора пошла на спад, его охватывают глубокие патриотические чувства. Он поставил перед собой задачу воспеть красоту в пику масштабным разрушениям войны. Эта тема прослеживается в ряде произведений - "Ода Франции", "Героическая колыбельная", "Рождество детей, лишенных крова". В 1915 году он решил создать Двенадцать этюдов в память о Ф. Шопене, но закончить их до конца не сумел.

Клод был чрезвычайно подавлен всем происходящим в стране. Ужас войны, кровь и разрушения вызывали глубокую душевную тревогу. Усиливала тяжкое восприятие действительности тяжелая болезнь, поразившая композитора в 1915 году. Однако до своих последних дней Дебюсси был верен музыке и не прекращал творческих исканий. Композитор скончался в Париже 26 марта 1918 года во время бомбардировки города немецкими войсками.

Личная жизнь
Знаменитый французский музыкант вел активную личную жизнь, но женат был лишь дважды. Первой его супругой стала Лили Тескье, брак с которой был заключен в 1899 году. Их союз продлился всего пять лет. Новой пассией Дебюсси станет обольстительная мадам Бардак, с сыном которой Клод занимался композицией. Спустя некоторое время у пары родилась дочь Эмме.

Интересные факты
Спойлер:
Будущий композитор появился на свет в 1862 г. Его отец зарабатывал на прокорм семейства продажей посуды – у него была собственная фаянсовая лавка. В двухлетнем возрасте Ашиль стал столичным жителем – отец продал свое заведение и перевез семью в Париж. Там он устроился бухгалтером.
Дебюсси начал обучаться музыке не очень рано. Но в 10-летнем возрасте он уже поступил в Парижскую консерваторию.
Молодой человек был чрезвычайно талантлив, это отмечали преподаватели. Однако, когда он несколько «оперился», у него стал формироваться свой взгляд на искусство, и он никак не мог найти «точки соприкосновения» между классическими канонами, которых придерживались именитые учителя, и собственными наработками.
Дипломная работа юноши, написанная на тему библейского сюжета, носила название «Блудный сын». Она оказалась великолепна! Выпускника удостоили Большой Римской премии и в качестве лауреата этой награды отправили совершенствовать свой талант в Италию.
Казалось бы, работа в прекрасной Италии, на родине великих композиторов и мастеров кисти, среди божественной природы, на богатой вилле Медичи – что может быть лучше для молодого музыканта? Однако Дебюсси остался не в восторге от этого периода жизни: полученную премию надо было «отрабатывать», создавая классические произведения, а у него не лежала к этому душа.
В 17-летнем возрасте Дебюсси впервые попытал счастья на личном фронте: он горячо влюбился в свою ученицу – еще более юную, 15-летнюю Сонечку фон Мекк. Конец романтическим отношениям положила ее мать – миллионерша: вызвав Ашиля Клода на откровенный разговор, она прямым текстом объявила ему, что не согласна породниться с бедным музыкантом, каким бы гениальным он ни был. В отчаянии Дебюсси оставил место службы.
Дебюсси быстро загорался новыми идеями, но часто бросал произведения незаконченными.
Слава пришла к композитору после 50 лет – настоящая слава, а вместе с нею деньги, почитание. До этого он вел столь нищенское существование, что однажды, сделав предложение любимой женщине, должен был дать урок музыки, чтобы расплатиться за праздничный завтрак в день свадьбы.
Несмотря на сложный, противоречивый характер Дебюсси, его материальную необеспеченность и ветреность, он никогда не оставался без внимания женщин. Его любили без памяти многие. Две прекрасные дамы даже пытались покончить жизнь самоубийством из-за гениального возлюбленного. Одна из них до конца своих дней носила потом пулю в груди – ее не удалось извлечь.
Дебюсси ни одного разу не бывал на постановках своих музыкальных пьес.
Клод Дебюсси равнодушно отнесся к славе, когда она наконец настигла его.
Прожил композитор 55 лет. Последние годы были омрачены тяжкой болезнью – раком кишечника, который тогда не умели лечить. Умирал он под грохот сражений Первой Мировой войны.
Большое влияние на творчество композитора оказали русские гении музыки: Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, и он этого не отрицал. Дебюсси бывал с концертами в царской России.

Неудачливый жених.
Семнадцатилетний Дебюсси был учителем музыки в семье Надежды Филаретовны фон Мекк, покровительницы Чайковского и страстной любительницы музыки. Дебюсси занимался с детьми миллионерши фортепиано, аккомпанировал певцам, участвовал в домашних музыкальных вечерах. Хозяйка души не чаяла в юном французе, подолгу и с упоением беседовала с ним о музыке. Однако когда юный музыкант без памяти влюбился в ее пятнадцатилетнюю дочь Соню и попросил у Надежды Филаретовны ее руки, разговоры о музыке мигом прекратились...
Зарвавшемуся учителю музыки было немедленно отказано от места.
- Дорогой месье, - сухо сказала фон Мекк Дебюсси, - не будем путать Божий дар с яичницей! Помимо музыки я очень люблю лошадей. Но это вовсе не значит, что я готова породниться с конюхом...

Поверженный кумир.
Как-то раз Клод Дебюсси отправился вместе с друзьями молодости в Парижскую Гранд-опера на представление вагнеровской оперы "Тристан и Изольда". Надо сказать, что в юношеские годы Дебюсси обожал Вагнера до самозабвения. Друзья весело вспоминали сумасбродства той поры, в том числе моду на поклонение Вагнеру. Один из школьных товарищей поддел Клода:
- Удивительно, что при всей твоей преданнейшей любви к Вагнеру ты не стал его подражателем...
- Ах, оставь, - усмехнулся Дебюсси. - Сколько раз тебе приходилось с удовольствием лакомиться курицей, однако я не слышал, чтобы ты начал кудахтать...

Скромный любитель бесславия
Если подавляющее большинство композиторов в своей жизни страстно искали славу, то Дебюсси - наоборот. Он ни разу в жизни не бывал на постановках собственных опер и отвергал славу, которая пришла к нему в конце жизни. Ну а по поводу своей музыки он всегда скромно говорил:
- Если бы Бог не любил мою музыку, я бы ее не писал...

Обтекаемый ответ.
У Дебюсси как-то спросили, каково его мнение о Рихарде Штраусе.
- Как Рихарда - я люблю Вагнера, а как Штрауса - я люблю Иоганна.

Спринтер.
У Клода Дебюсси частенько "не хватало дыхания", чтобы закончить произведение крупной формы. Незаконченными остались оперы "Родриг и Химена", "Падение дома Эшеров". Когда у композитора спрашивали, отчего он не пишет симфонии, Дебюсси весело отвечал:
- Зачем зарабатывать одышку, строя симфонии? Давайте делать оперетты!

Произведения
Спойлер:
Оперы
Пеллеас и Мелизанда (1893—1895, 1898, 1900—1902)

Балеты
Камма (1910—1912)
Игры (1912—1913)
Ящик с игрушками (1913)

Сочинения для оркестра
Симфония (1880—1881)
Сюита «Триумф Вакха» (1882)
Сюита «Весна» для женского хора и оркестра (1887)
Фантазия для фортепиано с оркестром (1889—1896)
Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» (1891—1894). Имеется также авторская обработка для двух фортепиано, сделанная в 1895 г.
"Ноктюрны" — программное симфоническое произведение, включающее в себя 3 пьесы: «Облака», «Празднества», «Сирены» (1897—1899)
Рапсодия для альтового саксофона с оркестром (1901—1908)
«Море», три симфонических эскиза (1903—1905). Имеется также авторская обработка для фортепиано в 4 руки, сделанная в 1905 г.
Два танца для арфы и струнных (1904). Имеется также авторская обработка для двух фортепиано, сделанная в 1904 г.
«Образы» (1905—1912)

Камерная музыка
Фортепианное трио (1880)
Ноктюрн и скерцо для скрипки и фортепиано (1882)
Струнный квартет (1893)
Рапсодия для кларнета и фортепиано (1909—1910)
«Сиринга» для флейты соло (1913)
Соната для виолончели и фортепиано (1915)
Соната для флейты, арфы и альта (1915)
Соната для скрипки и фортепиано (1916—1917)

Сочинения для фортепиано
А) для фортепиано в 2 руки

«Цыганский танец» (1880)
Две арабески (около 1890)
Мазурка (около 1890)
«Грезы» (около 1890)
«Бергамасская сюита» (1890; отредактирована в 1905)
«Романтический вальс» (около 1890)
Ноктюрн (1892)
«Образы», три пьесы (1894)
Вальс (1894; ноты утрачены)
Пьеса «Для фортепиано» (1894—1901)
«Образы», 1-я серия пьес (1901—1905)
I. Reflet dans l’eau // Отражения в воде
II. Hommage а Rameau // Посвящение Рамо
III.Mouvement // Движение
Сюита «Эстампы» (1903)
Пагоды
Вечер в Гренаде
Сады под дождём
«Остров радости» (1903—1904)
«Маски» (1903—1904)
Пьеса (1904; на материале наброска к опере «Чёрт на колокольне»)
Сюита «Детский уголок» (1906—1908)
Doctor Gradus ad Parnassum // Доктор «Gradus ad Parnassum» или Доктор «Путь к Парнасу». Заглавие связано со знаменитым циклом этюдов Клементи — систематическими упражнениями для достижения вершин исполнительского мастерства.
Колыбельная слона
Серенада кукле
Снег танцует
Маленький пастух
Кукольный кэк-уок
«Образы», 2-я серия пьес (1907)
Cloches à travers les feuilles //Колокольный звон сквозь листву
Et la lune descend sur le temple qui fut //Развалины храма при свете луны
Poissons d`or // Золотые рыбки
«Hommage a Haydn» (1909)
Прелюдии. Тетрадь 1 (1910)
Danseuses de Delphes // Дельфийские танцовщицы
Voiles // Паруса
Le vent dans la plaine // Ветер на равнине
Les sons et les parfums tournent dans l’air du soir // Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе
Les collines d’Anacapri // Холмы Анакапри
Des pas sur la neige // Шаги на снегу
Ce qu’a vu le vent de l’ouest // Что видел западный ветер
La fille aux cheveux de lin // Девушка с волосами цвета льна
La sérénade interrompue // Прерванная серенада
La cathédrale engloutie // Затонувший собор
La danse de Puck // Танец Пёка
Minstrels // Менестрели
«Более, чем медленный (вальс)» (1910)
Прелюдии. Тетрадь 2 (1911—1913)
Brouillards // Туманы
Feuilles mortes // Мёртвые листья
La puerta del vino // Ворота Альгамбры [традиционный перевод]
Les fées sont d’exquises danseuses // Феи — прелестные танцовщицы
Bruyères // Вереск
General Levine — eccentric // Генерал Левайн (Лявин) — эксцентрик
La Terrasse des audiences du clair de lune // Терраса свиданий при лунном свете (Терраса, освещённая лунным светом)
Ondine // Ундина
Hommage а S.Pickwick Esq. P.P.M.P.C. // Дань почтения С. Пиквику, эсквайру
Canope // Канопа
Les tierces alternées // Чередующиеся терции
Feux d’artifice // Фейерверк
«Героическая колыбельная» (1914)
Элегия (1915)
«Этюды», две книги пьес (1915)
Б) для фортепиано в 4 руки

Andante (1881; не опубл.)
Дивертисмент (1884)
«Маленькая сюита» (1886—1889)
«Шесть античных эпиграфов» (1914). Имеется авторская обработка последней из шести пьес для фортепиано в 2 руки, сделанная в 1914 г.
В) для 2-х фортепиано

«Чёрное и белое», три пьесы (1915)

Обработки чужих произведений
Две гимнопедии (1-я и 3-я) Э. Сати для оркестра (1896)
Три танца из балета П. Чайковского «Лебединое озеро» для фортепиано в 4 руки (1880)
«Интродукция и рондо каприччиозо» К. Сен-Санса для 2-х фортепиано (1889)
Вторая симфония К. Сен-Санса для 2-х фортепиано (1890)
Увертюра к опере Р. Вагнера «Летучий голландец» для 2-х фортепиано (1890)
«Шесть этюдов в форме канона» Р. Шумана для 2-х фортепиано (1891)

Наброски, утерянные работы, замыслы
Опера «Родриго и Химена» (1890—1893; не завершена). Реконструирована Ричардом Лэнгхемом Смитом и Эдисоном Денисовым (1993)
Опера «Чёрт на колокольне» (1902—1912?; наброски). Реконструирована Робертом Орледжем (премьера — в 2012)
Опера «Падение дома Ашеров» (1908—1917; не завершена). Имеется несколько реконструкций, в том числе Хуана Альенде-Блина (1977), Роберта Орледжа (2004)
Опера «Преступления любви (Галантные празднества)» (1913—1915; наброски)
Опера «Саламбо» (1886)
Музыка к спектаклю «Свадьбы Сатаны» (1892)
Опера «Эдип в Колоне» (1894)
Три ноктюрна для скрипки с оркестром (1894—1896)
Балет «Дафнис и Хлоя» (1895—1897)
Балет «Афродита» (1896—1897)
Балет «Орфей» (около 1900)
Опера «Как вам это понравится» (1902—1904)
Лирическая трагедия «Дионис» (1904)
Опера «История Тристана» (1907—1909)
Опера «Сиддхартха» (1907—1910)
Опера «Орестея» (1909)
Балет «Маски и бергамаски» (1910)
Соната для гобоя, валторны и клавесина (1915)
Соната для кларнета, фагота, трубы и фортепиано (1915)


[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]

__________________

Последний раз редактировалось CLIPER; 24.11.2017 в 22:14.
CLIPER вне форума Ответить с цитированием